astana-view

«Атамекен» никогда не был оператором программы «Экономика простых вещей»

01 Февраля 2022
6135 просмотров

НПП подготовила пояснение на депутатский запрос депутата Сената Парламента  Мамытбекова Е.К. от 27 января 2022 года.

27 января 2022 года на пленарном заседании Сената депутатом Мамытбековым Е.К. озвучена критика касательно отсутствия эффективности реализуемой программы “Экономика простых вещей” и необходимости “спросить с функционера концепта “Экономика простых вещей”, а это НПП “Атамекен” о реальных результатах программы”.

В первую очередь, хотелось бы напомнить о правовых основах принятия Правительством совместно с Нацбанком указанной программы.

Поручение о необходимости оказания «поддержки казахстанским предприятиям в освоении широкой номенклатуры товаров народного потребления, развития так называемой «экономики простых вещей» озвучено в Послании Президента Народу Казахстана в октябре 2018 года.

В реализацию данного поручения в декабре 2018 года Правительством утвержден “Механизм кредитования и финансового лизинга приоритетных проектов” (или программа “Экономика простых вещей”).

Этим же постановлением, основным функционером программы было определено Министерство национальной экономики, а не НПП “Атамекен”.

В свою очередь, операторами программы ЭПВ (кто выдает кредит) являются банки второго уровня, АО “Аграрная кредитная корпорация”, АО “Банк развития Казахстана” и лизинговые компании.

Субсидии и гарантии предоставляются финансовыми агентами - АО “ФРП “Даму” и управлениями сельского хозяйства регионов.

При этом НПП “Атамекен” с самого начала запуска программы, равно как и других мер поддержки предпринимательства, обеспечила масштабную разъяснительную работу среди бизнеса об условиях программы, в первую очередь, среди малого и микробизнеса. Информационное освещение программы проводилось вплоть до районных филиалов, с охватом сел.

Региональными палатами сопровождались инициативы бизнеса, при этом “тесный контакт” позволил выявить барьеры для бизнеса при получении льготного кредитования и несовершенства программы. Параллельно проводился мониторинг программы с учетом сведений операторов программы, АО “ФРП “Даму” и предпринимателей.

На основе данной обратной связи по принципу «слышащего государства» формировались предложения по совершенствованию программы.

Данные предложения были реализованы в Программе путем:

- снижения конечной ставки для заемщика с 8% до 6% (уменьшение ежемесячных платежей);

- внедрения механизма гарантирования до 50% со стороны государства (особо актуально с учетом отсутствия залоговой базы у бизнеса);

- расширения перечня товаров и услуг для кредитования;

- включения льготного периода оплаты по основному долгу и процентной ставке до 2-х лет;

- увеличения срока кредитования с 7 до 10 лет;

- включения возможности получения 100% средств на пополнение оборотного капитала по направлению «производство и переработка в АПК»;

- сокращения сроков по рассмотрению и выдаче гарантий Даму с 25 до 15 рабочих дней, субсидий - с 25 до 5 рабочих дней и др.

Благодаря данным новшествам увеличилось количество и качество проектов, в первую очередь в обрабатывающей и пищевой промышленности, АПК. Это производство товаров, по которым наблюдается острая необходимость импортозамещения и насыщения внутреннего рынка отечественными товарами народного потребления, стимулирование конкурентоспособности обрабатывающей промышленности.

Если изначально в рамках программы было поручено выделить 600 млрд тг., в марте 2020 г. с началом пандемии выделенная сумма по поручению Президента в качестве антикризисной меры была доведена до 1 трлн тг. При этом эффективность программы, неоднократно отмечалась Главой Государства в т.ч в рамках Послания народу Казахстана в сентябре 2021 г. и программа по поручению Президента продлена до конца 2022 года.

Касательно комментария по необоснованным расходам, отмечаем, что в программу изначально был заложен принцип поддержки и финансирования проектов от сырья до готовой продукции (ЦДС). Это позволило обеспечить “точечное” доведение финансовых средств до производств необходимых товаров.

За весь период реализации программы «ЭПВ» по 3 направлениям программы операторами (за счет выкупа НБ облигаций и собственными средствами) одобрен 3 181 проект на сумму более 1 трлн тг.

По первому направлению - Обрабатывающая промышленность и услуги (460 товарных позиций и услуг) операторами одобрено 536 проектов на 471 млрд тенге.

По второму направлению - Переработка в АПК (136 товарных позиций) операторами одобрено 272 проекта на 318 млрд тенге.

По третьему направлению - Производство в АПК, в т.ч. весенне-полевые и уборочные работ (149 товарных позиций) операторами одобрено 2373 проекта на 237 млрд тенге.

Просубсидировано АО “ФРП “Даму” и управлениями сельского хозяйства регионов 2 742 проекта на сумму 957 млрд тг.

Необходимо отметить, что НПП “Атамекен” по ряду ОКЭД, направленных на поддержку крупного бизнеса и недропользователей выступала против, так как это имело бы отрицательный эффект на достижение поставленных задач руководством страны.

К сожалению, не все предложения были учтены госорганами.

Реализация данных проектов направлена на насыщение внутреннего рынка отечественными товарами, стимулирование конкурентоспособности обрабатывающей промышленности, и прежде всего выпуск широкой номенклатуры товаров народного потребления.

К примеру, благодаря программе, запущены производства товаров народного потребления: одежды (куртки, костюмы, блузки, обувь, спецодежда и др.), строительных материалов, медицинских изделий.

Также, положительное влияние на продовольственную безопасность страны оказывают производство продуктов питания (макароны, хлебобулочные изделия, мясные и колбасные изделия, молочная продукция, конфеты и др.).

К наиболее знаковым проектам можно отнести: производство молока (500 тыс.тонн в год - ТОО фирма «Актогай Агро»), рапсового масла (365 тыс.тонн в год - ТОО «Тайынша Май»), переработка йодированной соли (450 тыс.тонн в год - АО «Аралтұз»), производство гофрированной бумаги (15 млн.метров в год - ТОО «Шымкент кагазы»), медицинские перевязочные материалы (200 млн. ед. в год - ТОО «Super-pharm») и др.

По информации бизнеса, прогнозный эффект от реализации всех одобренных проектов: создание новых 28 тыс. рабочих мест и увеличение налоговой базы на 40 млрд тг.

Основными участниками программы являются: малый бизнес - 2944 проекта (92%) и средний бизнес - 166 проектов (7%).

Как видно из цифр, основной акцент работы по вовлечению малого и среднего бизнеса был реализован, что способствует решению вопросов занятости и повышения доходов населения и показывает востребованность программы.

В целом, необходимо отметить, что анализ эффективности реализации программы должен проводиться Министерством национальной экономики на основе данных операторов программы (БВУ, АО “АКК”) и органов, предоставляющих субсидии и гарантии (АО “ФРП “Даму” и управления сельского хозяйства).

Соответствующие полномочия ответственных установлены в программе, было бы правильно адресовать запрос согласно компетенции.

Справочно: В рамках программы ЭПВ установлены следующие целевые индикаторы:

- снижение доли импорта по товарам ЭПВ на 20 % к 2023 г. от уровня 2018 г;

- рост выпуска продукции ЭПВ на 20 % к 2023 г. от уровня 2018 г.

При этом к бизнесу, получающему льготное кредитование по программе установлены встречные обязательства с учетом цели использования средств (инвестиционные цели, пополнение оборотных средств) - сохранение/увеличение рабочих мест или рост дохода.

В связи с вышеуказанным, отмечаем, что утверждения уважаемого сенатора должны быть обоснованными, построенными на конкретных официальных данных, а не на домыслах, с пониманием сути вопроса и профессионального отношения к поднимаемой теме.

При этом предлагаем акцентировать внимание сенатора на следующие актуальные проблемные вопросы по программе, которые требуют решения.

1. Не решен вопрос по снятию требования по гос. гарантии в рамках лимитов АО "Аграрная кредитная корпорация". C августа 2020 г. “АКК” не может профинансировать проекты АПК из-за затруднений в оформлении гос. гарантии на сумму 70 млрд тг. В рамках программы, лимит АО "Аграрная кредитная корпорация" составляет 170 млрд тг., на 70 млрд тг. из которых требуются госгарантии. Отмечаем, что 93 % проектов по направлению производства в АПК реализованы АО "Аграрная кредитная корпорация". Данное предложение не находит понимание со стороны Национального банка.

2.Нехватка выделяемых средств на субсидирование и гарантирование. На субсидирование и гарантирование в рамках программ «ДКБ-2025» и «ЭПВ» выделено 106,4 млрд тг. Данная сумма покрывает только принятые обязательства. По информации Министерства национальной экономики дефицит на 2022 год составляет 68,5 млрд тг.

Дополнительно отмечаем, что помимо реализации программы “Экономика простых вещей” сенатором в адрес НПП “Атамекен” был поднят вопрос о судьбе “Единой карты приоритетных товаров и услуг” (ЕКПТУ), реализацией которой занимается Министерство индустрии и инфраструктурного развития.

С учетом того, что у НПП “Атамекен” нет законодательно закрепленных функций по реализации или использованию ЕКПТУ, отмечая, что это инструмент государственной политики, считаем корректным по данному вопросу обратиться в адрес ответственного государственного органа.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры