«Двойное» обучение, тройная выгода
<p left'="">«Вы мне специалиста, я ему – работу». В Костанайской области активно внедряют дуальную систему обучения.
Акцент – на практику
Современная система дуального образования должна минимизировать разрыв между теоретическими и практическими знаниями: 70% времени учащиеся колледжей посвящают отработке практических навыков на производстве, и лишь 30% - теории. Минус «дуалки» – дополнительные расходы со стороны работодателя, которому необходимо закрепить за студентом наставников из числа сотрудников компании, выплачивать дополнительную заработную плату и налоги, а также следить за соблюдением отдельной техники безопасности неопытным сотрудником. Бизнесмены, понимая всю важность подготовки квалифицированных кадров для своего предприятия, тем не менее внедрять дуальное обучение не торопятся. По данным управления образования, в Костанайской области элементы дуальной системы внедрены только в 8 колледжах по 9 специальностям при 17 бизнес-структурах. Общий контингент студентов – чуть более 200 человек. Между тем в области функционируют 44 учебных заведения ТиПО, они готовят почти 27 тысяч специалистов по 166 профессиям.
Впрочем, чиновники от образования уверяют: до конца 2014 года к проекту подключатся еще 4 колледжа с четырьмя «дуальными специальностями». Также Палатой предпринимателей Костанайской области подписано 819 договоров о сотрудничестве с бизнес-структурами региона. Кроме того, достигнута договоренность с Обществом по международному сотрудничеству Федерального правительства Германии: с сентября в Аулиекольском колледже планируют обучать фермеров и мехатроников по дуальной системе. Немецкие специалисты будут курировать процесс, а социальные партнеры - в частности, ТОО «Иволга-Холдинг» и «Агрофирма «Диевская» - окажут необходимую поддержку учебному заведению.
- На базе Аулиекольского сельскохозяйственного колледжа уже работает экспериментальная площадка по дуальному обучению, - говорит директор заведения Альмира Жансугурова. – На базе 9 классов мы учим трактористов. Студенты 60% своего времени проводят на производственных участках ТОО «Аман-Терсек», за ними закреплены наставники. Фермеры и мехатроники, которых по дуальной системе начнем обучать в сентябре, станут инженерами среднего звена широкого профиля. Требования к ним самые жесткие, учить будем более 3 лет на базе 11 классов.
Для четкого определения понятия «дуальное обучение» необходим отдельный закон «О профессиональном и техническом образовании», говорят в Национальной палате предпринимателей. Кроме того, организация намерена заняться созданием центров независимой сертификации и квалификации в системе ТиПО, чтобы контролировать качество подготовки специалистов.
Перекос и перебор
В начале года на областном аппаратном совещании руководитель департамента по контролю в сфере образования Батима Даумова обратила внимание на слабую профориентационную работу среди выпускников: абитуриенты до сих пор считают престижными профессии юриста и экономиста и не «смотрят» в сторону рабочих специальностей. О том, что идет перекос числа молодежи с высшим и средним образованием, говорят и в региональной палате предпринимателей.
- Сегодня соотношение молодежи со средним и высшим образованием составляет 50/50, - поясняет начальник отдела анализа и содействия в сфере ТиПО Талгат Саламатов. - Наиболее эффективное соотношение – 60/40. То есть 60% выпускников школ получают профессиональное и техническое образование, 40% идут в вузы.
Между тем в стране остро стоит вопрос нехватки рабочих кадров: для реализации госпрограмм ФИИР и «Дорожной карты занятости» требуются специалисты среднего звена.
– Мы проводили профориентационный день со школьниками, выяснилось, что молодежь считает рабочие специальности не только не престижными, но и низкооплачиваемыми, - рассказывает эксперт региональной палаты предпринимателей Зарина Кокжанова. – Чтобы сломать эти стереотипы, нужна планомерная и систематическая работа.
Эксперт считает, что предприниматели зачастую не прогнозируют, стратегически не выстраивают систему своего предприятия, а потому не могут с уверенностью знать, какие кадры им окажутся необходимы в будущем.
- Недавно региональная палата провела анкетирование среди субъектов бизнеса, - продолжает Зарина Кокжанова. – Мы изучали потребность в кадрах того или иного предприятия до 2018 года. Даже крупные бизнес-структуры осторожно подходят к этому вопросу, указывая единичную потребность в специалистах.
Выходит парадокс – фактически рабочие руки необходимы, но официально заявить об этом никто не торопится. «Бояться брать на себя ответственность», - считает эксперт. Но составить картину о наиболее востребованных в области специальностях все же удалось: регион остро нуждается в инженерах, в том числе и среднего звена - механиках, слесарях, электриках.
Дуальное – значит выгодное бизнесу
Генеральный директор компании «Стофарм» Иван Клименко решение кадровых вопросов видит во внедрении дуального образования. Он уверен, что система позволяет ориентировать процесс обучения на обеспечение собственных кадровых нужд, повышать квалификацию работников своей компании на базе колледжей, отбирать для работы наиболее способных и перспективных выпускников.
Чтобы привлечь к системе ТиПо бизнес, предприниматель предлагает предоставить налоговые и другие льготы и преференции работодателям, участвующим в подготовке будущих специалистов, а также создать систему обязательных отчислений в Фонд подготовки кадров, открыть в области первый в стране профориентационный центр.
- Извечная проблема профессионального образования – это пропасть между теорией и реальностью, - уверен Клименко. - Неудовлетворительное взаимодействие технического и профессионального образования с рынком труда, с работодателями в выработке стандартов и программ обучения стало системой. И основной проблемой большинства выпускников высших и средних учебных заведений при трудоустройстве является недостаток практики. Наибольшую эффективность в решении этих вопросов продемонстрировала дуальная система образования, суть которой заключается в сочетании теоретического обучения в вузе или ссузе с практическим обучением на предприятии. Для работодателя это возможность подготовить для себя кадры, экономия на расходах по поиску и подбору персонала, переучивании специалистов. Для молодых людей - отличный шанс рано приобрести самостоятельность и легче адаптироваться к взрослой жизни. Уже во время обучения они получают за свой труд на предприятии денежное вознаграждение, а после его окончания работу, к которой хорошо подготовлены. В безусловном выигрыше остается и государство, которое эффективно решает задачу подготовки квалифицированных кадров для экономики.
Устранить пробелы и барьеры
Для развития технического и профессионального образования, утверждают эксперты, необходимо устранить пробелы по дуальному обучению в нормативно-правовой базе. Сегодня вся система ТиПО регулируется лишь общим Законом «Об образовании» и подзаконными нормативными актами, которые противоречат друг другу. В 16 подзаконных актах Национальная палата предпринимателей выявила противоречия, создающие административные барьеры для вовлечения бизнеса в процесс подготовки кадров. Кроме того, по мнению предпринимателей, образовательные программы и стандарты для ТиПО оторваны от практики и морально устарели.
- Программы обучения предусматривают ряд общеобразовательных предметов, на которые учащийся тратит значительную часть времени в ущерб получению профессиональных навыков, - считает Иван Клименко. - Бюрократичная система разработки программ не позволяет колледжам оперативно реагировать на изменяющиеся запросы работодателей.
Предприниматели понимают: сегодня работодатель уже не может оставаться на позиции последнего принимающего звена готового и чаще всего, не нужного ему с такой квалификацией специалиста.
- Необходима передача бизнесу полномочий не формальных, а конкретных, на всех основных стадиях: содержание профобразования - процесс обучения – оценка и сертификация кадров, - резюмирует Иван Клименко.
В свою очередь в Национальной палате предпринимателей настаивают на закреплении шефства со стороны предприятий над большинством казахстанских колледжей. Это, по мнению специалистов, позволит ускорить процесс внедрения дуальной системы обучения.
Источник: Наш Костанай
Оставьте комментарий:
Комментарии: