astana-view

Промежуточные итоги переговоров по внесению изменений в Таможенный кодекс ЕАЭС 

20 Ноября 2020
912 просмотров

10-11 ноября т.г. состоялось 2-ое заседание Экспертной группы, созданной при Рабочей группе по совершенствованию таможенного регулирования в ЕАЭС.

На повестке встречи был вопрос подготовки проекта Протокола о внесении изменений в Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза от 11 апреля 2017 года.

Участие в заседании, прошедшем в режиме онлайн, приняли представители государственных органов Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации, Евразийской экономической комиссии, а также представители казахстанского и российского бизнес-сообществ. Представители Республики Армения участия в заседании не принимали в связи со сложной эпидемиологической обстановкой в стране.

На заседании Экспертной группы были обсуждены предложения государств-членов Союза по классификации, происхождению и таможенной стоимости товаров.

Переговорная команда Республики Казахстан 10-11 ноября т.г. была представлена: Министерством национальной экономики (координатор), Комитетом государственных доходов Министерства финансов и Национальной палатой предпринимателей РК «Атамекен», представители иных государственных органов Казахстана (члены Экспертной группы) участия на заседании не принимали. 11 ноября т.г. отсутствовали авторы поправок от Министерства торговли и интеграции, Комитета государственных доходов.

На заседании поднималась концептуальная поправка Российской Федерации в подпункт 2) пункта 2 статьи 20 ТК Союза, предусматривающая дополнение Кодекса новым основанием, когда таможенный орган осуществляет классификацию товаров на уровне первых четырех знаков, – в рамках проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, начатой до выпуска товаров. Товар и документы на него в наличии, однако, если декларантом по запросу таможенного органа не представлены дополнительные документы, последний имеет право классифицировать товар на уровне первых 4 знаков.

В случае принятия данной поправки для бизнеса развернется негативный сценарий: уплата ввозной таможенной пошлины по более высокой ставке, применение запретов и ограничений. Таким образом, кардинально меняется подход по классификации товаров таможенным органом, заложенный в ТК Союза. Стоит отметить, что по действующим нормам допускается осуществлять классификацию товаров на уровне первых четырех знаков ТН ВЭД в случаях, когда товара нет в наличии (утрата, недоставка, выдача без разрешения таможенного органа) и на товар отсутствуют документы, либо представлен минимальный состав сведений.     

Предложенная поправка не поддержана Республикой Казахстан. Республикой Беларусь и Комиссией высказаны серьезные риски, связанные с ее принятием. Представители Российской Федерации с учетом озвученных позиций взяли резерв для дополнительной проработки предложения на внутригосударственном уровне.

Мощнейшее неприятие со стороны таможенных органов и Комиссии вызвала поправка, предложенная казахстанским бизнес-сообществом в пункт 4 статьи 20 ТК Союза:

«4. Коды товаров, указанные в коммерческих, транспортных (перевозочных) и (или) иных документах, а также в заключениях, справках, актах экспертиз, выдаваемых экспертными учреждениями, носят вспомогательный (информационный) характер и могут быть приняты во внимание при классификации товаров».

Действующая норма с формулировкой «не являются обязательными для классификации товаров» не позволяет предпринимателям отстоять свои интересы в судах. Казахстанский бизнес обратил внимание сторон на предложенную поправку «носят вспомогательный (информационный) характер и могут быть приняты во внимание при классификации товаров». Таким образом, отсутствует обязательность для таможенных органов кодов товаров, указанных в коммерческих, транспортных и иных документах, в заключениях, справках, актах экспертиз, выдаваемых экспертными учреждениями, для целей классификации, таможенные органы могут принять, а могут не принять их во внимание.

В рамках обсуждения представителем НПП РК «Атамекен» был поднят вопрос об истории возникновения пункта 4 статьи 20 в Таможенном кодексе ЕАЭС. В чем цель данной нормы, если статьей 20 Кодекса уже определено, в каких случаях классификацию товаров в соответствии с ТН ВЭД осуществляют декларант и иные лица, а в каких – таможенный орган. В чем риски принятия предлагаемой поправки для таможенных органов?

Представитель Комиссии, курирующей вопросы ведения ТН ВЭД и классификации товаров, заявил, что эта норма в Кодексе была изначально, и предложение Казахстана меняет посыл, заложенный в пункте 4 статьи 20 ТК ЕАЭС, – устанавливает возможность использовать при классификации товаров код, содержащийся в коммерческих, транспортных (перевозочных) и (или) иных документах, а также в заключениях, справках, актах экспертиз, выдаваемых экспертными учреждениями, без учета правил, содержащихся в ТН ВЭД. Представители казахстанского бизнеса абсолютно не согласны с таким мнением, поправка не содержит смысла, озвученного в выступлении представителя Комиссии.

Предложение представителя НПП РК «Атамекен» об исключении пункта 4 статьи 20 из ТК ЕАЭС государственные органы и Комиссия встретили отказом.

Российская практика

Интересным является опыт России, где обязательность учета таможенным органом всех сведений о товаре, включая код ТН ВЭД, в представленных декларантом документах следует из подзаконных актов. Так, приказ ФТС России от 31.01.2019г № 156 «Об утверждении формы решения о классификации товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, формы решения об изменении решения о классификации товара в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза, порядков их заполнения, а также порядков и сроков принятия указанных решений» содержит нормы, которые позволяют российскому бизнесу в судах говорить об обязанности таможенного органа учитывать коды из товаросопроводительных и иных документов при проверке классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД. Таким образом, российский бизнес защищен.

Справочно: Согласно пунктам 5 и 6 Порядка и сроков принятия решения о классификации товара в соответствии с единой ТН ВЭД ЕАЭС, утвержденного приказом ФТС России от 31.01.2019г № 156:

«5. Контроль правильности классификации товаров заключается в проверке:

1) таможенной декларации;

2) документов, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации;

3) сведений, заявленных в таможенной декларации и (или) содержащихся в представленных таможенному органу документах.

6. Проверка правильности классификации товаров осуществляется в том числе путем сопоставления сведений, содержащихся в одном документе, между собой, а также со сведениями, содержащимися в иных документах, в том числе в документах, подтверждающих сведения, заявленные в таможенной декларации, со сведениями, полученными из информационных систем, используемых таможенными органами, и (или) информационных систем государственных органов (организаций) государств - членов Евразийского экономического союза в рамках информационного взаимодействия, из других источников, имеющихся в распоряжении таможенного органа на момент проведения проверки, а также другими способами в соответствии с международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании.».

Более того, для осуществления таможенного контроля в ТК ЕАЭС специально предусмотрена форма таможенного контроля «Проверка таможенных, иных документов и (или) сведений» (ст.322, 324). В рамках проверки таможенных, иных документов и (или) сведений, которая проводится в целях проверки достоверности заявленных декларантом сведений, осуществляется контроль правильности классификации товаров.

Учитывая изложенные Республикой Казахстан аргументы, хотелось бы получить всестороннее глубокое обсуждение нашего предложения, а не только глухой отказ со стороны Комиссии и таможенных служб государств-членов. На заседании не прозвучало экспертное мнение Правового департамента и Департамента развития предпринимательской деятельности Комиссии.  

По данной поправке Республикой Казахстан взят резерв с целью подготовки и направления в Комиссию новой редакции пункта 4 статьи 20 Кодекса.

Большой интерес представляют поправки российского бизнеса, предложенные в статью 26 ТК ЕАЭС. Таможенным кодексом Союза не предусмотрена последовательность действий таможенного органа в случае признания судом недействительным (незаконным) предварительного решения о классификации товара. По мнению Российской Федерации, НПП РК «Атамекен» поддерживает такой подход, если предварительное решение о классификации товара признано судом недействительным (незаконным), таможенным органом должно быть принято новое предварительное решение с учетом выводов суда – в рамках ранее представленного пакета документов и без повторной оплаты.

Российская практика показывает, что если предрешение признано судом незаконным, но таможенный орган с ним не согласен (не считает его ошибочным), то и новое предрешение выдано им не будет. С учетом беспрецедентности судебного права, каждое новое заявление на принятие предварительного решения о классификации товара будет рассматриваться таможенным органом заново, без учета решения суда, что дает право таможенному органу вновь выдать предрешение с тем же кодом, который был оспорен и признан судом незаконным.

Монопольное право таможенного органа на признание ошибок нарушает право заявителя на получение законного и обоснованного предрешения и нивелирует судебную систему. Таковы аргументы российской Стороны, они показывают уязвимость предпринимателей перед системой таможенных органов. По мнению НПП РК «Атамекен», данный вопрос необходимо решать на более высоком уровне – на заседании Рабочей группы по совершенствованию таможенного регулирования в ЕАЭС.

Следующее заседание Экспертной группы запланировано на 24, 25, 26 ноября 2020 года.

С Протоколом 2-го заседания Экспертной группы, таблицей поправок в ТК ЕАЭС, рассмотренных 10-11 ноября т.г., можно ознакомиться здесь.

 


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры