astana-view

«Таможенные досмотры – инструмент по выдавливанию налогов». В НПП ответили на жалобы предпринимателей

27 Мая 2024
6927 просмотров

Фото: 24.kg

По итогам обращений субъектов бизнеса КГД поступил ряд предложений, в том числе сократить сроки проведения досмотров, пересмотреть критерии их эффективности, а также внести в список участников заседаний по СУР представителей «Атамекен» для консультаций.

Субъектами бизнеса на площадке Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» не раз поднимались проблемы порядка и проведения таможенных досмотров товаров и транспортных средств через таможенную границу. Процессы экспертиз, простой транспорта, поднятие таможенной стоимости товаров, несоблюдение законодательных норм – вот основные жалобы участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

Так, длительные проверочные мероприятия в виде постоянных таможенных досмотров и экспертиз грузов, порождают для бизнеса излишние финансовые издержки. Тем самым хранение товаров на складах и проверки, по которым в результате не выявляются никаких явных нарушений, многократно должны оплачиваться предпринимателями. Отсюда срыв сроков контрактов, простой транспортных средств. По заявлению участников ВЭД, на вопросы о правомерности и причинах повторяющихся досмотров, ни Комитет государственных доходов Министерства финансов или другой уполномоченный орган им так и не ответил.

«Средняя сумма взыскания по редким фактам нарушений едва достигает 50 тыс. тенге. Отдельные факты взвешивания товаров доходят до абсурда. Так, остается непонятным цель перевзвешивания шин, количество которых измеряется в штуках», - сетуют бизнесмены.

Более того, таможенные досмотры воспринимаются как инструмент выдавливания налогов. Участники ВЭД жалуются на давление со стороны должностных лиц Ситуационного центра Главного диспетчерского управления КГД, незаконно требующих от них поднятия таможенной стоимости товаров до уровня так называемой «сетки» – фактически неофициального прейскуранта ценовой информации. Мера значительно увеличивает сумму таможенных платежей и налогов, которую предприниматели уплачивают в бюджет. В случае отказа в отношении товаров данных участников проводятся те самые длительные досмотры с полной выгрузкой, взвешиванием и пересчетом количества товаров, в некоторых случаях даже после их выпуска в свободное обращение.

По мнению предпринимателей и НПП, такая практика «выдавливания» налогов является незаконной и неприемлемой. Таможенные досмотры и экспертиза должны применяться исключительно в соответствии с нормами таможенного законодательства.

Несоблюдение законодательных норм влечет высокие коррупционные риски. Уже были описаны случаи, где инспекторов обязуют находить любое нарушение. В числе жалоб предпринимателей также безосновательное продление сроков выпуска товаров до десяти суток, с обязательством к декларантам предъявления пакета документов, уже приложенных к поданной декларации.

Помимо вышеперечисленного, заявителями упомянаются проблемы при досмотрах заводского оборудования: таможней не учитываются заводские погрешности веса, а за разницу в несколько килограмм в весе холодильной витрины накладывают штраф. При досмотрах транспортных средств не установлена допустимая глубина, в связи с чем каждый инспектор сам определяет ее по своему усмотрению. При этом, отмечают субъекты бизнеса, на протяжении длительного времени досматриваются одни и те же товары одних компаний. Не выявленные нарушения свидетельствует об отсутствии должной работы по актуализации профилей рисков.

Анализ прозвучавших от предпринимателей запросов на данную тему показывает тенденцию роста недовольства среди декларантов и перевозчиков, а также низкую степень их удовлетворенности ответами КГД в целом. Учитывая поднятые субъектами бизнеса вопросы, Комитету госдоходов Национальной палатой предпринимателей «Атамекен» предложено внедрение следующих подходов:

  1. установить проведение таможенного досмотра как крайней меры таможенного контроля, направленной на выявление запрещенных грузов;
  2. назначать досмотры только в соответствии с автоматизированной системой управления рисками (СУР);
  3. пересмотреть критерии эффективности досмотров (от 100 тыс. тенге);
  4. ввести запрет на проведение досмотров на основании письменных распоряжений и указаний ГДУ и КГД;
  5. провести анализ безрезультативных досмотров и перепрофилировать риски СУР;
  6. исключить взвешивание штучного товара;
  7. учитывать заводские погрешности и отклонения в весе товаров;
  8. минимизировать сроки проведения досмотров, четко обосновывать их продление в соответствии с законодательством;
  9. ввести запрет либо жесткий контролируемый регламент за превышением сроков проведения досмотров;
  10.  автоматически исключать проведение досмотра в отношении компании, если ранее проведенные досмотры были безрезультатны либо малозначительны;
  11.  установить рейтинговую систему оценки работы таможенных органов, где должны оцениваться количество, эффективность и сроки проведения досмотров;
  12.  внести изменения в нормативные правовые акты с учетом замечаний НПП:
  • приказ МФ РК от 14 февраля 2018 года № 188 «Об утверждении Правил проведения таможенных досмотра и осмотра»
  • приказ МФ РК «О внесении изменений и дополнений в приказ Министра финансов Республики Казахстан от 26 января 2018 года № 73 «Об утверждении Правил совершения таможенной очистки товаров должностными лицами органов государственных доходов»;
  1.  приглашать на заседания рабочей группы по СУР представителей НПП для консультаций.

НПП предлагает данные изменения в рамках реализации поручений Главы государства об оказании помощи предпринимателям, как равноправным партнерам госаппарата (направлено обращение НПП в КГД исх. № 05421/15 от 24.04.2024).


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры