astana-view

Мораторий на проверки бизнеса: касается всех

02 Июня 2014
2383 просмотров

Когда принимается решение о введении моратория на проверки бизнеса, это в первую очередь сигнал не только предпринимателям, но и общественным организациям, а сегодня – и Национальной палате предпринимателей о том, что государство проводит оценку деятельности самого бизнеса с тем, чтобы предложить новые механизмы взаимодействия.

Предыдущие «заморозки» проверок проводились в 2003 и 2008 годах и в большей степени были связаны с возможностью проанализировать ситуацию с развитием бизнеса, определить уровень его роста и отреагировать на жалобы, поступающие от предпринимателей по поводу законности и экономической оправданности проводимых проверок.

Временное прекращение проверочной деятельности со стороны государства призвано повысить личную ответственность предпринимателей, когда главным контролем становится он сам и его потребитель. Однако вне зависимости от этих процессов существует определённая доля бизнесменов, хотя я их таковыми не считаю, которые неизменно находятся в категории нарушителей. Такие дельцы нарушают закон постоянно: не пробивают чеки, не платят налоги, им всё равно, какую продукцию они предлагают, нередко они работают кустарно, не имеют регистрации либо прикрывают неправовой бизнес.

Клеймо такого бизнеса пытаются навесить едва ли не на всё предпринимательство, обвиняя в том, что моратории на проверки способствуют увеличению числа таких воротил. Ничего подобного – я вам приведу некоторую статистику. После моратория 2008 года производительность труда значительно выросла, количество субъектов предпринимательства увеличилось на 60 тысяч. Прирост по этому показателю был выше прироста за предыдущие четыре года и четыре последующих. В среднем увеличение числа субъектов МСБ составляет 39–40 тысяч в год, а здесь наблюдался такой скачок активно действующего бизнеса. Это говорит о том, что мораторий дал возможность людям развиваться. Более того – увеличились объёмы производства, производительность труда. Разве это плохо?!

Понятно, что в период моратория жалобы потребителей не прекращаются: здесь обманули, там обвесили. Однако количество нарушений, выявленных в ходе внеплановых проверок в период мораториев, не было выше показателей в периоды, когда проверки проводились в штатном режиме.

В рамках действующего указа президента о введении моратория этот процесс администрирует Генеральная прокуратура. И при фактах нарушений прав потребителей (массовые отравления, загрязнение окружающей среды и другие) по сигналам контролирующих органов правоохранительные органы имеют возможность вести расследования, по итогам которых могут возбуждаться как административные, так и уголовные дела. А если случаи нарушений выявляют сами потребители, то у них есть возможность восстановить нарушенные права через суд. В этом плане казахстанцам также могут помочь общества по защите прав потребителей и сама Нацпалата предпринимателей. На местах работают региональные и районные филиалы палаты, которые могут выступить стороной истца либо принять участие в досудебном разбирательстве.

Так что с введением моратория до 1 января 2015 года ситуация с защитой прав потребителей не станет критической. Мы, как мне видится, всё-таки находимся в двустороннем движении, и по всем вопросам должна быть обратная связь. Так, может, стоит начать с перевоспитания населения, а не бизнеса? Если каждый оценит своё поведение, то увидит, что сам нарушает законы. Тот же переход дороги в неположенном месте – вроде мелочи, но закончится может ДТП. На мой взгляд, мораторий для всех нас – попытка ещё раз сказать: ребята, начните контроль с себя и выполняйте закон. А если вам не нравится закон, предлагайте изменения, но не нарушайте его.

Запустив мораторий в апреле текущего года, государство продолжает оптимизацию требований в части проверок, чтобы сохранить баланс интересов, интересов бизнеса, который кормит страну за счёт налогов, интересов населения, которое хочет потреблять безопасную продукцию, и своих собственных. Согласно указу президента Казахстана, с 1 января 2015 года плановые проверки вообще отменяются. От прежней системы оценки рисков и соответствующих плановых проверок госорганы перейдут к аналитическим картам, ситуационной оценке рисков, которые позволят ясно видеть перекосы и направлять проверяющих туда, где их появление будет действительно необходимо.

Пока же при правительстве работает специальная межведомственная комиссия по вопросам предпринимательства. До этого года она занималась оптимизацией разрешительных процедур. В итоге, как вы знаете, был принят закон о разрешениях и уведомлениях. Сейчас в рамках комиссии через экспертную группу, состоящую из бизнесменов и представителей госорганов, отрабатывается оптимизация требований к бизнесу, который подлежит проверке.

В настоящее время в этом огромном перечне требований содержатся те, что не имеют никакого отношения к нашей с вами потребительской безопасности. Условно: прописано, что бизнесмену надо иметь четыре стула и один стол. А что случится, если будет один стол и два стула?! Подобные технические требования мы убираем и оставляем те, которые непосредственно связаны с вопросами качества и безопасности продукции. Это касается технологии производства, оборудования, сырья.

Параллельно Национальная палата предпринимателей разрабатывает систему общественного мониторинга, сфокусировавшись на соблюдении самим бизнесом действующего законодательства. Ведь НПП – не только лобби бизнеса, но и защита государственных интересов и интересов граждан. Только в таком триединстве возможно реально выполнять функцию по поддержке бизнеса через Нацпалату.

И напоследок о теме «Халал». Вместе с Агентством по защите прав потребителей к 2015 году мы готовим проекты по улучшению бизнес-климата для предпринимательства, в том числе в вопросах регулирования качества продукции и сертификации. Вопросы «халал»-отрасли также включены в эти проекты.

Лично я не отношусь к тем, кто ратует за то, что если появилась «халал»-продукция, под неё нужно писать закон. Сегодня «халал»-индустрия в Казахстане – это обычное производство, просто по определённым канонам и технологиям при забое скота, его обработке и на последующих этапах. Достаточно прописать определённые стандарты, техусловия. Мы же не ведём разговоры о жертвоприношении на площади Независимости – возможно, при такой постановке вопроса на самом деле нужно было бы писать новые законы.

Сегодня актуальна тема контрафакта, подделки продукции. Сейчас «халал» не «халал» – мало ли какую этикетку можно приклеить?! Это действительно тема Агентства по защите прав потребителей и Нацпалаты предпринимателей. Во-первых, это обман потребителя, во-вторых, подрыв авторитета честных бизнесменов, работающих в легальном режиме. Для нас это серьёзные сигналы к тому, что нужно навести порядок в этой сфере.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры