Нужна прослойка среднего бизнеса, которая придаст импульс экономике страны – гендиректор КДЛ ОЛИМП
Генеральный директор сети клинико-диагностических лабораторий «ОЛИМП» Ерлан Сулейменов, принимавший участие в сентябрьской встрече с Президентом Касым-Жомартом Токаевым, рассказал о деятельности компании, которая прошла все ступени развития, начав с малого бизнеса и вышла на уровень крупной компании.
- Ерлан Мельсович, расскажите, как начиналась работа популярной ныне медицинской лаборатории КДЛ ОЛИМП: как начинали и чего достигли?
- Предприятие открылось в 2006 году. Это была первая лаборатория, открытая в Астане. Дальше мы расширялись – открыли лаборатории в Караганде, Актобе и со временем во всех городах страны. Сегодня мы представлены во всех регионах Казахстана, включая сельскую местность. Мы внедряем новые технологии, которые необходимы для автоматизации процессов, что облегчает труд нашего персонала и обеспечивает скорость выдачи результатов населению. А для людей скорость получения результатов имеет ключевое значение: своевременно установленный диагноз позволит быстрее получить необходимое лечение.
Помимо лабораторных исследований, в группе компаний КДЛ ОЛИМП есть и другие направления, которые активно развиваем – это поликлиническая помощь, которая представлена двумя поликлиниками CITY в Астане, а также в Жамбылской области и г.г. Тараз и Павлодар. Также развиваем направление первичной медико-санитарной помощи и медцентров DiVera, где оказываем медпомощь пациентам, страдающим аллергией; занимаемся ранним выявлением рака молочной железы - маммологией. Кроме того, производим компоненты для ПЦР-тестов, олигонулеотиды, необходимые для работы лабораторий. Также имеются другие подразделения, которые функционируют как небольшие холдинги.
- Сколько рабочих мест создано в вашей компании?
- Начинали мы с трех единиц оборудования, в «офисе» было две парты и четыре стула, работало всего 3 человека. В нашей первой лаборатории трудились 12 человек, со временем разрослись до группы компаний с 6,5 тысячным штатом сотрудников. Помимо этих рабочих мест, есть еще дополнительные – по договорам ГПХ, которые позволяют на краткосрочной основе приглашать на работу сотрудников, тем самым стимулировать персонал.
- Какие ожидания от состоявшейся встречи Президента страны с бизнес-сообществом? Как считаете, что-то поменяется в ближайшее время в Вашей деятельности?
- 12 сентября состоялась встреча Президента с бизнес-сообществом. Мне удалось присутствовать на этом мероприятии, услышать «вживую» диалог Главы государства с бизнес-сообществом. Отметил для себя ключевые моменты. Президент отразил работу, которая у нас сейчас уже налажена и поставлена - идет очень большой прогресс по работе с предпринимательством. Это видно. Но всегда возникают какие-то особенности, которые нужно устранять и улучшать. На это сделал акцент Президент. Такие моменты, когда есть двойное толкование и чтение законов, нужно устранять. Чтобы государство помогало предпринимателю и он брал на себя обязательства, связанные уплатой налогов, создавал рабочие места и лучшие условия для сотрудников, инвестировал в новые направления. Если предприниматель все обязательства выполняет, то соблюдаются так называемые договорные отношения между государством и бизнесом – «общественный договор», о котором говорил Президент. Это очень важно, если есть диалог. Бизнес обеспечивает рабочие места, платит налоги, за счет этого развивается государство в целом. Я отметил, что сегодня мы имеем очень высокую активность малого бизнеса, сформированный крупный бизнес. Но прослойку среднего бизнеса нужно заполнять. Нужно, конечно, стимулировать малый бизнес, чтобы он переходил в средний. И для этого надо создавать условия, о чем и сказал Президент. Необходимо, чтобы госорганы совместно с Нацпалатой предпринимателей отработали эти моменты, чтобы мы перешли на другой уровень. И у нас появилась бы настоящая прослойка среднего бизнеса, которая диктует определенные условия и которые позволяют государству двигаться быстрее, чтобы стимулировать других.
Находясь в группе крупных предпринимателей, которые были на сентябрьской встрече с Президентом, чувствовал себя немного дискомфортно, потому что те обороты, которые есть у представителей крупного бизнеса, не сравнимые с бизнесом, который представляет моя компания в сфере здравоохранения. Есть определенный диссонанс, который надо устранять, чтобы увеличивать представителей такого бизнеса, как наш.
Мне очень понравилось утверждение Президента, что госаппарат не должен видеть в каждом предпринимателе нарушителя.
Президент также отметил очень важную роль НПП «Атамекен», которая является основной площадкой для общения между государством и бизнесом, потому что Нацпалата собирает все поступающие от бизнеса вопросы, перерабатывает их и далее работает с госорганами, чтобы соблюсти интересы предпринимателей в решении системных вопросов. Так, госорганы не всегда видят проблемы бизнеса в системе здравоохранения, в частности, не видят нас, частников. Этот диссонанс, который имеет место в разных направлениях здравоохранения, ведь частный бизнес может выполнять несколько функций: оказывать первичную медико-санитарную, стационарную и специализированную помощь.
У нас многогранные функции: готовы помогать государственным медучереждениям, где есть «слабые» места, но здесь нужна помощь государства. Чтобы инвесторы могли официально заходить на рынок медуслуг. Кстати, многие акимы на местах это обеспечивают - они уже выполняют задачи по развитию предпринимательства в своих регионах. Это важный процесс и длится он достаточно давно.
- Какую роль играет НПП в развитии Вашего бизнеса?
- Когда мы начинали свой бизнес, таких возможностей, которые предлагает НПП «Атамекен» сейчас, для подготовки к работе в бизнес-структуре, не было. Обучение для начинающих бизнесменов в «Атамекене» очень хорошее: нужные и своевременные консультации. Если бы у меня такие консультации в 1998 году, когда я начинал бизнес, то не сделал бы такого количества ошибок.
НПП «Атамекен» за 10 лет сделала очень много, я тесно сотрудничаю с Палатой с первых дней: вошел в региональный совет Астаны и был председателем регионального совета, сейчас являюсь членом Комитета здравоохранения при НПП «Атамекен» и членом регионального совета при РПП Астаны. Работаю в направлении улучшения системы здравоохранения в целом.
- Какие в процессе развития были проблемы и как они разрешалась?
- У нас есть проект, связанный с тем что наша компания выросла до крупного предприятия и теперь представляет крупный бизнес. В связи с этим попали под мониторинг налоговых органов. Сейчас мы столкнулись с требованиями, спорными в законодательстве, которые имеют двойное чтение, об этом и говорил Президент, что их нужно устранять. Это вопросы по льготам налогового режима, которые может использовать предприниматель в системе здравоохранения. Сейчас мы решаем этот вопрос.
Вместе с тем, если нам предъявят требования по подоходному корпоративному налогу, то наша компания не сможет их выполнить.
Мы входим в Казахстанскую ассоциацию медицинских лабораторий - КАМЛАБ, у нас есть профессиональные эксперты и юристы, которые готовят нормативные правовые акты для Нацпалаты, которая уже далее продвигает их в Минздраве.
Так, мы реализовали проекты по ВИЧ-инфекции при том, что была монополия и тесты проводил только центры СПИД, хотя на такие тесты был спрос и на рынке платных медуслуг. Для проведения тестов на ВИЧ мы обладаем современными технологиями: высокочувствительными приборами и реагентами, которые гораздо чувствительнее, чем те, что используют центры СПИД, но при этом они занимают доминирующее положение в данной нише. Вместе с тем у нас тоже есть разрешение на эти платные медуслуги. Но пока в гарантированном объеме бесплатной медицинской помощи нас нет.
Во время пандемии мы рискнули, несмотря на опасения, во всех регионах оказывали лабораторные ковид-тестирования. Кроме того, мы внедрили современные технологии по ПЦР-диагностике и реализовали на территории Казахстана проект «GENENOTE» - инвестировали в производство ПЦР-тестов в стране. Производство работает отлаженно.
- Участвует ли КДЛ ОЛИМП в программе дуального обучения? Приглашаете ли вы на работу прошедших у вас практику студентов?
- Дуальное обучение по программе у нас есть в некоторых регионах, где мы заключили договора с медицинскими колледжами на подготовку лаборантов. После практики мы приглашаем на работу, но не всех – отбираем самых достойных. Но есть вопрос по дополнительному образованию, который надо решать на уровне Минздрава. Чтобы частные медорганизации также могли проводить последипломное обучение, нужно разработать и утвердить правила, с учетом слабых и сильных сторон, а также необходим алгоритм его проведения.
- Расскажите о новых технологиях в Вашей деятельности? Успеваете ли за мировыми открытиями и достижениями?
- Да, конечно, мы придаем большое значение научной работе. Мы взаимодействуем с казахстанскими, российскими и международными учеными. У нас есть группа разработчиков в области инфекционных заболеваний, онкологии, генетики. Те деньги, которые инвестировали в научные разработки, уже вернулись с прибылью - получаем доходы и дивиденды.
При внедрении новых технологий делаем акценты на генетику. Запустили специальную хромато-масспектрометрическую лабораторию, где определяем микроэлементы, тяжелые металлы, аминокислоты, витамины, чего ранее в Казахстане не было, а пробы для исследования отправляли в Россию, Германию. Сейчас мы внедряем в Казахстане определение всех видов наркотиков, редких гормонов, токсичных веществ. Успешно реализуем программу по неонатальному скринингу, когда у новорожденных берут с пяточки кровь и выявляют врожденные нарушения обменных процессов. После диагностики на ранней стадии можно правильно подбирать методику кормления ребенка, ту или иную терапию для лечения. Сейчас в рамках госпрограммы такие исследования проводятся во всех роддомах бесплатно.
Также проводим бакпосевы с определением возбудителя на высокоточных приборах с технологией MALDI, выявляем устойчивость к антибиотикам, что способствует успешному лечению и скорейшему выздоровлению пациентов.
Оставьте комментарий:
Комментарии: