astana-view

Ответы Налогового Комитета МФ РК на вопросы предпринимателей

21 Мая 2014
17478 просмотров

Национальной палатой предпринимателей РК, совместно с Налоговым комитетом МФ РК (далее – НК МФ РК), Палатами предпринимателей в регионах и налогоплательщиками в рамках Диалоговой площадки НПП РК проведен «День открытых дверей» в г. Астана, г.Атырау и в г. Усть-Каменогорск.

На отдельные вопросы предпринимателей  НК МФ РК представлены.

1

Предусмотреть предоставление налогоплательщикам, использующим специальный  налоговый   режим  для   крестьянских  и фермерских хозяйств (плательщики единого земельного налоги) право уплаты   налогов   с   физических   лиц   (индивидуального   подоходного налога, пенсионных отчислений и т.д.) единовременно 1 или 2 раза в год, т.е. в течение налогового периода.

Специфика деятельности данных субъектов малого бизнеса предусматривает, получение доходов 1-2 раза в год по урожайности, что соответственно подразумевает наличие оборотных средств для исполнения налоговых обязательств только в эти периоды.

Данная норма считаем должна существенно стимулировать деятельность крестьянских и фермерских хозяйств, использующих специальный налоговый режим.

Данное предложение реализовано в действующем налоговом законодательстве. В соответствии с пунктом 1 статьи 446 Налогового кодекса крестьянские и фермерские хозяйства, применяющие СНР на основе единого земельного налога, уплату ИПН у источника выплаты, социальные отчисления и перечисление обязательных пенсионных взносов  производят два раза в год в следующие сроки:

1) суммы, исчисленные с 1 января до 1 октября налогового периода, не позднее 10 ноября текущего налогового периода;

2) суммы, исчисленные с 1 октября по 31 декабря налогового периода, не позднее 10 апреля налогового периода, следующего за отчетным налоговым периодом.

2

Согласно  нормам статьи  428  Налогового кодекса субъекты   малого бизнеса вправе самостоятельно выбрать только один  из  нижеперечисленных порядков начисления и уплаты налогов, а также представления налоговой отчетности, но ним:

1) общеустановленный порядок;

2) специальный налоговый режим на основе патента;

3) специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации.
При переходе на общеустановленный порядок последующий переход на специальный налоговый режим возможен не ранее чем через один календарный год применения общеустановленного порядка.

Считаем, что данные кормы ущемляют права налогоплательщиков (субъектов малого бизнеса) в части возможности выбора налогового режима самостоятельно.

Так, налогоплательщик, использующий режим на основе упрощенной декларации, в силе сложившихся на момент его бизнес возможностей принимает решение о переходе на общеустановленный порядок, по истечении 1 года ситуация меняется в худшую сторону (уменьшение оборотов и т.п.), налогообложение при данном режиме становится ему в тягость и он захочет перейти обратно на специальный налоговый режим. Однако, нормы дайной статьи не дают ему возможности сразу перейти на необходимый ему режим налогообложения, при этом он терпит убытки в виде налогов, установленных на общем режиме.

В связи с изложенным, просим предусмотреть право перехода с общеустановленного режима на специальный ми лотовый режим сразу при возникновении условий, необходимых для перехода на данный режим.

Данная норма введена в целях исключения перехода  с  одного режима на другой в течение одного календарного года, что может привести к минимизации налоговых обязательств.

3

Просим предусмотреть в налоговых  органах процедуру подтверждения получения заявлений, деклараций и т.п. налогоплательщикам в случаях их подачи на бумажном носителе в виде талонов о подтверждении по аналогии с другими организациями.

Имеются случаи, когда налогоплательщиком были поданы в налоговые органы заявления в одном экземпляре, при этом отметки о получении не были предоставлены, а по истечении некоторого времени к налогоплательщику были применены санкции о несовременном исполнении обязательств.

В настоящее время в Интеграционной налоговой информационной системе реализован Журнал центра приема и обработки информации предусматривающий по отдельным налоговым заявлениям выдачу талона, что является подтверждением приема такого заявления работником налогового органа.

Наряду с этим, в рамках реализации совместного со Всемирным банком Проекта по реформированию налогового администрирования (далее - Проект)  предусмотрены мероприятия, нацеленные, в том числе на упрощение исполнения налогоплательщиком налоговых обязательств, путем различных форм коммуникации и внедрения электронных услуг с учетом целевых групп налогоплательщиков.

 Таким образом, вопрос о процедуре подтверждения в информационной системе налогового органа приема заявлений и деклараций, представленных налогоплательщиком на бумажном носителе или в электронном виде, будет рассмотрен в рамках вышеуказанного Проекта.

4

Отменить начисление пени при продаже оборудования, оформленного методом зачета. ст, 250 ЗРК от 10.12.2008г. О введение в действие Кодекса РК «О налогах других платежах в бюджет» - импортировано дорогостоящее   оборудование с уплатой НДС методом зачёта. По истечение 3-х лег предприятие хочет реализовать его и купить такое же, но более   современное, что позволит увеличить производительность на 30%. Однако, предприятие должно заплатить 550 000 тенге пени, которая не относится на вычеты, что малое предприятие не может сделать, при этом приобрести новое, а старое будет стоять мёртвым грузом ещё два года, подобное невозможно.

(Закон РК от 10.12.2008г. О введение в действие Кодекса РК «О налогах других платежах в бюджет» ст. 250 Налогового кодекса от 30.06.2010 года №296-] V «о таможенном деле в РК» (Таможенный кодекс) Ст. 158).

Статья 250 Кодекса Республики Казахстан от 12.06.2001 г. «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), срок действия которой продлен статьей 49 Закона Республики Казахстан «О введении в действие Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)» (далее – Закон) предназначена для импорта с уплатой НДС методом зачета товаров, производство которых отсутствует на территории Республики Казахстан или не покрывает потребности Республики Казахстан.

При этом, одним из условий данной статьи является применение указанных товаров в собственном производстве плательщика НДС, ввезшего такой товар.

При этом, считаем, что отмена начисления пени при несоблюдении вышеуказанных условий, т.е. в случае реализации товара, ввезенного с уплатой НДС методом зачета, до истечения 5 лет, позволит недобросовестным налогоплательщикам, используя данный порядок, ввозить товары на территорию Республики Казахстан с целью перепродажи без уплаты НДС.

5

Исключить       двойное       налогообложение       по       НДС.
-  НДС   Казахстанскими   производителями   оплачивается  в  Казахстане   в размере 12%, после получения товара из России и Белоруссии. Фактически большинство товаропроизводителей, государств ТС НДС (18%) включают в цену товара. Таким образом, наши предприятия оплачивают двойной НДС.

На уровне Правительств трех государств, участников Таможенного Союза, принять решения об оплате налога (12%) непосредственно при отпуске товаров, т.е. цена товара + НДС Казахстана.

Соглашением о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе регламентирован порядок взимания косвенных налогов, согласно которому экспорт облагается НДС по ставке 0 %, импорт – по ставке государства-импортера.

Таким образом, данный вопрос решен в рамках действующих международных договоров. Учитывая, что вопрос определения цен при заключении договоров купли-продажи относится к взаимоотношениям хозяйствующих субъектов, при заключении таких договоров необходимо учитывать вышеуказанную норму международного соглашения.

При этом о таких фактах необходимо информировать НК МФ РК для представления в ФНС РФ фактов несоблюдения налогоплательщиками РФ норм международных договоров, регламентирующих вопросы взимания НДС при экспорте/импорте товаров.

6

Решить вопрос по возврату НДС при экспорте в ТС

-     возврат   НДС    происходит    в   том    случае,   если   покупатель самостоятельно обращается в налоговый орган и регистрирует счет-фактуру, но чаще всего покупатели из России не обращаются в налоговые органы и  в Казахстане предпринимателям не только не ставят в зачет НДС, еще начисляют штрафы.

По инициативе Республики Казахстан внесены изменения в Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе от 11 декабря 2009 года (далее – Протокол по товарам), являющийся одним из международных договоров, действующих в рамках Таможенного союза.

Изменения в Протокол по товарам, согласованные тремя сторонами (Республикой Казахстан, Российской Федерацией и Республикой Беларусь), предусматривают возможность представления Заявления о ввозе товаров только в электронном виде. В настоящее время Протокол о внесении изменений в Протокол по товарам проходит внутригосударственные процедуры, необходимые для вступления в силу вносимых изменений.

В последующем, будут внесены изменения в налоговое законодательство Республики Казахстан, предусматривающие возможность подтверждения экспорта казахстанским экспортерам на основании информации, полученной от налоговых органов государств-членов Таможенного союза, без представления Заявления о ввозе товаров  импортера на бумажном носителе.

7

Вопрос по отнесению на вычеты вознаграждений.

ТОО занимается строительством жилых домов и дальнейшей реализацией квартир. Для начала выполнения работ по строительству 36-квартирного дома ТОО был заключен в сентябре 2012г. договор займа с банком и получен кредит. Согласно графику погашения  по    данному    договору    выплаты    сумм    основного    долга    и вознаграждения распределены до конца 2014г. строительство завершено и дом введен в эксплуатацию в августе 2013 г. За период с сентября 2012г. по август 2013г. суммы уплаченного вознаграждения ТОО были отнесены на стоимость квартир. Квартиры по бухгалтерскому учету ТОО отнесло на товар. Начисление по бух учету вознаграждений производится в периоды их уплаты. На конец 2013г. из общего количества квартир не проданных осталось 7.

Относятся ли на вычеты вознаграждения по кредиту, уплачиваемые после ввода дома в эксплуатацию в 201Зг, 2014г?

Вознаграждения по кредиту (займу), полученному на строительство, начисленные после завершения строительства, относятся на вычеты в соответствии со статьей 103 Налогового кодекса.

8

В п.2 статьи 147 Налогового кодекса, указано - «Налогооблагаемый      доход      юридических      лиц производителей сельскохозяйственной продукции, продукции пчеловодства, продукции аквакультуры (рыбоводства), уменьшенный на сумму доходов и расходов, предусмотренных статьей 133 Налогового кодекса, и на сумму убытков, переносимых в порядке, установленном статьей 137 Налогового кодекса, подлежит обложению налогом по ставке 10% в случае, если такой доход получен от осуществления деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, продукции пчеловодства, продукции аквакультуры (рыбоводства), а также переработке и реализации указанной продукции собственного производства».

Кроме того, в п.1 статьи 448 Налогового кодекса указано - «Юридические лица-производители сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства) и сельские потребительские кооперативы вправе самостоятельно выбрать один из следующих режимов налогообложения:

СНР     для     юридических    лиц производителей сельскохозяйственной продукции, продукции аквакультуры (рыбоводства) и сельских  потребительских  кооперативов    (далее специальный налоговый режим);

СНР на основе упрощенной декларации;

общеустановленный порядок.

Вопрос: Может ли налогоплательщик, занимающийся добычей и переработкой аквакультуры (рыбы), применить специальный налоговый режим, при условии, если  данный    налогоплательщик способствует разведению рыбы на водохранилище, путем выращивания мальков и отпуска их в водохранилище, в данном случае Шардаринское водохранилище Южно-Казахстанской области, и обеспечивает данный водоем кормовой базой для выращивания рыбы?

 

9

Нет  прозрачности  работы  налоговых  органов.   Необходимо обеспечить онлайн доступ налогоплательщиков к информации обо всех задолженностях, необходимых платежах, а также об общих вопросах работы налогового органа.

НК МФ РК разработан сервис представления информации о задолженности в онлайн режиме, который выведен на Портал Электронного Правительства (ПЭП) и находится в опытной эксплуатации.

10

Вызывает неудобства невозможность получение электронных ключей по
месту      фактического      расположения      предпринимателя.      Необходимо
рассмотреть данный вопрос в целях оптимизации работы Налогового органа, а
также сокращения потока предпринимателей в здание Налогового органа.

 

11

Налоговые органы требуют копию финансовой отчетности юридического лица  -  нерезидента  в   одних  случаях,   составленной   в   соответствии   с
Национальными    (казахстанскими)    стандартами,    в    других    случаях,    в соответствии   с   международными   стандартами,   а   в   третьих   случаях   в соответствии со стандартами страны резиденства. Кроме того, пытаются сами проводить проверки на предмет соответствия зарубежным стандартам, не имея  соответствующей   квалификации.   Необходимо   выпустить  документ,
четко определяющий какая финансовая отчетность должна быть представлена в данных случаях, а также запрещающий производить проверки на предмет соответствия   зарубежному   законодательству.   В    случаях   сомнения   в
подлинности финансовой отчетности, налоговые органы в соответствии с налоговыми конвенциями могут производить запросы в налоговые органы других стран.

В соответствии с пунктом 4 статьи 208 Налогового кодекса распределяемые расходы юридического лица-нерезидента относятся на вычеты постоянным учреждением в Республике Казахстан только при соблюдении условий международного договора и наличии у него подтверждающих документов, в том числе:

копии финансовой отчетности постоянного учреждения в Республике Казахстан;

копии финансовой отчетности юридического лица-нерезидента, составленной в соответствии с требованиями законодательства государства, в котором создано и (или) резидентом которого является такое юридическое лицо, заверенной печатью юридического лица-нерезидента (при ее наличии), содержащей название, а также подписью руководителя.

На основании вышеизложенного при отнесении на вычеты постоянному учреждению управленческих и общеадминистративных расходов юридическое лицо - нерезидент должен представить копию финансовой отчетности, составленной в соответствии с требованиями законодательства государства, в котором создано и (или) резидентом которого является такое юридическое лицо.

12

Налоговые   органы   требуют   представление   сертификатов   резиденства ежеквартально, в то время как компании получают сертификаты резиденства
один раз в год. Необходимо сократить проверки сертификатов до одного раза в год, к примеру, в конце 4 квартала.

14. Упростить   порядок  наложения   административных   штрафов  и   сделать порядок  оформления  протоколов  электронным   способом  через  Кабинет Налогоплательщика.

В целях применения международного договора в отношении полного освобождения от налогообложения или применения пониженной ставки налога к доходам нерезидента, полученных из источников в Республике Казахстан, в соответствии с п. 3 ст. 212 Налогового кодекса документ, подтверждающий резидентство, представляется нерезидентом налоговому агенту не позднее одной из следующих дат, которая наступит первой:

1) 31 декабря календарного года, в котором произошла выплата дохода нерезиденту или невыплаченные доходы нерезидента отнесены на вычеты;

2) начала проведения плановой налоговой проверки квартала, в котором выплачен доход нерезиденту, оканчивающегося в календарном году, в котором проводится такая налоговая проверка по вопросу исполнения налогового обязательства по подоходному налогу, удерживаемому у источника выплаты;

3) не позднее пяти рабочих дней до завершения внеплановой налоговой проверки квартала, в котором выплачен доход нерезиденту, оканчивающегося в календарном году, в котором проводится такая налоговая проверка по вопросу исполнения налогового обязательства по подоходному налогу, удерживаемому у источника выплаты. Дата завершения внеплановой налоговой проверки определяется в соответствии с предписанием.

При этом согласно п. 6 ст. 212,  п. 3 ст. 212-1, п.2 ст. 212-2 Налогового кодекса налоговый агент обязан представить в налоговый орган по месту своего нахождения копию документа, подтверждающего резидентство налогоплательщика-нерезидента, соответствующего требованиям п. 4 и п. 5 ст.219 Налогового кодекса. Копия такого документа представляется в течение трех календарных дней с даты, установленной для представления налоговой отчетности, срок представления которой наступает после представления нерезидентом такого документа налоговому агенту в соответствии с пунктом 3 статьи 212 Налогового кодекса.

На основании вышеизложенного, копия сертификата резидентства представляется в налоговый орган 1 раз в течение трех календарных дней после наступления срока представления налоговой отчетности за 4 квартал года, в котором произведена выплата дохода нерезиденту и (или) за который начисленные, но невыплаченные доходы нерезидента отнесены на вычеты, т.е. в течение трех календарных дней после 31 марта года, следующего за отчетным.

13

Имеют место быть частые проверки инспекторов Налогового департамента. Необходимо сократить их число, до необходимого минимума.

Одной из форм налогового контроля являются налоговые проверки, которые подразделяются на плановые и внеплановые.

Плановые налоговые проверки назначаются органами налоговой службы в отношении конкретного проверяемого субъекта, на основании плана налоговых проверок, утвержденных уполномоченным органом, в соответствии с системой оценки рисков с учетом распределения налогоплательщиков по степеням высокого, среднего и незначительного риска.

При этом, в соответствии с Законом Республики Казахстан  «О государственном контроле и надзоре в Республике Казахстан»  плановые проверки проводятся с периодичностью не чаще:

одного раза в год – при высокой степени риска;

одного раза в три года – при средней степени риска;

одного раза в пять лет – при незначительной степени риска.

Исходя из нормы указанного Закона в отношений субъектов малого предпринимательства в течение трех лет с момента их государственной регистрации не проводятся плановые налоговые проверки.

Применяемая система оценки рисков позволяет налоговым органам проводить «точечные» плановые проверки только тех субъектов частного предпринимательства, которые нарушают налоговое законодательство Республики Казахстан.

По результатам анализа завершенных плановых налоговых проверок  в 2013 году в сравнении  с  2012 годом  наблюдается снижение количества налоговых проверок. Так, например в Атырауской области  в 2012 году завершено  120  налоговых  проверок, то данный показатель в 2013 году составил – 101.

Вместе с тем, внеплановые налоговые проверки назначаются органами налоговой службы в отношении конкретного проверяемого субъекта, по которым имеются факты и обстоятельства, послужившие основанием для назначения налоговой проверки.

Также по результатам анализа завершенных внеплановых (комплексных и тематических) налоговых проверок  в 2013 году в сравнении  с  2012 годом  наблюдается снижение количества налоговых проверок. Так,  например в 2012 году завершено  493  налоговых  проверок, то данный показатель в 2013 году составил - 374, т.е. снижение на 24,1 %.

   Акты (предписания) о назначении налоговых проверок, с указанием основания назначения налоговой проверки подлежат обязательной регистрации (либо отказу в регистрации) в органах правовой статистики при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан, которыми проверяется основание назначеной проверки.

Налоговыми органами на постоянной основе проводится работа по недопущению необоснованных налоговых проверок и сокращению количества проверок в отношении субъектов предпринимательства.          

      Следует отметить, что в 2013 году в рамках Проекта реформирования  налогового администрирования совместно со Всемирным банком проведена централизация налогового аудита в областях и городах республиканского значения, в том числе в Атырауской области.

        В этой связи, в районных (городских) налоговых управлениях упразднены функции налогового аудита.

Централизация налогового аудита позволила:

 - уменьшить штатную численность работников налоговых органов, осуществляющих налоговые проверки.,

- сократить количество налоговых проверок.

Кроме того, сообщаем, что согласно Указу Президента Республики Казахстан от 27 февраля 2014 года № 757 «О кардинальных мерах по улучшению условий для развития предпринимательской деятельности» установлено, что  проведение проверок субъектов малого и среднего предпринимательства прекращается  со 2-го апреля 2014 года до 1 января 2015 года. 

       

Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры