astana-view

Актюбинские перевозчики жалуются на дефицит разрешений на осуществление грузоперевозок в страны ЕС

27 Июля 2022
- Актюбинская область
4228 просмотров

Как можно им помочь, разбирались в Палате предпринимателей Актюбинской области.

На заседание Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции вынесли обращение группы предпринимателей, осуществляющих деятельность в сфере международных грузоперевозок.

Это ТОО «MR-Logistic Group», ТОО «Бекас», ТОО «Iron Expert», ИП «Аткиева В.Ф.», ИП «Аткиев Р.И.», ТОО «Оскар-М Актобе», ТОО «Rokos Logistics». Представители компаний говорят о нехватке иностранных бланков разрешений (ИБР). Связывают это с влиянием внешних источников — Западных санкций в сторону перевозчиков России и Белоруссии. После введения санкций со стороны Евросоюза по введению запрета въезда перевозчиков из России и Белоруссии. Анализ показывает, что все транспортные компании данных стран переключились на перевозки внутри стран Таможенного союза, что поспособствовало перенасыщенности автомобилей. В результате которого предложение превысило спрос и соответственно цены упали на перевозки.

В поддержку перевозчиков России и Белоруссии их государствами реализованы программы, в которой обязали всех своих производителей товаров и услуг пользоваться услугами местных перевозчиков. В этой связи, грузоперевозчики Актюбинской области перенаправили автопарк на дальнее зарубежье, но здесь грузоперевозчики столкнулись с дефицитом иностранных бланков разрешений.

Согласно распределению и выдачи бланков в территориальные инспекции составленного Комитетом транспорта МИИР РК наглядно прослеживается малое количество бланков в Актюбинскую область, при этом в каких-то областях они лежат в остатках. Таким образом, у многих перевозчиков начинаются простои, а это убытки и дальнейшие негативные последствия.

«К примеру, ТОО «Rokos Logistics» получены уведомления об отклонении заявок от 13 июня 2022 года по направлению в Польшу и от 17 июня 2022 года по направлению — Латвия. Причинами отказа является отсутствие ИБР в территориальном органе и резерве Комитета транспорта МИИР РК. Однако Палатой предпринимателей согласно выгруженного файла с официального сайта Комитета транспорта МИИР РК по данным «О наличии ИБР» на 27 июня 2022 г. установлено, что количество полученных бланков «Польша универсальные» составляет – 13 500 ед., остаток составляет 2 728. Из которых в Актюбинской области получено бланков — 185 и в остатке — 3. Возникает вопрос, на каком основании уполномоченным органом было отказано ТОО «Rokos Logistics». При этом в Алматинской области в остатке 289, Атырауской — 177, Карагандинской — 517, Костанайской — 652, Павлодарской — 119. В этой связи полагаем, что распределение и выдача бланков в территориальные инспекции проходит не объективно и требует тщательной проработки вопроса с грузоперевозчиками» — высказал недоумение заместитель директора Палаты предпринимателей Актюбинской области Руслан Куйшинов.

Грузоперевозчики просят увеличить количество бланков на Актюбинскую область в следующие страны — Австрия «Универсальные», Латвия «В третьи страны» и «Универсальные», Германия «Евро 4», Польша «Универсальные», Грузия «Универсальные», Азербайджан «Универсальные», Турция «Универсальные». Вместе с тем, в такие страны как Чехия «В третьи страны», Германия «Евро 6» и «Евро 3», Финляндия «В третьи страны» вообще не выдавались бланки разрешений.

«Дайте нам поработать. Дайте нам с резервов у кого они лежат просто. У нас люди сидят, у нас машины стоят. На сегодняшний день в моем парке 17 автомобилей. Из них две машины в последний раз съездили в Европу, когда был латвийский «дозвол». Мы не можем больше делать перевозку. Здесь осуществлять перевозку нет цен. Литовский «дозвол» он дефицитный. На нашу область дали всего 200 штук. Мы его использовали уже в первом полугодии. Но дайте хотя бы польский, чтобы мы в Европу заезжали через Польшу. Если у нас не будет изменений, нам придется утилизировать авто, отдать их в лизинг, потому что мы не сможем платить кредит. А это потеря рабочих мест, поступлений в бюджет», — сетует директор ТОО «MR Logistics» Рустам Мартасов.

 

«Действительно, такая проблема есть. И это можно видеть наглядно по тем бланкам разрешений, которые мы выдаем. Допустим если в прошлом году мы за год всего лишь 1612 бланков выдали, то за это полугодие 1301 бланк уже выдан. В два раза больше было выдано. Это мы связываем с введенными санкциями, соответственно казахстанским перевозчикам работа появилась, но в настоящее время распределение бланков организованно в автоматической системе, чтобы исключить коррупционные риски, чтобы не было человеческого фактора. И есть вопросы по распределению. На сегодняшний день в Комитете транспорта идет проверка главной транспортной прокуратурой по распределению и самой работе автоматической системы, и будет дана соответствующая оценка. В принципе у нас в Актюбинской области зарегистрировано 105 международных перевозчиков. Но имеющие действующие карточки допуска всего 405 единиц автотранспорта, которые допущены к осуществлению международных перевозок», — отметил заместитель руководителя инспекции транспортного контроля по Актюбинской области Ерулан Курманиязов.

На запрос Департамента логистики и перевозок НПП «Атамекен», Министерство индустрии и инфраструктурного развития РК сообщило, что на сегодня проводятся переговорные процессы по увеличению квот с рядом европейских стран (Польша, Литва, Болгария, Венгрия, Словения, Чехия и другие).

В части автоматизированной системы распределения иностранных разрешений разъясняют, что с учетом нынешней геополитической ситуации резко увеличился запрос казахстанских перевозчиков на европейский рынок. Данная тенденция показала необходимость актуализации Автоматизированной системы распределения иностранных разрешений. Поэтому создается Рабочая группа с участием представителей профильных ассоциаций, крупных перевозчиков, а также экспортеров для усовершенствования данной системы для учета всевозможных аспектов перевозок.

Вместе с тем Министерством проводится работа по внесению поправок в Правила применения разрешительной системы автомобильных перевозок в части отмены требований, запрещающих «перецепку» и «перегрузку», распространяются как на иностранных, так и на казахстанских перевозчиков и предоставляет возможность активного участия отечественных компаний в перевозочном процессе в направлении европейских стран.

Палата предпринимателей рассмотрев ответ Министерства по вопросам обеспечения иностранными бланками разрешений полагает, что доводы предпринимателей не рассмотрены должным образом. Министерство лишь ограничилось проводимой работой в части обмена иностранными бланками – где идет переговорный процесс по увеличению квот, также не усовершенствована Автоматизированная система распределения иностранных разрешений.   

  

«Сейчас транспортная прокуратура проводит проверку во всех регионах в инспекциях, в том числе и в центральном аппарате Министерства индустрии и инфраструктурного развития по фактам недостоверного распределения, неправильной работы системы. По итогам скорее всего они дадут правовую оценку. В целом НПП также проводит работу по улучшению системы и по развитию грузовых перевозок. У нас первый вопрос — увеличение квотообмена бланков разрешения, чтобы уполномоченный орган в лице МИИР РК, представитель в рамках переговорной позиции с иностранными государствами, а также МИД подключились к работе в переговорном процессе с польской стороной, с литовской стороной», — отметил подключившийся в онлайн режиме директор Департамента логистики и перевозок НПП РК Мурат Амрин.

По итогам обсуждения вопроса председатель Совета Алмат Калымбетов озвучил резолюцию, в которой региональной Палате предпринимателей рекомендовано оказать содействие в получении Иностранных бланков разрешений для грузоперевозчиков Актюбинской области, проработав предварительно данный вопрос с Департаментом логистики и перевозок НПП РК «Атамекен. А также рекомендовано Палате предпринимателей направить ходатайство в Департамент правовой защиты предпринимателей НПП «Атамекен» для вынесения проблемного вопроса грузоперевозчиков Актюбинской области на заседание республиканского Совета по защите прав предпринимателей НПП с учетом состояния данной ситуации в других регионах страны.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры