«Льготный лизинг 5%»: рост цен, дефицит техники и нарушенные права фермеров – как государственная программа теряет эффективность
27 ноября 2025 года на заседании Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции НПП «Атамекен» под председательством Каирбека Сулейменова рассмотрен вопрос реализации программы льготного лизинга сельскохозяйственной техники.
В целях реализации поручения Главы государства в 2025 году Министерство сельского хозяйства через АО «КазАгроФинанс» приступило к выполнению программы льготного лизинга сельскохозяйственной техники сроком на семь лет под 5% годовых.
Программа направлена на повышение доступности современной техники для субъектов агропромышленного комплекса и обеспечение эффективного ведения сельского хозяйства.
«С момента массового поступления заявок со стороны сельхозтоваропроизводителей отмечен одновременный рост цен на сельхозтехнику со стороны поставщиков, участвующих в программе. Стоимость тракторов, включая технику, произведённую ещё в 2024 году, увеличилась за полгода от 26,1% до 26,5%», – отметил представитель Ассоциации субъектов агропромышленного комплекса Карагандинской области «Qar-Agro Qoldau» Жумкин Б.Б.
АО «КазАгроФинанс» и поставщики техники фактически лишают лизингополучателей права выбора техники, навязывая конкретные модели и производителей.
На Совете отмечено, что такие действия противоречат законодательству о защите прав потребителей и о финансовом лизинге, поскольку ограничивают предпринимателей в возможности самостоятельного выбора оборудования, необходимого для реализации их производственных задач и инициатив.
Кроме того, при подаче заявок в филиалах АО «КазАгроФинанс» весной и летом текущего года допускались многочисленные нарушения процедурных сроков. В частности, при приёме заявок на бумажных носителях даты их регистрации не фиксировались, что привело к затягиванию сроков рассмотрения и принятия решений по лизинговым заявкам.
Указанные обстоятельства усугубились несвоевременными поставками техники со стороны заводов-производителей. В результате многие сельхозтоваропроизводители не смогли вовремя получить и задействовать приобретённые тракторы и кормозаготовительную технику в заготовительный сезон, что нанесло прямой ущерб производственному циклу и урожайной кампании.
Предприниматели также сообщают о фактах необоснованного завышения поставщиками цен на техническое обслуживание и ремонт техники в гарантийный период.
Подобная ценовая политика свидетельствует о недостаточном контроле со стороны АО «КазАгроФинанс» за формированием стоимости техники и услуг на всех этапах – от производителя до конечного потребителя.
Отсутствие системного мониторинга ценообразования, анализа сделок купли-продажи и рыночных условий при заключении лизинговых соглашений привело к тому, что государственные ресурсы, направленные на поддержку бизнеса, используются неэффективно.
Заключённые АО «КазАгроФинанс» договоры с поставщиками не обеспечили стабильность цен и не позволили предотвратить рост стоимости тракторов «Беларус» в условиях повышенного спроса, вызванного реализацией государственной программы. Рост цен на тракторы данной марки за полгода обусловлен монопольным положением сборочных заводов и их дилеров, которые получили эксклюзивное право на участие в программе льготного лизинга.
«Такая ситуация противоречит целям самой программы, направленной на повышение доступности техники и снижение издержек аграриев», – отметил К.Сулейменов.
.jpg)
По мнению предпринимательского сообщества, одной из ключевых причин неэффективности использования государственных инструментов поддержки аграрного сектора является монопольное положение АО «КазАгроФинанс», единолично реализующего программы «Made in Kazakhstan», «Preferential Leasing 6%» и «Preferential Leasing 5%».
Отсутствие конкуренции среди операторов лизинга приводит к ограничению выбора для фермеров, снижению прозрачности условий и росту стоимости техники. Подключение к государственным программам частных лизинговых компаний позволило бы расширить охват, повысить эффективность и предоставить сельхозтоваропроизводителям реальную возможность выбора между разными финансовыми операторами.
На Совете отмечено, что в Концепции развития финансового сектора до 2030 года предусмотрено последовательное сокращение доли государства на рынке лизинга и развитие частных лизинговых компаний, что должно способствовать формированию конкурентной среды и повышению качества предоставляемых услуг.
Однако текущая практика реализации программ через единственного государственного оператора противоречит заявленным целям и сдерживает развитие рыночных механизмов поддержки бизнеса.
Дополнительные трудности у аграриев появились после вступления в силу приказа Минсельхоза от 23 декабря 2024 года №410. Теперь при первичной регистрации самоходной техники нужно предоставлять электронные паспорта машин. С 1 сентября многие лизингополучатели не могут зарегистрировать новые тракторы из-за отсутствия этих паспортов. В итоге техника простаивает, а фермеры не могут официально её использовать.
Совет по защите прав предпринимателей предупреждает, что сложившиеся организационные и правовые коллизии могут привести к массовому нарушению обязательств по договорам лизинга, начислению штрафов, пени и иных санкций в отношении сельхозтоваропроизводителей, не по их вине оказавшихся в затруднительном положении.
«Таким образом, указанные просчёты и неправильно определенные приоритеты стратегии выполнения задачи Главы государства по повышению доступности сельскохозяйственной техники для предпринимателей привели к значительному удорожанию техники», – подытожил К.Сулейменов.

Что предлагает Совет?
По итогам обсуждения предложено Министерству сельского хозяйства ввести механизм «фиксированной цены» на технику, включая ее гарантированное обслуживание и ремонт, а также рассмотреть возможность поэтапного снижения доли государства на рынке лизинга за счет увеличения оборотов частных лизинговых компаний и вовлечения их в реализацию государственных программ льготного лизинга.
Агентству по защите и развитию конкуренции рекомендовано провести анализ состояния конкурентной среды при реализации «Программы льготного лизинга 5%».
Рекомендации и материалы заседания Совет направит в Администрацию Президента и Аппарат Правительства.


Оставьте комментарий:
Комментарии: