Новый Градостроительный кодекс не учитывает интересы всех субъектов отрасли – эксперт
Эксперты считают, что принятие или непринятие Градостроительного кодекса никак не повлияет ни на рыночную стабильность отрасли, ни на экономические флуктуации внутри страны.
Вопрос разработки специализированного узкопрофильного Кодекса для регулирования градостроительной, строительной и архитектурной деятельности находится открытым очень давно. Потребность в его создании росла из года в год, строительной отрасли критически не хватало регуляторного механизма, который бы стоял над сводом десятков действующих законов и подзаконных актов. Строители нуждались в чётких алгоритмах, однозначных законах и эффективной работе.
Итак, разработка проекта Строительного Кодекса РК началась в начале 2023 года согласно поручению Президента Республики Казахстан. Идейно предполагалась работа над глобальным и очень амбициозным проектом, который бы концептуально отличался от всех до ныне действующих и принятых законов.
29 августа 2023 года МПС, для проведения публичных обсуждений, разместил на Портале открытых НПА проект Строительного Кодекса. 25 декабря того же года МПС презентовало проект Кодекса в Правительстве — успешно, красиво, грамотно.
«Сама подача Проекта Кодекса была невероятно хороша. Вместе с тем следует учесть одно звонкое «но» — содержание презентации не совсем соответствуют фактическому исполнению. Поэтому человек, неискушённый в вопросах строительной индустрии и незнакомый с актуальными её проблемами, воспримет презентованный проект как хорошо подготовленный, идеально выверенный документ. И хоть НПП «Атамекен» в целом поддерживает изложенные в презентации МПС приоритетные направления, подходы, формы и меры регулирования строительной отрасли, следует объективно признать — Проект Кодекса представляет из себя в большей степени конгломерат действующих НПА и законов, частично и цельно слитых в единый документ и поданный под соусом новшества и инноваций. К сожалению, содержание и подача Кодекса не изменились в главном — в концепции», - говорит Председатель Комитета строительства и ЖКХ Президиума НПП «Атамекен» Ирина Манжанова.
Как поясняет эксперт, сейчас Проект фактически представляет из себя расширенный дубликат законов, которыми строительная отрасль пользуется в настоящий момент.
«Очевидно, что в таком виде принципиальное принятие Проекта Кодекса не является архиважной проблемой. Сами строители — те, кто непосредственно возводит здания и иные сооружения, — могли в течении еще двух-пяти лет спокойно существовать с действующим законодательством. Иных вопросов, кроме вопросов строительства, Кодекс не решает. А должен был бы — так как задумывался не просто единый свод норм-правил-наказаний за нарушения, а переосмысленный вариант законов, предлагающий критически новые способы регулирования деятельности индустрии. Данная задача выполнена, к сожалению, не была», - добавила Председатель Комитета строительства и ЖКХ Президиума НПП «Атамекен».
Отдельного рассмотрения стоят предполагаемые правовые и социально-экономические последствия в случае принятия законопроекта. Согласно видению МПС, как было презентовано Правительству, утверждение Проекта Кодекса в первую очередь повлияет на установление стабильного регулирования отношений в области архитектуры, градостроительства и строительства. Но, во-первых, такого эффекта оказано на индустрию не будет, в силу отсутствия в Проекте всяких качественных изменений действующих норм, а, во-вторых, Проект Кодекса называется «строительным» не просто так. В данном документе, к сожалению, не учитываются проблемы именно архитектуры и градостроительства — а эти вопросы весьма обширны и при этом в нашей стране они практически никем и никак не регулируются.
Для более глубокого понимания сути изложенного, экспертом поясняется, что строительство — это про то, как нужно делать кирпичную кладку и что должен сделать подрядчик в том или ином случае. Градостроительство же определяется как область архитектуры и строительства, комплексно решающая экономические, демографические, строительно-технические, санитарно-гигиенические и эстетические задачи. Существенная разница между двумя этими понятиями предельно ясна.
Стоит остановиться и на поданном при презентации Проекта тезисе, что Кодекс станет точкой установления баланса интересов государства, инвесторов, застройщиков и населения.
«Якобы созданный документ представляет из себя столп надёжности для равносильной триады «население—государство—бизнес». Однако, опять же, данное утверждение можно воспринимать только скептически, учитывая, что ничего существенно нового и критически важного, помимо уже действующих норм, в Кодекс добавлено не было. С великим сомнением и разумной долей скептицизма следует также отнестись к утверждению, что будет наблюдаться повышение инвестиционной привлекательности отрасли. Инвестиционная привлекательность — это обширное, многогранное понятие, которое, в основном, складывается из соотношения уровня риска, уровня доходности и стоимости финансовых ресурсов в той или иной стране, регионе или отрасли для инвесторов. Принятие или непринятие Кодекса никак не повлияет ни на рыночную стабильность отрасли, ни на экономические флуктуации внутри страны», - считают эксперты отрасли.
Вопреки тому, что предполагаемый функционал Кодекса должен был выполнять роль уравнивающего медиатора среди участников масштабного строительного рынка, инструментарий Проекта неприкрыто монополизирует в пользу государства рынок экспертизы строительных проектов. То есть весьма лицемерным в данном контексте звучит и утверждение, что Проект Кодекса обеспечивает равноправие и конкурентное равновесие среди участников торгово-экономических отношений строительной индустрии.
Таким образом, резюмируя всё вышесказанное, можно сделать короткий итог — предложенный Проект Кодекса de facto является не концептуальной переработкой существующих законов и норм, а их расширенным сводом, не содержащих в себе принципиально новых, креативных и современных решений существующих отраслевых проблем. Цитируя Альберта Эйнштейна — «Бессмысленно продолжать делать то же самое и ждать других результатов».
К сожалению, проделанная над Кодексом работа не в полной мере раскрывает потенциал документа и не реализует в полной мере указание Президентка РК.
Оставьте комментарий:
Комментарии: