astana-view

Какие проблемы сегодня волнуют североказахстанский бизнес?

09 Октября 2023
- Северо-Казахстанская область
3732 просмотров

Налоговые, земельные правоотношения, а также действия госорганов в сфере защиты и развития конкуренции всегда вызывали много вопросов у предпринимателей. Чаще всего споры между бизнесом и фискальными органами возникают по разным вопросам налогообложения, предприниматели оспаривают уведомления о погашении задолженности, результаты проверок и камерального контроля… Эти и другие вопросы были озвучены заместителем директора Палаты предпринимателей СКО по правовым вопросам Женисом Казиевым на Едином дне отчета.  

- Женис Абаевич, насколько мне известно, очень много нареканий у бизнеса сегодня вызывает реализация государственной услуги «Возврат налога на добавленную стоимость». В чем проблема этой процедуры?

-  Проблем здесь много, начиная от сроков оказания данной услуги и заканчивая способами проверки экспортных сделок отечественных предпринимателей с иностранными контрагентами, применяемыми органами государственных доходов.

Чтобы воспользоваться услугой возврата НДС, налогоплательщик подает соответствующее требование о возврате превышения суммы НДС в налоговые органы. Соответственно последние, получив это требование, назначают тематическую проверку, без акта которой возврат денег невозможен. Срок оказания этой услуги – 55 рабочих дней, при этом он является пресекательным, то есть возможности его продления или приостановления нет. 

В рамках осуществления проверки, органы госдоходов вправе направлять запросы государственным и другим органам и организациям, в том числе иностранным. Особенно, если речь идет о возврате НДС по экспортным сделкам казахстанских компаний с иностранными контрагентами. В таких случаях наши ОГД направляют запросы в налоговую службу иностранных государств, к примеру, России. Каким способом, думаете, это происходит? Обычным письмом! А если учесть, что такой запрос направляется в иностранное государство, сроки почтовой доставки туда и обратно, срок рассмотрения налоговой службой РФ, то получение ответа может затянуться до 4 месяцев! Соответственно, органы налоговой службы просто не укладываются в срок оказания данной госуслуги (55 рабочих дней)!

Крайне затруднительно в таких случаях, а зачастую и вовсе невозможно, ни заявителю, ни самому органу госдоходов РК выяснить исполнен ли запрос, направлен ли ответ, если да, то, когда и каким способом. Вот и получается, что ввиду отсутствия в определенные законом сроки ответов налоговых служб иностранных государств, наши налоговики отказывают предпринимателям в возврате сумм НДС, вынуждая бизнес к повторному обращению. При этом срок услуги исчисляется заново.

Таким образом, предприниматели в течение длительного времени не могут вернуть огромные суммы по НДС, происходит кассовый разрыв. Ведь не возвращенный своевременно налог на добавленную стоимость является частью оборотных средств, которые не попадают в очередной цикл, что приводит к сокращению дохода и уменьшению налогов для государства и потери прибыли для налогоплательщика. Это действительно одна из серьезных проблем казахстанского бизнеса, на необходимости оперативного решения которой заострил внимание и глава государства в своем недавнем послании народу Казахстана.  «Предприниматели справедливо жалуются на сложную процедуру возврата НДС, что серьезно ухудшает инвестиционный климат в стране. Правительству следует оперативно устранить эту застарелую проблему. Нужно, наконец, упорядочить налоговые льготы. Они должны стать адресным инструментом экономического стимулирования», – сказал Касым-Жомарт Токаев.

Этот вопрос неоднократно поднимался североказахстанскими предпринимателями на нашей площадке, поэтому у нас сложилось определенное видение решения этой проблемы. Во-первых, необходимо масштабировать автоматизированную систему электронного документооборота между налоговыми органами Казахстана и России, а также Казахстана и Беларуси на примере уже действующей системы обмена между РФ и РБ. Это значительно упростит и сократит сроки обмена почтовой информации между государствами. Во-вторых, необходимо определить четкие исчерпывающие основания для направления запросов в налоговые органы иностранных государств по вопросам, возникшим в ходе проведения налоговой проверки, как и регламентировать сроки направления таких запросов. Потому что действующая сегодня норма позволяет направлять такие запросы в любое время в период проведения проверки, тем самым создает условия для волокиты данной процедуры, как результат отказ в возврате НДС. Также считаем необходимым рассмотреть предложения по изменению налогового законодательства в части приостановления налоговой проверки до момента получения ответов на запросы, направленные в иностранные государства.

 

- Какие еще проблемы возникают у предпринимателей в результате взаимодействия с государственными органами?

- Следом за налоговыми правоотношениями идут споры по обжалованию результатов  расследований Департамента Агентства по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан по СКО (ДАЗРК), когда представители регионального бизнес-сообщества вынуждены доказывать свою правоту в суде.  Только за первый квартал текущего года в областном специализированном межрегиональном административном суде (СМАС СКО) рассмотрено два иска от предпринимателей к ДАЗРК по обжалованию приказов об утверждении заключений по результатам расследования. Оба иска были удовлетворены судом в пользу предпринимателей, что говорит о необоснованности действий департамента.

Остановлюсь на одном из них. Так, областной департамент агентства по защите и развитию конкуренции обвинил ТОО в картельном сговоре с еще несколькими предприятиями по закупкам 2020 года в период пандемии коронавируса. К слову, закупки в данный период осуществлялись по специальному порядку.

Между тем, как следует из заключения, ряд компаний, включая данное ТОО, принимая участие в четырех государственных закупках способом из одного источника путем прямого заключения договора, вступили в антиконкурентные соглашения, в результате которых ТОО заключало договоры на наиболее выгодных для себя условиях, что и привело к искажению итогов конкурса (закупок).     

Однако, согласно законодательству, способ закупки из одного источника не признается конкурентным, конкурентными являются закупки, проводимые способом конкурса. Соответственно, при отсутствии конкуренции (в этом случае конкурса), не может быть и антиконкурентных соглашений или картельного сговора.

При этом хотел бы отметить, что антиконкурентные соглашения субъектов рынка влекут за собой существенные штрафы, а также конфискацию монопольного дохода. Поэтому мы рекомендовали ДАЗРК по СКО в дальнейшем учитывать правоприменительную судебную практику по категории споров в области защиты конкуренции, не допуская необоснованного вовлечения бизнеса в судебные тяжбы.

- А что показал анализ земельных правоотношений?

- В этой сфере по-прежнему остро стоит вопрос по изъятию земельных участков, в частности, где контрольно-надзорными органами выявлены нарушения со стороны местных исполнительных органов, также установлены нарушения земельного законодательства касательно отсутствия освещения МИО информации по свободным земельным участкам.

Так, по информации Департамента по управлению земельными ресурсами Северо-Казахстанской области, за период с 2021 года по первое полугодие 2023 года судом признаны недействительными 47 решений местных исполнительных органов и сделки, заключенные по результатам незаконно принятых решений на площади более 4 тысяч гектар.

Вместе с тем, в ходе анализа прокуратурой области по состоянию на декабрь 2022 года установлены факты незаконного предоставления МИО 417 земельных участков общей площадью более 60 тысяч гектар в границах сельских населенных пунктов в нарушение норм Земельного кодекса, что и привело к дефициту пастбищных угодий, и вызвало массовое недовольство населения.

В результате проведенного анализа по наличию свободных и неиспользуемых по назначению земельных участков установлено, что актуализация данных по некоторым районам области производится несвоевременно, необходимые сведения отражаются после многократных обращений палаты в районные акиматы.

По состоянию на 1 сентября текущего года, актуализация данных по некоторым районам области производится несвоевременно, тогда как земельное законодательство требует это ежеквартально (в частности, в Акжарском, Аккайынском, Есильском районах, районе Г. Мусрепова и Шал акына), отсутствует информация по 2023 году в Айыртауском и Жамбылском районах.

При этом хотелось бы обратить внимание государственных органов на то, что на территории области отмечается невысокий показатель наличия свободных земельных участков, а также и частота проведения аукционов и конкурсов. Информацию отделы земельных отношений размещают либо на сайте отдела, либо районного акимата в разных вкладках сайтов, что не только представляет собой неудобство, но и является проблемой для неопытных пользователей в поиске интересующих сведений. Полагаем, что необходимо регламентировать общий и понятный для всех порядок размещения данных в соответствии с земельным законодательством.

Кроме того, по нормам Земельного кодекса с 1 июля 2023 года в городах республиканского, областного и районного значения, а также районах предоставление земельных участков должно было быть автоматизировано посредством системы Единый государственный кадастр недвижимости на его отдельной платформе Публичной кадастровой карты. Однако платформа, на которой подается заявка на получение земли, все еще неработоспособна.

И это лишь часть вопросов, с которыми бизнес сегодня сталкивается. Здесь наша задача – не спорить, а наладить диалог, озвучить кейсы, которые могут быть полезны и другим предпринимателям, выработать совместные решения с государственными органами, которые позволят улучшить бизнес-климат в регионе.

 


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры