astana-view

Регулирование цен на фармпродукцию препятствует развитию отрасли и ставит под угрозу доступность лекарств и медизделий – НПП

31 Января 2023
8398 просмотров

Фото: aif.ru

Вопросы внедрения предельных цен на медицинские изделия (in vitro), средства индивидуальной защиты, а также введения единой наценки для формирования предельных цен на лекарства и медицинскую технику на площадке НПП «Атамекен» обсудили представители бизнес-сообщества, минздрава, АЗРК, а также Национального центра экспертизы лекарственных средств. Эти новшества, ужесточающие механизм ценообразования на лекарственные средства и медицинские изделия планирует внедрить минздрав в рамках изменения правил регулирования, формирования предельных цен и наценки в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и в системе обязательного социального медицинского страхования.

Прежде всего, изменениями предусматривается внедрение предельных цен на медицинские изделия для диагностики вне живого организма (in vitro), которые являются многокомпонентными, реализуются исключительно комплектами, и не являются самостоятельными медицинскими изделиями. Однако, по словам управляющий директора – директора департамента медицинских услуг НПП «Атамекен» Назгуль Кабдрахмановой, такая новелла противоречит нормам Кодекса «О здоровье народа и системе здравоохранения».

«Согласно кодексу, стоимость на медизделия осуществляется только в случае наличия регистрационных удостоверений, а так как медицинские изделия для диагностики вне живого организма являются расходными материалами, они не подлежат госрегистрации. Поэтому непонятно, как будет на них формироваться предельная цена», - подчеркнула представитель нацпалаты.

Кроме того, предприниматели видят сложности в администрировании регистрации предельных цен на все реагенты, применяемые в анализаторах для диагностики in vitro. Представитель компании-производителя лабораторных анализаторов Рош Диагностика Тимур Ермекбаев приводит цифру от 100 до 200 видов реагентов, применяемых для отдельных анализаторов.

«Мы не отказываемся от регулирования цены и анализа стоимости на сами анализаторы, на ПЦР и т.д., и мы это делаем. Мы подавали заявку на анализ стоимости, она проводилась, но это делалось на анализатор как на единицу медтехники согласно установленной формулы. Но реагенты мы даже не понимаем, как это можно сделать и рассчитывать это в отдельности от анализатора», - отмечает Тимур Ермекбаев.

Не меньше вопросов представителей бизнеса вызвали планы по внедрению предельных цен на средства индивидуальной защиты, тогда как само понятие «средство индивидуальной защиты» как таковое не предусмотрено Кодексом о здоровье народа и системе здравоохранения. Причем устанавливать предельную стоимость планируется на основании цен, указанных в i-teka, OLX, satu.kz.

«Трудовым кодексом РК предусматривается, что СИЗ - это средства, предназначенные для защиты работника от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов. При этом, в случае если СИЗ предназначены производителем для защиты пациентов или медицинского персонала и применяются в медицинских целях, то такие СИЗ могут относиться к медицинским изделиям, т.е. производитель, в случае определения предназначенности СИЗ для защиты пациентов или медицинского персонала и применения в медицинских целях, регистрирует СИЗ в качестве мед изделия. Поэтому, считаем недопустимым отдельно выводить вопросы формирования предельных цен на СИЗ» - сказала председатель «Ассоциации Производителей Медицинских Изделий» Гульмира Мухамеджанова

Не мало разговоров вызвал вопрос введения единой наценки в виде регрессивной шкалы для формирования предельных цен на медицинскую технику. Нацпалата неоднократно озвучивала вопрос необходимости рассмотрения законности проведения анализа предельных цен на мед технику, так как данная норма противоречит Кодексу РК о здоровье народа и международному опыту, где предельные цены на мед технику не применяются.

«Сегодня действующий механизм формирования предельных цен на мед технику устанавливает нерентабельные предельные цены. В итоге под риском находится не только рынок поставщиков мед техники, но и мед организации которые не смогут получить необходимое оборудование для оказания мед услуг населению. Установленная проектом приказа единая наценка по регрессивной шкале в размере от 5% до 15% еще более ухудшает положение поставщиков мед техники и следовательно не может быть принята», отметил заместитель директора ТОО «ELARUM Group»  Аяжанов Абылай.

Также в ходе совещания был обсужден вопрос внедрения единой наценки на лекарственные средства в соответствии с регрессивной шкалой наценок, которое, по словам заместителя генерального директора «Национальный центр экспертизы лекарственных средств и медицинских изделий» Ержана Жунисова, вводится в целях автоматизации процессов и ускорения регистрации цены.

«Здесь просим в целом концептуально единую наценку обсудить, и второй вопрос касательно ее размеров – если есть предложения, готовы его еще раз поднять, но с учетом уже единого мнения бизнеса», - подчеркнул Ержан Жунисов.

Однако предложения экспертного органа по единой наценке, как и предложенные размеры наценки, поддержки у бизнеса не нашли.

«Мы ранее договаривались пересмотреть механизм ценообразования, перевести регистрацию производителя в госуслугу и затем автоматизировать формирование предельной цены. Но это не внедрение единой наценки в виде регрессивной шкалы. Мы хотели пересмотреть методику, заложить ее как алгоритм в информсистему. Мы открыты, мы готовы совместно вырабатывать методику», - предложила представитель нацпалаты Назгуль Кабдрахманова.

Был озвучен и ранее многократно поднимавшийся вопрос внесения изменений в Правила регулирования, формирования предельных цен и наценок на лекарственные средства в части исключения зависимости цен на лекарств казахстанского производства от иностранных при формировании предельных цен и выводе препаратов на рынок. Ассоциации отмечают, что в результате применения реферирования цены к зарубежному аналогу, отечественные производители лекарств попадают в ухудшающие условия по сравнению с импортерами. В итоге дестимулируется развитие фармпроизводства в стране.

«Пора переходить к дерегулированию цен – просто убирать регулирование цен в коммерческом сегменте. Вопрос назрел настолько, что дальше идти некуда. Обсуждать до конца 2023 – это уже будет преступление перед населением РК. Пусть они будут дорогие, но пусть они будут на рынке Казахстана. Мы не говорим об экономической доступности мы говорим о физической доступности лекарственных средств на рынке Казахстана», - подчеркнула глава «Ассоциации поддержки и развития фармацевтической деятельности Республики Казахстан» Марина Дурманова.  

Подытожив совещание, директор департамента медицинских услуг НПП «Атамекен» Назгуль Кабдрахманова сообщила, что Нацпалатой будет дано отрицательное экспертное заключение к проекту приказа 247 и будут проведены совместные совещания с гос органами в части регулирования цен на лекарства и мед технику.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры