astana-view

Закон РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам кинематографии»

07 Июля 2020
3760 просмотров

Концепция к проекту Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам кинематографии»

1. Название законопроекта.

Проект Закона Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам кинематографии» (далее – проект закона).

2. Обоснование необходимости разработки законопроекта.

Основанием для разработки проекта закона является программа «Рухани жаңғыру», Концепция культурной политики Республики Казахстан, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 4 ноября 2014 года № 939 (далее – Концепция культурной политики) и Постановление Правительства Республики Казахстан «Об утверждении Государственной программы по реализации языковой политики в Республике Казахстан на 2020-2025 годы» от 31 декабря 2019 года № 1045.

С учетом обозначенных задач, предусмотренных в программе «Рухани жаңғыру», Концепции культурной политики и Закона Республики Казахстан «О кинематографии» разработка Законопроекта обусловлена необходимостью совершенствования законодательства в области кинематографии, в части:

  1. законодательного урегулирования механизма создания кинокомиссии и его функционирования;
  2. систематизации и законодательной регламентации сохранения и развития материально-технической базы сферы кинематографии;
  3. включение новых понятии;
  4. участия национальных фильмов в международных кинофестивалях, проведению дней кино и иных мероприятиях, направленных на продвижение национального фильма за рубежом;
  5. регламентация развития международных связей в сфере кинематографии, представительство в международных организациях кинематографии, комиссиях, участие и представление киноиндустрии Республики Казахстан на международных кинорынках, кинобизнес-площадках и других мероприятиях;
  6. определения порядка субсидирования в сфере кинематографии и др.

В нынешних условиях, когда сфера киноиндустрии становится одним из ресурсов экономики, привлекательной инвестиционной средой для бизнес-инициатив, что позволяет вывести отдельные виды киноискусства и кинопроизводство на экономически прибыльный (рентабельный) уровень, а именно: фильмы, анимацию и другие.

В целях качественной и эффективной реализации государственной политики в области киноиндустрии возникает необходимость внесения ряда поправок в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам кинематографии.

Создание региональных кинокомиссии

В действующей редакции Закона РК «О кинематографии» деятельность кинокомиссий не предусмотрена.

Кинокомиссии в мировой практике – это некоммерческие организации при местных исполнительных органах, целью которых является обеспечение условий для профессионального кинопроизводства на соответствующей территории и привлечения инвесторов в лице кинопроизводителей из других регионов и стран.

Кинокомиссии играют огромную роль в росте региона и национальной экономики в целом – развивается международная продукция, повышается качество сопутствующих услуг и квалификация местных кадров, привлекаются иностранные инвестиции, а также возрастает и туристическая привлекательность территорий.

В этой связи, организация деятельности кинокомиссий в Казахстане является одной из основных задач развития отечественной киноиндустрии. Во всем мире кинокомиссии формируются и функционируют при непосредственной поддержке государства. Внедрение данной системы ускорит как внутренний рост казахстанской отрасли кино, так и ее выход на международный рынок.

Сегодня в мире насчитывается более 1000 кинокомиссий и более чем в 100 государствах, а с 2020 года в это профессиональное сообщество вошел Казахстан, когда Государственный центр поддержки национального кино вступил в Международную ассоциацию кинокомиссий AFCI.

Процесс кинопроизводства для съемочных групп должен быть максимально удобным, и поэтому кинокомиссия выступает модератором между региональной властью и кинокомпаниями, а их продуктивное взаимодействие обеспечивается по принципу службы «одного окна», когда кинокомиссия принимает заявку на съемки от кинопроизводителя и далее осуществляет все необходимые согласования.

Услуги кинокомиссии будут предоставляются безвозмездно (консультирование по вопросам съемок в регионе, подбор локаций для съемок, получение разрешений на съемки, согласование объектов для съемок, обеспечение безопасности съемок (МВД, ДПС, охраны, скорой помощи и др.), подбор местных кадров для съемок, привлечение местных компаний и технических ресурсов, подбор мест проживания и питания съемочных групп, PR-поддержка и координация работы со СМИ, обеспечение компенсации части расходов до 30% и др.).

Расширение видов деятельности Государственного центра поддержки национального кино (далее - Центр)

По Правилам осуществления государственных закупок потенциальному Подрядчику необходимо иметь опыт работы на рынке закупаемых товаров, работ, услуг – два года. В то время как Центр создан от 15 марта 2019 г.

Добавление функции «по участию национальных фильмов в международных кинофестивалях, проведению дней кино и иных мероприятий, направленных на продвижение национального фильма за рубежом» обеспечит финансирование путем прямого заключения договора с уполномоченным органом, а не путем участия Центра в открытом конкурсе, что противоречит Пп.2) пункта 442 Правил осуществления государственных закупок, в которых установлены квалификационные требования в части наличия опыта. Для осуществления уставных задач Центра в полной мере – важно иметь финансирование этой деятельности.

Кроме того, в связи с тем, что конкурсные отборы кинопроектов проводятся ежегодно, появляется необходимость ежегодного изменения состава Экспертного совета. Внесение изменений в состав требуется для качественного и прозрачного отбора и принятия решения о финансировании.

Также проектом Закона предусмотрено обязательное субтитрирование и тифлокомментирование кинопроектов. Данное дополнение вносится в связи с тем, что в случае получения средств на производство полнометражного национального фильма, создаваемого в художественной или анимационной форме, их получатель обязан осуществить субтитрирование и тифлокомментирование этого фильма в рамках выделенных средств.

Понятийный ряд

В целях обеспечения единой правоприменительной практики при реализации норм Закона «О кинематографии» остро стоит необходимость включения новых понятии, содержащих термины «кинофестиваль», «дни кино», «кинорынок» и «кинобизнес-площадка» и др.

Кинофестиваль - культурно-просветительное мероприятие, которое представляет собой показ специально отобранных фильмов. Проведение кинофестивалей и других культурных мероприятий являются очень важными событиями в сфере кинематографии.

Задачей кинофестиваля является, не парад приглашенных звезд на красной дорожке, а создание условий, по которым кинематографисты мира сочтут за честь посетить фестиваль для продвижения собственных фильмов и поиска партнеров. Этого можно добиться, только если фестиваль будет преследовать долгосрочную стратегию делового бренда и репутации.

Так же целью фестиваля является популяризация киноискусства, привлечение международного киносообщества к возможностям Казахстана, обмен опытом и запуск копродукции.

3. Цели принятия законопроекта.

Целью принятия проекта Закона является совершенствование действующего законодательства и создание благоприятных условий для развития кинематографии в Республике Казахстан путем создания кинокомиссий, привлечения иностранных инвесторов, представления киноиндустрии Республики Казахстан на международных кинорынках, кинобизнес-площадках и других мероприятиях.

4. Предмет регулирования законопроекта.

Предметом регулирования законопроекта являются общественные отношения в сфере кинематографии и определение правовых, экономических и организационных основ сферы кинематографии.

5. Структура и содержание законопроекта. 

Структура законопроекта включает две статьи:

Статьей 1 вносятся изменения и дополнения в следующие законодательные акты Республики Казахстан:

  1. Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)»;
  2. Закон Республики Казахстан «О кинематографии».

Статьей 2 определяется порядок введения в действие закона.

6. Результаты проведенного правового мониторинга законодательных актов в соответствующей сфере.

По результатам проведенного мониторинга необходимость внесения изменений и дополнений в законодательные акты не выявлена.

7. Предполагаемые правовые и социально-экономические последствия в случае принятия законопроекта.

Правовые последствия принятия законопроекта заключаются в повышении эффективности правового регулирования в области кинематографии.

Социально-экономические последствия принятия законопроекта заключаются в повышении качества деятельности, направленной на реализацию государственной политики в области кинематографии.

Принятие законопроекта не повлечет негативных социально-экономических и правовых последствий.

8. Необходимость одновременного (последующего) приведения других законодательных актов в соответствие с разрабатываемым законопроектом.

Требует одновременного приведения в соответствие с разрабатываемым проектом закона следующих законодательных актов:

1) Кодекс РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)»;

2) Закон Республики Казахстан «О кинематографии».

9. Урегулированность предмета законопроекта иными нормативными правовыми актами.

Предмет данного законопроекта регламентируется положениями Закона Республики Казахстан от 3 января 2019 года «О кинематографии».

10. Наличие по рассматриваемому вопросу зарубежного опыта.

Система возврата части затраченных средств инвесторам (путем предоставления субсидий или же рибейтов) и профессиональные услуги кинокомиссий, наряду с живописными ландшафтами и развитой инфраструктурой, являются основными составляющими успешного международного сотрудничества в кино, эффективным инструментом продвижения регионов как конкурентоспособных площадок для фильмов и сериалов.

Новая Зеландия по-прежнему остается успешным примером развития региональной отрасли кино, благодаря всемирно известной франшизе «Властелин колец», производство которой сегодня продолжает компания Amazon в формате сериала.

В России активно действуют около 10 региональных кинокомиссий. К примеру, Московская кинокомиссия была создана 2018 году по поручению Мэрии Москвы и к настоящему времени рассмотрела более 190 заявок от кинематографистов, оказала содействие в проведении съемок более 400 эпизодов фильмов и телепроектов, а также реализовала более 20 иностранных проектов на территории Москвы.

Согласно действующей редакции статьи 15 Закона РК «О кинематографии», а также Правилам и условиям выплаты субсидий в сфере кинематографии, утвержденным Министерством культуры и спорта РК, минимальный вклад инвестора должен составлять не менее 130 000 МРП (≈ $ 850 000), что является завышенной планкой для страны, которая малоизвестна в мировом кинобизнесе и пока не имеет успешного опыта реализации международных кинопроектов на своей территории.

К примеру, данный показатель по художественным фильмам в ряде преуспевающих стран существенно ниже: Грузия – от 250 000 $; ОАЭ – от 200 000 $; Франция – от 250 000 €; Мальта и Греция – от 100 000 €; Хорватия – от 250 000 €; Сербия – от 300 000 € и др. Но, а более высокая ставка (от 1 млн. $) достигнута в странах с многолетним опытом инвестиций и кинотуризма, таких как Новая Зеландия, Испания или Марокко.

Считаем целесообразным исключить из редакции статьи 15 Закона РК «О кинематографии» указание конкретной минимальной ставки инвестиций и определить ее в Правилах и условиях выплаты субсидий в сфере кинематографии, утвержденных приказом Министра культуры и спорта РК от 22 июля 2019 года № 206.

11. Предполагаемые финансовые затраты, связанные с реализацией законопроекта.

Реализация законопроекта не потребует дополнительных финансовых затрат из государственного бюджета.

 


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры