Предложения Минтранса угрожают частной собственности? Обсуждение реформы в сфере транспорта
Национальная палата предпринимателей «Атамекен» провела онлайн-совещание с представителями бизнеса по обсуждению предложений Министерства транспорта по реформированию транспортной отрасли. В центре внимания были законодательные поправки, направленные на модернизацию инфраструктуры и транспорта Казахстана.
Железнодорожный транспорт. Создание в стране Объединенной вагонной компании с госучастием предложено Министерством транспорта. Направленность деятельности – приобретение вагонов и предоставление их в пользование перевозчикам. Реализация данного подхода потребует изменений в законодательство в части определения статуса полномочий указанной компании – с доминирующей долей (49%), да ещё и субсидируемой государством.
Поправки ведомства противоречат поручениям Главы государства по либерализации экономики, утверждённым стратегиям развития отрасли и действующим нормативным актам, регулирующим деятельность железнодорожного транспорта. Это вызвало негодование со стороны ассоциаций и представителей бизнеса, которые считают данные предложения не только нерациональными, но и противоречащими здравому смыслу.
На сегодняшний день рынок пользования вагонами и аренды подвижного состава сложился и функционирует: в отрасли работают около 300 владельцев вагонов. Общий парк грузовых вагонов в стране насчитывает более 137,2 тыс. единиц, средний возраст которых составляет 14 лет. Из них около 67% принадлежит частным собственникам, а 33% – компаниям группы АО «НК «ҚТЖ».
Также на встрече в гибридном формате обсуждался вопрос о возврате государству магистральной железнодорожной сети (МЖС), которая сегодня находится в частной собственности. В соответствии с предложением, физические и юридические лица должны будут передать объекты МЖС, а также другие объекты, обладающие признаками МЖС, в состав государственной железнодорожной сети.
Однако, признаки магистральной ЖД сети не определены ни в одном законодательном акте, что создаёт правовую неопределённость. Введение такой императивной нормы может стать предпосылкой для возникновения противоправных действий, в том числе коррупционных проявлений.
Кроме того, инициатива Минтранса посягательствует на частную собственность, что противоречит Конституции Республики Казахстан и государственной политике, направленной на защиту частной собственности.
Автомобильные дороги. Для реализации поручения Президента по программе ремонта автодорог необходимо изыскание дополнительных средств. Одной из мер по увеличению бюджета является взыскание задолженности за проезд по платным дорогам, которая на сегодняшний день составляет 6,6 млрд тенге. Предлагается введение запрета на выезд иностранных транспортных средств с задолженностью, отказ в выдаче спецразрешений, страховке и техосмотре для таких автомобилей. Также предложено закрепить за «НК «ҚазАвтоЖол» функции по распределению битума и регулированию цен на битум и дизельное топливо.
Водный транспорт. В целях снижения дефицита кадров Министерство предлагает отменить запрет на привлечение иностранных граждан на должности командного состава судов с 1 января 2025 года, при соблюдении определённых условий.
Авиация. Минтранс также предложило установить прямое авиасообщение с США. Для этого будут внедрены рекомендации Федеральной авиационной администрации США (FAA) по усилению надзора за безопасностью полётов.
В связи с этим Национальная палата предпринимателей совместно с бизнес-сообществом разработала свои предложения к законопроекту. Их планируется внести в рамках пункта Регламента Правительства, в процессе рассмотрения данного законопроекта в Мажилисе Парламента. Стоит отметить, что это уже второй случай, когда Министерство транспорта игнорирует мнение бизнеса: ранее Концепция развития железнодорожного транспорта была утверждена без участия бизнес-сообщества. Теперь очередная инициатива Министерства также не была предварительно согласована с бизнесом и участниками перевозочного процесса, что вызывает озабоченность.
Консолидированные решения, разработанные совместно с бизнесом, должны быть направлены на улучшение транспортной инфраструктуры страны, привлечение инвестиций и повышение эффективности транспортной отрасли.
Оставьте комментарий:
Комментарии: