Дорожно-строительные компании предлагают изменить законодательство по госзакупкам
На сегодня одним из актуальных вопросов является качество строительства автомобильных дорог, их постгарантийного обслуживания и ремонта.
По мнению бизнеса, требуется совершенствование процедур закупок этих работ, поскольку от этого зависит, как будут строиться дороги, будут ли применяться современные технологии.
Так, отраслевым строительным бизнес-сообществом поднимаются следующие проблемные вопросы в сфере закупок в дорожном строительстве.
Первое – это неприменение электронного депозитария в закупках АО НК «КазАвтоЖол» при подсчете опыта работы.
Отмечается, что электронный депозитарий необходим для прозрачности процесса закупок, добросовестной конкуренции среди потенциальных поставщиков, недопущения сговора. Так, анализ показал, что применение электронного депозитария в государственных закупках привело к следующим эффектам:
- отсутствует обжалование итогов конкурса по опыту работы;
- сдвиг начала СМР на 1-6 мес. за счет отсутствия судебных тяжб;
- исключение человеческого фактора в части начисления условных скидок за опыт работы;
- исключение коррупционных рисков.
Второе – отсутствие договора страхования в качестве обеспечения исполнения договора и обеспечения возврата аванса.
Данный инструмент успешно применяется в Правилах осуществления государственных закупок № 648. К примеру, при стоимости трехгодичного проекта в 70 млрд. тенге и финансирования проекта на 3 года равными долями, сумма обеспечения исполнения договора и возврата аванса составляет 7,7 млрд. тенге. Заложенная сумма в банке, при ставке залогового обеспечения от суммы банковской гарантии, как правило в 51% составляет – 3,9 млрд. тенге оборотного капитала. В этой связи на реализацию проекта, остается небольшая сумма, в размере 3,8 млрд. тенге. Это приводит к риску недостаточного закупа сырья, несвоевременной мобилизации стройтехники и несоблюдению графика работ.
Таким образом, целевые деньги с аванса, направленные на реализацию проекта, работают не на его осуществление, а на обслуживание банка.
«Отсутствие страхования в закупках субъектов квазигосударственного сектора приводит к необоснованным адмбарьерам и негативно сказывается на конечном результате бюджетных инвестпроектов», - отмечают в ассоциации.
Третье - необходимо приведение в соответствие условной скидки за показатель уплаченных налогов в Правилах по аналогии с Правилами осуществления государственных закупок №648.
Так, бизнесом предлагается установить предел суммы государственной закупки в размере 400 тыс. МРП, по которым присваивается условная скидка за каждую превышающую одну десятую (0,1) процента (в целях исключения случаев завышения показателя уплаченных налогов);
Четвертое – важно приведение в соответствие критериев финансовой устойчивости и формул расчета показателя финансовой устойчивости (ПФУ) по аналогии с Правилами осуществления государственных закупок № 648.
Ранее, приказом МФ РК от 13.10.2022 № 1061 были внедрены предельные значения показателя финансовой устойчивости потенциального поставщика, участвующего в государственных закупках в зависимости от стоимости закупки. Данные меры были внедрены в рамках исполнения поручения Главы государства по демонополизации строительного рынка, и на текущий день показали положительные результаты по разграничению государственных закупок в строительстве.
«Эти меры окажут существенное влияние на развитие дорожной отрасли, качество работ, поспособствуют развитию добросовестной конкуренции и ведению эффективной предпринимательской деятельности», - отмечает эксперт Ассоциации автодорожников Казахстана Махаббат Чуманова.
Со своей стороны, НПП «Атамекен», в целях обеспечения интересов отраслевых строительных ассоциаций и компаний, инициировала данный вопрос на уровне уполномоченных госрганов. Ожидается, что предложения бизнеса будут учтены при внесении изменений в действующие нормативные акты.
Фото: zakon.kz
Оставьте комментарий:
Комментарии: