astana-view

Бизнес не поддержал план реформ по трансформации туротрасли

29 Декабря 2020
2395 просмотров

На площадке НПП «Атамекен» отраслевые менеджеры проектного офиса Правительства «El Umiti» презентовали предложения по трансформации управления в туризме. 

Для эффективного управления разработчик предложил 4 инициативы: модернизированную систему управления отраслью, единую саморегулируемую организацию, создание системы управления туристской дестинацией, программу возвратного ГЧП в сфере туризма.

«Туризм показывает низкие темпы развития. Ограниченные материальные возможности казахстанцев, недостаточно развитая инфраструктура, несогласованность государства и частного сектора еще больше сдерживают развитие туризма. Ставя перед собой задачу, мы понимали, что нам необходимо максимально обеспечить связь госоргана с рынком и пересмотреть существующие процессы», - рассказала лидер отраслевых менеджеров Гаухар Женисбек.

В рамках трансформации предложено пересмотреть модель управления и создать институт саморегулирования. Данная инициатива по замыслу авторов исключит полномочия НПП «Атамекен» по вопросам туризма, также ограничит функции АО «НК «Kazakh Tourism».

По мнению председателя ассоциации развития туризма Алматинской области Рустам Хакимов отметил, что любая новая инициатива требует базы, поэтому полный пересмотр текущей модели управления нецелесообразен. Добавив, что у Нацпалаты достаточно широкая филиальная сеть, которую нужно использовать в процессе трансформации системы госаппарата, а не исключать из инфраструктуры управления.

Поддержал коллегу исполнительный директор туристской ассоциации Восточно-Казахстанской области Серик Жунусов, который отметил эффективное взаимодействие бизнеса и НПП «Атамекен» в период строгого карантина, что способствовало принятию благоприятных решений по дальнейшей работе предпринимателей. 

Исполнительный директор Казахстанской туристской ассоциации Рашида Шайкенова напомнила, что ранее вопрос создания СРО для туротрасли уже поднимался. Однако сохранить принцип общности и равенства субъектов, объединив турагентов, операторов и других субъектов рынка невозможно.

Еще одна инициатива - создание региональных туристических офисов (DMO). Гаухар Женисбек рассказала, что в регионах можно открыть офисы, которые будут финансироваться за счет членских взносов бизнеса, аэропортов, НПО, транспортных компаний, которые со временем смогут выйти на самоокупаемость.

«Мы полагаем, что участие государства в подобном офисе должно составить 25%. Это возможность бизнеса объединиться, разработать конкретные шаги, план мероприятия и начать зарабатывать. По финансированию рассматривается дифференцированный подход, а бизнес сам придет к мнению, сколько должны составлять взносы», - рассказала Гаухар Женисбек.

Рынок отметил, что применение предложенной модели невозможно из-за отсутствия проработанных механизмов и источников финансирования. Финансирование путем сборов и взносов от заинтересованных сторон является нереалистичным, так как туррынок представлен в основном малым и микробизнесом.

В части организационной структуры построения отрасли уже имеется модель управления, где разработаны и предусмотрены изменения в законодательную базу, подчеркнул эксперт в области проектного управления Анвар Ахметжанов. В качестве дополнительных аргументов эксперт отметил, что утвержденной госпрограммой развития туризма предусмотрено 2 направления: системные меры и территориальное развитие.

«В рамках программы внимание будет сконцентрировано на приоритетных дестинациях, ТОП-10 направлений уже определены. И в 2018 году при разработке ГПРТ рассматривался вариант создания управляющих компаний, но МНЭ уже тогда поднимало вопросы, как будут отдаваться территории под управление, как будет осуществляться управление и финансироваться региональный офис», - прокомментировал инициативу Анвар Ахметжанов.

Управляющая компания не имеет механизмов, чтобы взимать деньги, а заниматься туристической деятельностью и перевозкой она не имеет права.

Внедрение программы возвратного ГЧП в сфере туризма стало четвертой инициативой. Причиной инициирования МНЭ РК вопроса по возвратному ГЧП стали случаи, когда крупные казахстанские строительные фирмы не могли вернуть свои средства от государства и построенные объекты оставались на балансе у предпринимателя. В некоторых случаях строительство 1 км дороги может стоить 1 млн долларов. Такие суммы делают проекты для малого и микробизнеса не подъемными ни с юридической, ни с финансовой точки зрения.

Предприниматели отметили, что предложения по возвратному ГЧП в сфере туризма не является предложением отраслевых менеджеров. Это проблема, которая уже много лет обсуждается на площадке МНЭ. Например, что касается строительства и подведения инфраструктуры уже имеется рекомендация МНЭ РК по проработке данного вопроса в рамках Дорожной карты бизнеса.

Председатель Комитета индустрии туризма МКС РК Дастан Рыспеков по вопросу возвратного ГЧП дополнил, что в рамках трансформации отрасли министерством вносилось предложение о возмещении средств из республиканского бюджета, если стоимость проекта превышает определенную сумму.

Также предложено восстановить работу межведомственного Совета по туризму под руководством премьер-министра, ввести в него новых членов для выработки единых подходов по развитию отрасли.

«К сожалению, ныне совет существует только на бумаге. Ранее у туристского рынка был положительный опыт в рамках деятельности этого консультационного органа, было принято много хороших решений. Мы согласны, что его необходимо реанимировать», - поддержала предложение Рашида Шайкенова.

Подводя итог, бизнес-сообщество пришло к мнению, что представленные предложения не вносят новизну в отрасль. Предлагаемые инициативы не ведут к достижению поставленной задачи по созданию эффективной структуры государственного управления отрасли. Бизнес-сообщество подчеркнуло, что в первую очередь остро стоит вопрос по наполненности и разработке внутренними туристскими продуктами, а не вопросы изменения инфраструктуры управления сферы туризма, а состав экспертной группы по трансформации отрасли не представлен в достаточной мере экспертами в сфере туризма. Также предложено комплексно пересмотреть инициативы проектного офиса, с учетом действующей модели государственного управления отрасли и мнения туристского сообщества.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры