«Атамекен»: необходимо продлить мораторий на проверки МСБ до 2024 года
Совет по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции Национальной палаты предпринимателей обратился с рекомендацией к Правительству о рассмотрении возможности пролонгации моратория на проведение проверок малого бизнеса и микропредпринимателей до 1 января 2024 года. В НПП считают, что сегодня есть все экономические основания для продления действия Указа главы государства №229 от 26 декабря 2019 года. Кроме этого, такое решение полностью соответствует требованиям Концепции антикоррупционной политики Республики Казахстан на 2022-2026 годы, а также, Хартии предпринимателей Казахстана по противодействию коррупции.
Сегодня, 25 мая 2022 года, по итогам заседания Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции НПП «Атамекен» под председательством Каирбека Сулейменова, кабмину была рекомендована возможность рассмотреть продление моратория на проверки МСБ в Казахстане до 2024 года.
В Национальной палате считают, что введенный три года назад Президентом мораторий на проверки МСБ позволил предпринимателям сократить потери от пандемии и от ряда других социально-экономических проблем. Однако, отмечают в НПП, нарушение должностными лицами порядка назначения и проведения проверок, самовольное расширение пределов госконтроля, ненадлежащий внутренний и внешний анализ соблюдения ими законности, сформировали административные барьеры для предпринимательской деятельности и ограничили использование потенциала Указа. В НПП заявляют, что, несмотря на прекращение или сокращение государственными органами проверок в 2020 году, в 2021 было выявлено 1035 фактов необоснованного назначения и проведения проверок.
Чтобы снизить коррупционное давление на бизнес, в 2021 году, законодательством было закреплено, что госконтроль и надзор за предпринимательской деятельностью проводится исключительно для защиты жизни и здоровья людей, окружающей среды, конституционных прав, свобод и законных интересов физических и юридических лиц, а также обороноспособности и национальной безопасности.
«Но вышло так, что контролирующие органы самовольно расширили пределы государственного контроля. Для достижения своих ведомственных интересов контрольно-надзорные органы стали вольно толковать случаи, которые потенциально могут привести к причинению вреда жизни, здоровью человека, окружающей среде, так как на законодательном уровне понятие «массовая угроза жизни и здоровью населения» не раскрыто. Ситуацию осложнило и разъяснение Министерства национальной экономики о том, что «массовость угрозы» каждым госорганом определяется самостоятельно, что и повлекло широкую нормотворческую инициативу министерств, в которой преобладали ведомственные интересы. Многочисленные нарушения прав предпринимателей госорганами подтверждаются судебной пратикой обжалования их действий», – подчеркнул председатель Совета, Каирбек Сулейменов.
Во время работы Совета отмечено, что в 2021 году, суды признавали необоснованными или незаконными каждое второе обжалованное действие или акт госорганов. Акиматами наибольшее количество незаконных требований выносились по: земельным вопросам, архитектуре и градостроительству – 60%; государственным закупкам – 51% и ряду других. Среди центральных государственных органов наибольшее количество незаконных решений принимали налоговые и таможенные службы министерства финансов. Судами признано незаконными 62% их обжалованных действий. Нарушение прав предпринимателей обусловлено системными организационными просчётами, а неправильно выбранные приоритеты контроля за поступлением налогов и других платежей в бюджет не позволяют на должном уровне обеспечить баланс экономических интересов государства и налогоплательщиков, провозглашенного законодательством, отмечает Совет.
Принятым в декабре 2021 года законом о внедрении новой регуляторной политики в сфере предпринимательской деятельности закреплено, что регулирование бизнеса будет осуществляться исключительно для защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц, жизни и здоровья людей, окружающей среды, обороны и нацбезопасности. Нормы закона уже выступили в силу. Однако, в общественном питании 41,6% действующих требований не соответствуют новому законодательству; в торговле – 28,6%, на железнодорожном транспорте – 23,4%, на водном транспорте – 10%.
«Сложившаяся правовая коллизия требует проведение трансформации государственной контрольно-надзорной деятельности или введения моратория на применение административной ответственности по отдельным группам правонарушений, затрагивающих вопросы регулирования предпринимательской деятельности. В этой связи, Совет рекомендует правительству рассмотреть вопрос о возможности пролонгации моратория на проведение проверок малого бизнеса и микропредпринимателей до 2024 года», – заявил председатель Совета, Каирбек Сулейменов.
Также, Совет сформировал ряд рекомендаций для министерств, Генеральной прокуратуры, агентств и региональных филиалов НПП:
1. Министерству национальной экономики Республики Казахстан:
1) в рамках реализации Закона Республики Казахстан от 30.12.2021г. «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам внедрения новой регуляторной политики в сфере предпринимательской деятельности и перераспределения отдельных функций органов внутренних дел Республики Казахстан» до приведения в соответствие нормативно-правовых актов контролирующих и надзирающих органов с новыми базовыми условиями регулирования предпринимательской деятельности и формирования реестров обязательных требований, предусмотренных статьей 83-1 Предпринимательского кодекса, рассмотреть возможность временного ограничения или введения моратория на привлечение к административной ответственности субъектов бизнеса за нарушения установленных регуляторных требований их деятельности;
2) с учётом проведённого Верховным Судом и Генеральной прокуратурой анализа судебной практики при рассмотрении жалоб субъектов бизнеса на действия государственных органов разработать алгоритм трансформации контрольно-надзорной деятельности, обеспечивающей неукоснительное соблюдение прав и интересов предпринимателей.
2. Генеральной прокуратуре Республики Казахстан:
1) опротестовать:
– приказ Министерства сельского хозяйства от 26.07.2021г. №223 «Об утверждении рекомендаций по критериям массовой угрозы жизни и здоровью населения, окружающей среде, законности и общественному порядку в области земельных отношений»;
– приказ Министерства здравоохранения №КР-ДСМ 36 от 28.04.2021г. «Об утверждении Санитарных правил «Санитарно-эпидемиологических требований к объектам по производству пищевой продукции»;
– приказ Министерства индустрии и инфраструктурного развития от 26.03.2021г. № 134 «Об утверждении рекомендаций местным исполнительным органам государственного архитектурно-строительного контроля по определению термина «массовая угроза»;
– приказ Министерства образования и науки от 22 .04.2021г. №178 «Об утверждении перечня нарушений, представляющих потенциальную массовую угрозу жизни и здоровью участников образовательного процесса, а также прямую или непосредственную угрозу конституционному строю и национальной безопасности» – в части признания перечня ситуаций и фактов, представляющих массовую угрозу для жизни и здоровья граждан, как изданные с превышением их компетенции, формирующие административные барьеры для предпринимательской деятельности и ограничивающие применение Указа Президента Республики Казахстан№ 229 от 26.12.2019 г.;
2) проверить на соответствие законодательству, в том числе регулирующему осуществление государственного контроля, изданные председателем Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан 05.09.2019г. «Методические рекомендации о некоторых вопросах признания сделок недействительными» и утвержденные приказом председателя Комитета государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан от 06.01. 2017 г. № 6 «Методические рекомендации по проведению налоговых проверок» на предмет соответствия их законодательству и возможности формирования организации контрольной работы территориальных подразделений, повлекшее обширную судебную практику признания их действий и решений незаконными.
3. Агентству Республики Казахстан по противодействию коррупции: с учётом выводов Верховного Суда и Генеральной прокуратуры о распространенности судебного удовлетворения жалоб субъектов бизнеса на действия налоговых, таможенных служб и подразделений, осуществляющих контроль за соблюдением правил проведения государственных закупок, провести внешний анализ коррупционных рисков в Министерстве финансов Республики Казахстан на предмет выявления причин нарушения прав предпринимателей при проведении контрольно-надзорных и регуляторных функций и выработки мер по устранению нарушений законодательства в их деятельности, создающие благоприятную почву для коррупционных проявлений.
4. Региональным палатам предпринимателей, совместно с заинтересованными государственными органами, в связи с завершением в 2022 году действия Указа Президента Республики Казахстан № 229 от 26.12.2019 г., организовать мониторинг за его соблюдением и широкое обсуждение его результатов при проведении Единого дня отчета, предусмотренного ст.131-1 Предпринимательского Кодекса. Информацию о результатах рассмотрения рекомендаций просим представить в Совет по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» к 1 августа 2022 года.
Материалы заседания Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции НПП направить для сведения в Администрацию Президента РК и Правительство Республики Казахстан.
Оставьте комментарий:
Комментарии: