astana-view

НПП заступилась за импортеров алкоголя

31 Мая 2014
2699 просмотров

Дата введения запрета на ввоз и реализацию алкогольной продукции из России, Беларуси, Франции, Италии, Шотландии и других стран перенесена с 1 июня на 1 октября 2014 года. Это произошло, как рассказал kursiv.kz один из крупных импортеров алкоголя в Казахстан, благодаря вмешательству Национальной палаты предпринимателей, которая отправила соответствующее обращение в адрес Агентства по защите прав потребителей.

В своем обращении НПП заявила о том, что «в целях дальнейшего сотрудничества в части защиты прав потребителей и развития предпринимательства, во избежание возможных негативных моментов, а также учитывая действие моратория на проверки субъектов малого и среднего предпринимательства, Национальная палата предпринимателей Казахстана предлагает совместно разработать правила (порядок) администрирования по соблюдению данного технического регламента в части импортированной на территорию Казахстана алкогольной продукции».

Как следует из официального сообщения, Агентством РК по защите прав потребителей в связи с поступившим обращением Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан о рассмотрении возможности продления срока вступления в силу запрета на ввоз и реализацию алкогольной продукции с 1 июня 2014 года принято постановление главного государственного санитарного врача РК «О внесении изменений в постановление Главного государственного санитарного врача Республики Казахстан от 11 мая 2014 года № 7 «О запрете ввоза и реализации алкогольной продукции»» от 27 мая 2014 года № 12.

«Данным Постановлением дата введения запрета на ввоз и реализацию алкогольной продукции, несоответствующей требованиям технического регламента Таможенного союза и требованиям национального законодательства, завозимых из стран, не входящих в Таможенный союз, а также выпускаемой в обращение Российской Федерацией и Республикой Беларусь, продлена до 1 октября 2014 года», - говорится в официальном пресс-релизе ведомства.

Напомним, что о введении с 1 июня 2014 года временного запрета на ввоз алкоголя из ряда зарубежных стран в Казахстан заявило Агентство по защите прав потребителей. Данная мера, по данным ведомства, была принята в связи с установлением многочисленных фактов оборота на потребительском рынке страны алкогольной продукции производства таких стран, как Италия, Франция, Шотландия, Россия, Беларусь, реализуемой с нарушениями требований национального законодательства и требований, установленных техническим регламентом Таможенного союза.

Как пояснила официальному сайту главы правительства Казахстана руководитель Управления по соблюдению требований технических регламентов и безопасности пищевой продукции Агентства РК по защите прав потребителей Айгерим Садубаева, «в связи с ограничением проверок субъектов МСБ, мониторинг реализации алкоголя в торговых точках будет проводиться через НПП, предпринимательские ассоциации и общественные объединения». Кроме того, так же в ведомстве посчитали, что белые стикеры ( а такие есть на всех легально продаваемых бутылках – прим. kursiv.kz), наклеенные на бутылку с иностранным алкоголем и сообщающие информацию о продукте на казахском языке, не являются этикеткой, отвечающей требованиям.

Необходимо отметить, что появление постановления вызвало очень неоднозначную реакцию как в обществе, так и среди профессиональных участников рынка. В результате Национальная палата предпринимателей отправила официальное обращение, текст которого имеется в редакции kursiv.kz, в котором помимо дипломатических заявлений том, что «достоверная и полная информация, содержащаяся в маркировке продукции, дает потребителю необходимые сведения о продукции и обеспечивает одну из главных задач принятия технических регламентов – предупреждение потребителей в отношении безопасности продукции, и в этой связи НПП считает, что меры, принимаемые Агентством в этом вопросе, вполне обоснованы», задало ряд вопросов, которые по сути поставили под серьезное сомнение «обоснованность» действий агентства.

Так в частности, НПП попросило ответить, каков на практике будет механизм администрирования данного запрета. А именно, каким образом (на каком этапе импорта) будет проверяться факт несоответствия и устанавливаться соответствующий запрет (при ввозе на таможенных постах, на складах импортера, в розничной торговле)?

Более того, поскольку речь идет о товаре, в который уже вложены серьезные средства, какова будет его дальнейшая судьба: «в случае установления факта несоответствия маркировки, будет ли выноситься отдельное постановление о запрете импорта и реализации конкретной продукции»?

Ну и наконец, планируется ли проверка точек розничной торговли в целях правильного нанесения маркировки на реализуемый товар? Если да, то какой перечень документов требуется для подготовки, и каким законодательным актом будут руководствоваться проверяющие органы?

Причем это далеко не полный перечень проблем, который указала НПП. Кроме этого Национальную палату интересуют сами правила, по которым будет определяться - правильно ли нанесена маркировка или неправильно.

«НПП РК в связи с многочисленными обращениями от предприятий, занимающихся импортом алкогольной продукции на территорию Казахстана, в целях точного и полного исполнения требований, установленных к маркировке алкогольной продукции в рамках национального законодательства и технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части маркировки", просит Вас дать разъяснения по следующим вопросам: указать полный перечень обязательной информации, которая должна содержаться в маркировке алкогольной продукции, возможность применения стикеров для указания маркировки, в случае возможности их применения, каковы требования к стикерам (размеры стикеров, шрифт и цвет текста, допустимый материал для изготовления, размер наносимой информации в процентной соотношении к размеру бутылки и т.д.). Возможно ли при ввозе алкогольной продукции их наклеивание на складах временного хранения, допустимо ли нанесение дополнительной маркировки в виде прозрачной этикетки на алкогольную продукцию. А так же распространяется ли данный запрет на алкогольную продукцию, ввезенную до вступления в силу технического регламента Таможенного союза "Пищевая продукция в части маркировки", то есть до 1 июля 2013 года и является ли достаточным основанием для проверяющих органов об отсутствии нарушений наличие деклараций о соответствии алкогольной продукции техническим регламентам Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" и "Пищевая продукция в части маркировки".

Кроме того, как отмечено в письме НПП, «в настоящее время только у одного импортера алкогольной продукции ТОО "Kazakhstan Wines & Spirits" на складах в различных регионах находится около 500 тыс. бутылок вина. Следует отметить, что данный импортер занимается импортом элитных вин (стоимостью от 25 евро за бутылку и выше), которые импортируются на территорию Казахстана в ограниченном количестве». Еще ряд других импортеров занимаются ввозом дорогих алкогольных напитков (вина, коньяки, виски и т.д.). Кроме того, многие субъекты предпринимательства импортируют в Казахстан менее дорогие сорта алкогольной продукции. То есть их количество в РК несоизмеримо больше. Речь идет о миллионах бутылок алкогольной продукции только на складах в различных регионах Казахстана.

Более того, как говорится в обращении, по сведениям Налогового комитета Министерства финансов РК в настоящее время выдано более 45 тыс. лицензий на розничную реализацию алкогольной продукции, то есть «более 45 тыс. добросовестных предпринимателей могут иметь в наличии продукцию с маркировкой, не соответствующей требованиям, установленным в техническом регламенте Таможенного союза "Пищевая продукция в части маркировки" и в национальном законодательстве. И, учитывая их значительное количество, понятно, что такой продукции в розничной сети больше, чем на оптовых складах.

«Учитывая, что в настоящее время президентом и правительством РК много делается для развития малого и среднего бизнеса, представителей которого, по большей части, затронет настоящий запрет, просим Вас рассмотреть возможность отложить срок вступления в силу данного запрета на шесть месяцев в отношении алкогольной продукции, в настоящее время уже находящейся в обращении на рынке Казахстана (на складах, у дистрибьюторов, в розничной торговле). Данная отсрочка позволит привести в соответствие с законодательством весь объем алкогольной продукции», - говорится в обращении.

Сами профессиональные участники рынка, учитывая сложившуюся ситуацию, соглашаются ее комментировать только на условиях анонимности. Ее причины в том, что , как заявил kursiv.kz один из крупных импортеров алкоголя, «основания указанные в обосновании введения временного запрета настолько расплывчаты и субъективны, типа «нечеткая надпись, поврежденная», что легко попасть под «горячую руку». Однако, как он отметил, помимо вопросов, которые приведены в обращении НПП, вообще есть серьезные причины сомневаться в правомочности приведенных агентством оснований для временного запрета. Они ссылаются на техрегламент Таможенного союза «Пищевая продукция в части маркировки», ст 21 и 159 Кодекса «О здоровье» и ст. 6 закона «О защите прав потребителей». Но если их внимательно прочитать, то совершенно непонятно, в чем суть предъявляемых претензий».

Действительно, при прочтении положений технического регламента возникают вопросы. Поскольку в нем лишь говорится, что «маркировка пищевой продукции должна быть понятной, легкочитаемой, достоверной и не вводить потребителей в заблуждение, при этом надписи, знаки, символы должны быть контрастны фону , на которых нанесена маркировка. Способ нанесения маркировки должен обеспечивать ее сохранность в течение всего срока годности пищевой продукции при соблюдении установленных изготовителем условий хранения. Сведения о наименовании пищевой продукции, дате ее изготовления, срока годности, условий хранения должны наноситься на потребительскую упаковку и или этикетку, удаление которой с потребительской упаковки затруднено». То есть в регламенте прописаны лишь общие принципы, и нет никаких указаний ни о размерах, ни о возможности применения стикеров и т.д.

Что же касается статей кодекса «О здоровье», то там вообще нет ни слова о требованиях к маркировке. Так, в одной из них ст. 21 в принципе говорится о функциях, правах, структуре органов государственного санитарно-эпидемиологического контроля, а в ст. 159 подробно расписываются правила продажи и курения табака, а что касается алкогольной продукции, то ей посвящены лишь 3 новеллы п.14. а именно: запрещается продажа - лицам в возрасте до двадцати одного года, в определенные дни и часы, установленные законодательством РК об административных нарушениях, и иных случаях, предусмотренных законодательством РК.

«Видимо авторы постановления имели в виду Техрегламент ТС о безопасности алкогольной продукции, там действительно достаточно подробно расписаны требования к маркировке алкогольной продукции, и по некоторым из них есть вопросы. В частности, по требованиям о том, что не меньше 20% площади должна занимать надпись о запрете ее до 21 года. Однако, это пока только проект, и данный регламент не принят», - сказал собеседник kursiv.kz.

Отвечая на вопрос, связано ли появление постановления с фактами недобросовестной конкуренции на рынке, он заявил, что «в принципе такое возможно, но все же маловероятно». Гораздо более правдоподобной, по его словам, является версия о PR-акции Агентства по защите конкуренции. «Агентство создано недавно, ему надо как-то поднимать свой статус, престиж, завоевывать авторитет у потребителей. Алкогольная тематика для этого - самый подходящий случай. Она моментально привлечет внимание общественности и даст возможность набрать «вистов». Ведь никто же не обратил внимание, что в тот же день главный санитарный врач подписал еще одно постановление «О запрете мясных консервов», которое на мой взгляд гораздо более серьезно касается здоровья наших граждан. Но при этом оно не настолько громко и популистично. Похоже, у нас кому-то не дает покоя слава и популярность экс-главы Роспотребнадзора Геннадия Онищенко, имя которого стало уже просто нарицательным», - сказал собеседник kursiv.kz. 


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры