astana-view

Возвращенные в госсобственность земли рискуют снова попасть в руки недобросовестных землепользователей: Мнение эксперта

18 Ноября 2024
271 просмотров

Последние пару лет в Казахстане проходит активная кампания по возврату неиспользуемых или незаконно предоставленных земель. Республиканская комиссия, созданная для этих целей в 2022 году, вернула рекордные 10 млн га сельхозземель. В сентябре этого года комиссия, переформатировавшись, поставила перед собой еще более амбициозную цель – распределить возвращенные земли среди фермеров и агропредприятий справедливо и обеспечить их разумное использование.

Сегодня из этих 10 млн га 4,3 млн – вновь вовлечены в оборот, но вызывает ли этот процесс доверие? Вопросов к прозрачности и справедливости этой системы распределения все больше. Более того, четвертый год в НПП не прекращают поступать жалобы предпринимателей регионов.

Напомним, предоставление сельскохозяйственных земельных участков, как новых, так и ранее возвращенных, осуществляется посредством конкурсов, проводимых акиматами районов. Основные условия и порядок проведения конкурсов определены как отдельной статьей Земельного кодекса РК, так и Правилами, утвержденными приказом Министерства сельского хозяйства.

Заместитель директора Департамента строительства и земельных отношений НПП «Атамекен» Ернур Абжан отмечает, что вся проблема лежит на поверхности: МСХ, чрезмерно упростив свои Правила, ограничило оценку конкурсных предложений участников единственным критерием, связанным с предпринимательской деятельностью, — оценкой размера планируемых инвестиций. По сути, это означает оценку «обещаний» инвестировать в развитие в будущем, без необходимости их подтверждения и при недостаточном контроле за исполнением этих обещаний.

При этом, Земельный кодекс требует при предоставлении сельхозземель оценивать более важные и действительно нужные критерии участников, а именно: площади возделывания сельхозкультур, имеющееся поголовье животных, применяемые агротехнологии, наличие сельхозтехники и технологического оборудования, наличие квалифицированных специалистов, количество создаваемых рабочих мест и др.

Однако данные критерии вовсе отсутствуют в Правилах.

«Мы в лице НПП с июня 2020 года ставим вопрос перед МСХ о необходимости совершенствования Правил, чтобы они соответствовали требованиям Земельного кодекса. Мы настаиваем на приоритете для фермеров, которые будут использовать землю по назначению. Также мы предлагаем создать отдельные конкурсы для начинающих предпринимателей, чтобы они не конкурировали с крупными агрохолдингами. В таких конкурсах можно предусмотреть облегченные требования, например, отсутствие сельхозтехники, но с ограничением по площади: до 300 га для пастбищ и до 50 га для пашни», - акцентирует внимание спикер.

Действующие Правила ведомства имеют серьезные недостатки: они не только увеличивают бюрократические барьеры, но и лишают фермеров реальных возможностей для справедливого получения земли и дальнейшего роста, замедляя развитие аграрного сектора Казахстана. Конкурсы на право аренды сельхозугодий проводятся районными акиматами, где основным критерием победы является объем заявленных инвестиций на гектар. Участники, пользуясь лазейками, указывают максимальные суммы, чтобы гарантированно набрать больше баллов. При равенстве баллов победителя определяют члены земельной комиссии голосованием, что открывает возможности для коррупции, когда личные предпочтения и рекомендации перевешивают реальную пользу для региона.

«Имеются факты, когда победители конкурсов определяются исходя из позиции акимов сельских округов, положительно отзывающихся о предпринимателе, то есть на основании субъективной оценки. Нередко при выборе между двумя претендентами, один из которых имеет собственное поголовье скота и действительно нуждается в пастбищах, комиссия отдает предпочтение другому, вовсе не имеющему скот», - отмечает эксперт.

По его словам, это снижает доверие к процессу и ограничивает доступ к земле для тех, кто действительно заинтересован в ее развитии. Плюс ко всему, победитель конкурса, получив землю в обмен на обещание инвестировать в ее развитие, часто не выполняет своих обязательств, поскольку отсутствуют действенные механизмы анализа, мониторинга и контроля за реализацией заявленных инвестиций и других условий предложения.

«Текущие Правила фактически обесценивают результаты конкурсов», - отмечает Ернур Абжан.

Национальная палата предпринимателей Казахстана давно акцентирует внимание на необходимости пересмотра конкурсных правил и пересмотра системы оценки конкурсных предложений с привлечением научного сообщества и отраслевых экспертов. НПП неоднократно направляла целый ряд предложения в МСХ, однако система оценки заявок на конкурсы остается несовершенной. Вместо внедрения критериев эффективности использования земли, МСХ добавила в Правила баллы за проживание в сельской местности, районе или городе, где находится участок, а также за кооперативную принадлежность заявителя – факторы, не влияющие на выбор наиболее эффективных землепользователей.

К сожалению, посредством этого механизма были распределены миллионы гектаров. Согласно официальным данным МСХ, за 2017 - 2023 годы в сельскохозяйственный оборот было вовлечено 13 млн га, подавляющее большинство из которых в рамках обсуждаемых Правил.

В целях привлечения внимания к проблеме, НПП поднимала вопрос на правительственном уровне. Были созданы экспертный совет, рабочая группа, утверждена дорожная карта с соответствующими поручениями Министерству по пересмотру системы оценки в рамках Правил, но ситуация осталась неизменной. По мнению представителя «Атамекен», в данном случае необходимо понимать последствия такого неэффективного перераспределения земель.

За время существования проблемы НПП и бизнес выработал предложения в Правила МСХ. Так, необходимо обязательное включение в оценку ряда факторов: опыт заявителя, ресурсы, квалификация персонала, бизнес-план, техника, имеющееся поголовье скота, в целом те критерии, которые уже имеются в Земельном кодексе, но нет в Правилах. По словам эксперта, это позволит выбирать действительно подготовленных к эффективной работе землепользователей на конкурсах.

Следующий пункт должен включать введение регулярного контроля и отчетности за соблюдением победителями их обязательств по конкурсным предложениям. Кроме того, важно внедрить механизмы, исключающие влияние личных предпочтений и коррупционных факторов. В текущей ситуации возвращенные участки могут вновь попасть к недобросовестным землепользователям, что подорвет эффективность работы Республиканской комиссии.

«Работа по выявлению и возврату неиспользуемых земель требует значительных усилий, времени и ресурсов и предоставление таких земель повторно неэффективным землепользователям приведет к низкой результативности работы данной комиссии» - заключает Ернур Абжан.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры