astana-view

Более 4 млрд. тенге помогли сохранить бизнесу эксперты Палаты предпринимателей Атырауской области

11 Сентября 2020
- Атырауская область
3624 просмотров

9 сентября 2013 года совместным решением Правительства РК и НЭПК «Союз «Атамекен» была создана Национальная палата предпринимателей. Главной задачей «Атамекена» стали защита прав и интересов бизнеса и обеспечение широкого охвата и вовлеченности всех предпринимателей в процесс формирования законодательных и иных нормативных правил работы бизнеса. Свои основные функции «Атамекен» реализует на базе региональных палат (14 областей и города Нур-Султан, Алматы и Шымкент), 194 районных филиалов, центров поддержки. Какая работа по поддержке бизнеса была проведена за эти годы в Атырауской области? С этим вопросом мы обратились к директору Палаты предпринимателей Атырауской области Абдолле Идресову. 

- Абдолла Хамиевич, в этом году ваша организация отмечает 7-летний юбилей. На сегодняшний день достигнуты ли те задачи, которые были поставлены в начале пути?
- В основу деятельности НПП «Атамекен» заложены задачи по защите, поддержке бизнеса и созданию благоприятных условий для развития предпринимательства. С момента создания и по сегодняшний день в этом направлении ведется планомерная работа. Все мы знаем, что в первые годы обретения независимости граждане, выбравшие сферу предпринимательства для своей деятельности, столкнулись со многими проблемами и были вынуждены решать их самостоятельно. Современным предпринимателям в этом плане намного легче, так как на сегодня есть организация в лице НПП «Атамекен», куда субъекты бизнеса могут обратиться по любым возникающим вопросам. У нас есть пул юристов, готовых оказать помощь по вопросам защиты прав и интересов бизнеса, есть консультанты, которые могут помочь с информационной поддержкой, есть эксперты, которые окажут помощь с сопровождением бизнес – проектов. На базе «Атамекен» начинающий либо действующий предприниматель совершенно бесплатно может пройти обучение бизнесу. Ежегодно организуется съезд НПП «Атамекен», где подводятся итоги проведенной работы и определяются задачи на предстоящий период. Если в первые годы стояла задача по формированию, в целом, нормативно-правовой базы для развития предпринимательства, которая на сегодня сформирована, то сейчас один из основных приоритетов деятельности «Атамекен» – это автоматизация бизнес – процессов. Каждый новый год ставит перед нами новые задачи и мы стараемся решать их с максимальной пользой для бизнеса.   

- Одним из основных направлений деятельности вы отметили защиту прав и интересов бизнеса. Сколько обращений поступило в региональную Палату за эти годы? 
-  С 2013 года и по настоящее время в Палату предпринимателей Атырауской области обратилось свыше 3500 предпринимателей. Из них по линии защиты бизнеса поступило 1622 обращения, из которых положительно решены – 871. Защищены имущественные права бизнеса на сумму более 4 млрд. тенге. В этой связи, нужно отдельно отметить работу Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции, в состав которого входят представители бизнеса, общественных организаций, государственных, контролирующих и надзорных органов. Совет был создан в 2014 году. С того момента на Совете было рассмотрено свыше 100 проблемных вопросов бизнеса, как частных, так и системных, большинство из которых нашли положительное решение.           

- Одним из инструментов поддержи начинающих предпринимателей и тех, кто только планирует создать свой бизнес, является проект «Бастау», запущенный Национальной Палатой предпринимателей «Атамекен». Расскажите о проекте. Каковы на сегодня его результаты в Атырауской области? 
- Проект «Бастау» был запущен в 2017 году. Основная его задача – оказание поддержки безработным гражданам и начинающим предпринимателям. С начала реализации проекта всего по Атырауской области было обучено свыше 4 тысяч безработных и самозанятых граждан. 1058 участников проекта получили финансирование на сумму 2,8 млрд. тенге для создания собственного бизнеса, из них 522 участника получили государственные гранты в размере 100 и 200 МРП. В прошлом году был также запущен проект «Жас касипкер», который предусматривает обучение безработной и самозанятой молодежи. В рамках данного проекта обучено 600 человек, из них 308 – получили гранты в размере 200 МРП на общую сумму 155 млн. тенге.

- Какая работа проводится Палатой предпринимателей Атырауской области по поддержке отечественных товаропроизводителей?
- По нашей области насчитывается свыше 160-ти отечественных товаропроизводителей, которые выпускают 756 наименований продукции. В рамках поддержки ОТП по поручению Правительства и инициативе НПП «Атамекен» повсеместно по республике на базе региональных Палат были созданы Проектные офисы, работает специальная комиссия при акиме области, на заседаниях которых рассматриваются актуальные вопросы поддержки ОТП. Сейчас основным инструментом поддержки ОТП является их участие в государственных закупках и закупках квазигосударственного сектора. В этой связи, создан реестр отечественных товаропроизводителей, куда вносятся производители, имеющие индустриальный сертификат и сертификат СТ-КЗ. В случае организации конкурса госзакупок отбор производится среди этих компаний. Такая же работа проводится сейчас и по квазигосударственному сектору.    

- Текущий год выдался нелегким для бизнеса. Как отразились последствия пандемии на уровне предпринимательства области? Какие меры были предприняты региональной Палатой для оказания поддержки бизнесу в период локдауна?    
- Во время ЧП и введенного после этого режима карантина при Палате предпринимателей Атырауской области была сформирована рабочая группа, которая совместно с областным оперативным штабом работала для решения проблем предпринимателей. Были закреплены ответственные специалисты, которые были на связи 24 часа в сутки.
До введения режима ЧП в Атырауской области действовало 49 838 субъектов бизнеса, с численностью занятых около 138 тыс. человек. Из-за введения карантина, в области приостановили свою деятельность свыше 18 тысяч субъектов предпринимательства, это порядка 30%. Свыше 22 тысяч сотрудников были отправлены в отпуск без содержания. Наиболее сильно пострадала сфера услуг, а именно объекты общественного питания, парикмахерские и салоны красоты, гостиничный бизнес, туризм, торговля непродовольственными товарами, от которых в этот период больше всего поступали обращения в адрес Палаты предпринимателей. Выявлено порядка 600 проблемных вопросов, в основном, предпринимателей интересовали вопросы отсрочек платежей по кредитам, налоговых льгот, снижения аредной платы, выплат пособий для высвобожденных работников. В марте текущего года для свободного передевижения по городу транспорта разрешенных видов предпринимательства региональной Палатой был разработан сайт www.atyrau.infokazakhstan.kz. С 17 августа заработала информационная система infokazakhstan.kz для регистрации и возобновления деятельности бизнеса. На сегодняшний день порядка 11000 предпринимателей зарегистрировались на сайте и возобновили свою деятельность. 

- И в завершение, какие меры необходимо предпринять для эффективного восстановления бизнес-среды? 
- Президент страны в своем недавнем Послании поставил ряд задач для восстановления экономики и поддержки предпринимательства. Эффективная их реализация поможет бизнесу быстрее справиться с последствиями пандемии. На местном уровне , я считаю, должна быть принята региональная программа поддержки пострадавших отраслей экономики. Ранее нами был проведен скрининг экономического развития региона, результаты которого могут послужить основой для разработки региональной карты развития.   

- Спасибо за интервью!
 


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры