astana-view

В китайском направлении – пока без перспектив

18 Февраля 2021
8703 просмотров

Миллиардные убытки, остановка производства, забитые склады. Предприниматели отчаянно добиваются увеличения грузопотока и просят вынести вопрос простоя вагонов у границы КНР на правительственный уровень. Брошенными остаются порядка 8 тысяч вагонов. На площадке НПП «Атамекен» бизнес-сообщество, представители АО «НК «Қазақстан темір жолы» и госорганов в очередной раз пытались помочь бизнесу решить проблемный вопрос.

В конце января ТОО «КТЖ-Грузовые перевозки» провело переговоры с китайской стороной. В КНР пообещали увеличить прием грузовых поездов из Казахстана на станцию «Алашанькоу» до 18-20 поездов, на станцию «Хоргос» до 8-10 поездов в сутки. Однако до сих пор ситуация не изменилась.

«Мы наблюдаем снижение предпринимательской активности из-за простоев. Наш бизнес может лишиться важных партнеров в лице китайской стороны, которая хочет работать с нашими предпринимателями, но из-за ограничений со стороны китайского правительства нами нарушаются договорные отношения. При этом в Нацпалату поступило письмо МИД КНР о том, что Китай усилит карантинные меры до конца весны. Хотя в средствах массовой информации была информация о достигнутых договоренностях между железными дорогами двух стран об увеличении приема вагонов с 1 февраля, но как мы видим, ситуация не меняется», - сказал директор департамента логистики и перевозок НПП РК «Атамекен» Мурат Амрин.

Как отметили представители железной дороги, динамика отправки вагонов на китайскую сторону есть, но незначительна. Например, зерно отправляется раз в три дня, хотя с китайской стороной оговорена передача раз в сутки, зато принимают продукты металлургической промышленности. Вместе с тем, по оценочным данным ущерб грузоотправителей за порчу груза в пути следования может составить порядка 17-18 млрд тенге.

«Как национальный перевозчик, мы, со своей стороны, прилагаем максимум усилий для того, чтобы грузопоток не останавливался. Китайская железная дорога не согласовывала планы на январь и февраль 2021 года на перевозку зерна и продуктов перемола в крытых вагонах. Имеются случаи, когда китайская сторона не принимает вагоны с грузом даже для своих крупных получателей. Мы нашли выход, погрузили продукты перемола в биг-бэги и направили. Есть положительные случаи прохождения границы, но гарантии, что КНР продолжит их пропускать нет», - добавил Канат Кобесов.

Ведущий специалист отдела логистики ТОО «УПНК-ПВ» Бауржан Курмангалиев рассказал, что в марте их предприятию придется отправлять сотрудников в отпуск без содержания.

«Я не знаю, как смотреть людям в глаза, но из-за простоев на границе мне придется приостановить непрерывное производство, мы занимаемся производством кокса. Товар у нас стоит с октября, при этом наши склады забиты и нам просто негде хранить свою продукцию. Разгрузить, перегрузить это тоже не выход, искать новые вагоны для нас большие затраты», - сказал Бауржан Курмангалиев.

Еще одна проблема — ремонт вагонов. По словам учредителя группы компаний «Северное зерно» Евгения Карабанова, часть вагонов выходит из рабочего состояния и требуют ремонта, в связи, с чем перевозчики вагоны возвращают. Предприниматель предложил обратиться в министерство торговли и интеграции от экспортеров с просьбой пересмотреть порядок возмещения расходов для грузоотправителей.

«Мы же полностью все оплатили: сертификация, услуги операторов вагонов, за возврат заплатим. У Минторговли есть программа компенсации затрат экспортеров. Может можно включить в нее экспортеров, понесших ущерб от ситуации с простоями на КНР», - предложил Евгений Карабанов.

Чтобы ускорить грузопоток национальный перевозчик готов проводить процедуру наружной дезинфекции на территории Казахстана и закупить дезинфицирующую станцию с привлечением компании China Certification & Inspection Group (CCIC), сертификат которой является признанным на международном уровне и аккредитованным китайским государственным комитетом по оценке соответствия.

Заместитель директора АО «Транко» Сергей Анашкин предложил выйти на уровень Правительства РК, так как проблема затянута.

«Мы предлагали еще в декабре, во время посещения станции «Достык» провести заседание Совета по транспорту под председательством премьер-министра, так как решить вопрос своими силами уже не получается», - сказал Сергей Анашкин.

Министерство индустрии РК дважды выходило с письмом за подписью премьер-министра РК на Правительство КНР, но четкого ответа так и не получило. Об этом сообщил руководитель управления железнодорожного транспорта Комитета транспорта МИИР РК Елдос Нестай.

«Министерством будет инициировано вынесение вопроса по грузоперевозкам в направлении КНР на ближайшее заседание Совета по транспорту» - подчеркнул Елдос Нестай.

Подводя итоги совещания, Мурат Амрин подчеркнул, что министерству индустрии и инфраструктурного развития совместно с МИД РК и МФ РК необходимо рассмотреть предлагаемые меры для решения ситуации с застрявшими и брошенными вагонами на площадке рабочей группы по решению вопросов перевозки грузов ж/д транспортом в направлении КНР, последнее заседание которой состоялось в ноябре 2020 года.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры