astana-view

На Востоке проблема нехватки дизтоплива остается нерешенной вот уже больше месяца

27 Сентября 2022
- Восточно-Казахстанская область
3736 просмотров

Предприниматели Восточно-Казахстанской области и области Абай вновь подняли проблему оптовых поставок дизельного топлива, вызванную введением предельных цен на розничную реализацию нефтепродуктов через стационарные автозаправочные станции. Со дня вступления в силу непопулярного приказа Министерства энергетики РК прошло больше месяца, а воз и ныне там: нехватка дизтоплива по сей день наблюдается во многих районах Востока.

 

Более 30 субъектов бизнеса из ВКО и области Абай, испытывающих проблемы из-за нехватки дизельного топлива, собрались в Палате предпринимателей Восточно-Казахстанской области для обсуждения путей решения данной проблемы с Департаментом базовых отраслей НПП РК «Атамекен».

Директор ПП ВКО Кайрат Мамырбаев сообщил о том, что в Палату обратились члены Регионального совета и субъекты бизнеса из двух областей, которые категорически не согласны с условиями Приказа №278 и. о. министра энергетики от 21 августа 2022 года касательно установления государственного регулирования цен на дизтопливо.

«В связи с введением вышеуказанного приказа такие отрасли, как сельскохозяйственная, лесная, строительная и другие, столкнулись со следующей проблемой: установленный лимит на одну единицу техники не покрывает потребности предприятий на осуществление своей деятельности, поскольку невозможно заправлять на стационарных АЗС тяжелую технику – комбайны, тракторы и так далее. Поэтому данные ограничения негативно сказываются на производительности, снижают загруженность предприятий, а также приводят к ряду других нежелательных последствий», – обозначил проблему Кайрат Мамырбаев.

По данным, представленным частными автозаправочными компаниями, на текущий момент в ВКО и области Абай наблюдается дефицит дизельного топлива по установленной цене с лимитом до 300 литров в связи с ранее имеющимися задержками поставок с Павлодарского нефтеперерабатывающего завода (НПЗ).

В период закрытия Павлодарского НПЗ на плановый ремонт дизельное топливо частными АЗС приобреталось по более высокой цене, и, соответственно, реализация данного топлива по льготной цене, установленной приказом, влечет убытки для бизнеса.

Председатель комитета АПК Регионального совета ПП ВКО, директор ТОО «Астана-Бизнес» Фарид Абитаев сообщил, что ввиду специфики сельхозпредприятий вся техника работает на полях, и нет никакой возможности «гонять» ее на заправку за каждой партией дизтоплива в объеме 300 литров.

«То же самое касается строительной техники – экскаваторов, бульдозеров, которые непосредственно в карьерах и на объектах работают. Такая ситуация, я уверен, и у представителей бизнеса из горнодобывающей отрасли, и так далее. Поэтому нам приходится грузовики гонять на заправку. У нас, растениеводов, ситуация тут немножко улучшилась в связи с отгрузкой удешевленного топлива, а вот касательно других отраслей я знаю, что там эти проблемы никто не решал, никакого удешевленного топлива для них никто не отгружает напрямую, и закупают они его по цене наверняка уже свыше 400 тенге», – отметил Фарид Абитаев.

В то же время, для сушки подсолнечника и зерновых культур удешевленного топлива крестьянам не обещают, а зерновые сушилки стационарны и не могут передвигаться до АЗС, поэтому к ним придется подвозить топливо автотранспортом. Также отсутствие льготной солярки негативно сказывается на предприятиях, которые занимаются доставкой сельхозпродукции из районов к элеваторам; на перевозке грузов сухогрузными теплоходами, где расход солярки за один час движения составляет 170 литров; на деятельности социальных учреждений (дома престарелых, школы, интернаты и другие), куда поставщики не имеют возможность поставить в срок необходимые ГСМ по заключенным договорам государственных закупок.

«Я понимаю, что основной посыл этого Приказа был исключить вывоз топлива в запредельные государства. Это хорошо, конечно, но дело в том, что, преследуя эту цель, мы ударили бумерангом по всем вот сейчас озвученным отраслям. В Приказе указано, что топливо заливается на АЗС при предъявлении свидетельства о регистрации транспортного средства на грузовые, специальные, специализированные автомобили и автобусы. Я отношу трактора, бульдозеры, экскаваторы, буровые установки к специальным – наверное, здесь подразумевают именно это, – но бульдозерную технику, гусеничную мы же не предъявим на АЗС. Технический паспорт мы можем предъявить, но дело в том, что база сельхозтехники не интегрирована с базой МВД, и поэтому АЗС не видят регистрацию данной техники в информационной системе», – дополнил член комитета строительства Регионального совета ПП ВКО, директор ТОО «Авто-форт» Олег Беляев.

Он также привел пример из своей практики, когда в самосвалы заливают лимитированные 300 литров дизтоплива, которые доставляются к экскаватору, после чего вторично залить топливо в данный самосвал АЗС уже не имеют права.

Между тем, заместитель директора филиала АЗС «Sinooil» по г. Усть-Каменогорск Эдмон Кейлер сообщил о том, что в настоящее время отсутствуют оптовые поставки дизтоплива, поэтому АЗС обслуживают клиентов по талонам и картам. А председатель правления ТОО «Бухтарминская цементная компания» Елена Гаденова озвучила проблему дефицита дизтоплива в районе Алтай.

«Наш поставщик – частная компания – на данный момент тоже испытывает дефицит с покупкой дизтоплива. Они говорят, что уже неоднократно подавали заявку в НК «КазМунайГаз», но почему-то их заявки отклоняются. У остальных поставщиков, у которых они ранее закупались, дизтоплива нет в том объеме, который необходим для обеспечения нашей спецтехники. У нас сейчас даже уже критические остатки, мы вынуждены были купить партию зимнего дизтоплива, что не очень рентабельно, но выбора нет  – работать было вообще не на чем, на двое суток топлива оставалось», – рассказала Елена Гаденова.

Участники встречи напомнили, что 24 августа встречались на площадке ПП ВКО в формате ВКС с председателем правительства Алиханом Смаиловым по данной проблеме. Тогда им было обещано, что проблема решится в ближайшие дни, Министерство индустрии наведет порядок в этом вопросе. Но прошло уже больше месяца, и ничего не изменилось. А бизнес больше не может ждать, ведь вся эта ситуация влечет сплошные убытки.

«Я просто не могу понять: мы из года в год с одной и той же проблемой сталкиваемся, и почему мы заранее не можем это все решить? Кардинально надо менять эту ситуацию и решения принимать уже вчера, а не ждать какое-то время. Поэтому давайте мы напишем обращения во все соответствующие инстанции, мы со своей стороны подключим наш центральный аппарат Ассоциации фермеров и будем выходить прямо на Министерство»,  – предложил директор ТОО «Sembell», председатель филиала Ассоциации фермеров по ВКО и области Абай Серик Байгалиев.

Подытожил мнения субъектов бизнеса директор Палаты предпринимателей ВКО. Он подчеркнул, что неверная трактовка Приказа приводит к искусственному возникновению дефицита дизтоплива и увеличению цен на него со стороны частных АЗС. В этой связи необходимо прописать четкий алгоритм, согласно которому АЗС будут обязаны производить отпуск дизтоплива, а именно: на каждое представленное свидетельство о регистрации транспортного средства из разряда самоходной техники (комбайны, тракторы и др.) представлять до 300 литров ГСМ без требования наличия техники на стационарной АЗС. При предъявлении бензовозом свидетельств на два вида транспортных средств отпуск дизтоплива по оптовой цене предлагается производить в объеме до 600 литров для заправки техники, которая находится на полях, строительных объектах и т. д.

«Обстановка накаляется. Приказ Минэнергетики не дает работать бизнесу, и обычным физическим лицам тоже только усложнили жизнь. Давайте этот вопрос теперь более активно перед Министерством поднимать. Мы сейчас подготовим обращение в центральный аппарат НПП «Атамекен», в правительство, профильные министерства, и просим Департамент базовых отраслей Нацпалаты поддержать наших предпринимателей и оперативно довести данную информацию до центральных исполнительных органов, принимающих решения», – подытожил Кайрат Мамырбаев.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры