astana-view

За дипломом – к станку. За зарплатой – к соседям

23 Июня 2014
2383 просмотров

Мы можем столкнуться с проблемой оттока молодёжи из страны. Эта тревожная фраза прозвучала из уст депутатов, министров и даже работодателей. Молодых людей привлекают условия в России. Это касается и трудоустройства, и образования. Надо срочно что-то делать. Ну и заодно выяснить, кто виноват.

Министр образования и науки Казахстана Аслан Саринжипов сообщил, что ЕНТ и КТ будет менее стрессовым. Тесты будут усовершенствованы, и появится возможность пересдачи. Работодатели вспомнили о профтехучилищах и дуальном образовании. И даже разработали свой проект подготовки и переподготовки кадров. Но кто ответит за проф­пригодность нынешних специалистов? Как и где они будут трудоустроены? Эти вопросы стали спорными для Минобра и предпринимателей.

МЕНЯЕМ ЭКОНОМИСТОВ НА СВАРЩИКОВ

У нас сегодня нет сварщиков, наладчиков, мастеров рабочих специальностей. Зато много «нулевых» экономистов и технологов. К такому выводу пришли Союз пищевых предприятий Казахстана и Палата предпринимателей города Алматы. И предложили работодателям самим готовить кадры.

Предприниматели собираются открыть 6 отраслевых кластеров: пищевой, полиграфический, строительный, мебельный, лёгкой промышленности и туристический. И на их базе готовить кадры.

– Мы много лет говорим о том, что обучение должно быть связано с производством, – сказал председатель совета Союза пищевых предприятий Казахстана Анатолий Попелюшко в ходе круглого стола «Проблемы и перспективы подготовки кадров для пищевой отрасли». – Почти четверть выпускников школ не сдали ЕНТ. И эти девчонки и мальчишки должны решить, что делать дальше. Раньше были профтехучилища, теперь это лицеи и колледжи. Но учебная программа – это стол, бумага, учебник. Как всё это привязать к производству? Когда я был президентом «Рахата», было профтехучилище №13, на его базе теперь создан колледж. Мы привязали его договором к «Рахату» и обучаем около 100 человек каждый год. Это необходимо для сменяемости персонала. Например, девушка вышла замуж или парня забрали в армию, кто-то уехал. Идёт нормальный жизненный цикл. На рабочих местах идёт техническое обучение. Даже в сложные периоды, например, перед Новым годом, мы приглашаем на работу учащихся и платим им заработную плату по первому разряду. Наставники тоже получают деньги за то, что их время занято этими пацанами и девчонками. Я лично был учеником газоэлектросварщика. Все говорят про дуальную систему. Она у нас работает больше 10 лет. Так работают повара, парикмахеры, кондитеры. Я предлагаю работодателям самим готовить кадры. Производители привыкли переманивать людей. Кто-то обучает, а кто-то этим пользуется. Сегодня никто из предпринимателей не подал заявку на подготовку специалистов. Мол, наши предприятия «закрытые», и мы никого не пустим. На самом деле уже давно известно, как делают колбасу или консервы. Но без специалиста-обвальщика мясные цеха не могут работать. Мы все в едином экономическом пространстве, где свободное перемещение кадров. Без лицензий, квот можно работать. С 2015 года ещё серьёзней встанет вопрос трудовых ресурсов. В России, особенно в приграничных районах, зарплаты выше. И хороших специалистов у нас заберут. Когда есть привязка к договору с родителями, оговариваются условия обучения, становления, оплата и льготы студентам. Например, ребятам, которых забирали в армию, я платил зарплату по двухразрядной сетке. Через год пацан возвращался, и получал примерно 250–270 тыс. тенге. Для него это стимул, но по договору он должен отработать три года на фабрике. Мальчик или девочка, которые отработали три года, уже никуда не уйдут. Прошу обратить внимание на этот опыт. К тому же квалификация у кадров будет выше. Мы наплодили экономистов, которые не знают элементарных вещей. Технологов начинаем тестировать, а они «нулевые»…

За студентов заступился ТОО СП «Арарат» Рудик Мнацаканян:

– Я давно уже преподаю в Алматинском технологическом университете, являюсь работодателем, вхожу в попечительский совет и отвечаю за связь производства с наукой. Но попробуйте эту связь наладить! Никогда не получится. Вот вы говорите, что выпускники вузов «нулевые». Почему? Виноваты производители! Попробуйте устроить студента на практику. У производителей нет специалистов, которые бы их обучали. Я обращался к заместителю премьер-министра Асету Исекешеву, к вице-министру образования. Предлагал ввести поправки в закон, чтобы предприниматели не могли отказаться от студентов-практикантов. Если бы они проходили практику месяц-два в год, другая картина была бы. Чтобы устроить на практику студента, я клянчу, прошу, умоляю…

СПРАВКА "МЕГАПОЛИСА"

Депутат мажилиса Жуматай Алиев в своём обращении к премьер-министру указал, что ежегодное число выпускников колледжей составляет около 200 тысяч человек. Из них трудоустраиваются либо поступают в вузы лишь 50 тысяч. Остальные остаются безработными. По мнению депутата, работодатели не оценивают среднее профессиональное образование и не принимают на работу выпускников колледжей. К тому же комплексное тестирование абитуриента не позволяет многочисленным выпускникам колледжей поступать в вузы, повышать свою квалификацию для самостоятельного трудо­устройства.

– Из своего опыта скажу, – перебил его Анатолий Попелюшко. – Мне, например, нужны всего два инженера. А мне присылают список практикантов из 15 человек. Куда я их определю? Мне нужно одного-двух. К тому же с ними нужно заключить договор, ведь они будут работать с документами. Это коммерческая тайна, рецептура, внутренние распоряжения. Все студенты мечтают сесть за стол, а не стоять на рабочем месте. Сегодня университеты превратили это в бизнес.

– На всех стадиях обучения сидит Министерство образования, и от этого все проблемы, – заявила начальник отдела анализа и содействия в сфере ТиПО Палаты предпринимателей города Алматы Вера Цзин.

Она предложила отраслевым ассоциациям самим написать типовые учебные планы и программы. Оценивать выпускников, по её мнению, тоже должны работодатели.

ФУНДАМЕНТ ДЛЯ РУК

Качество образования зависит от желания работодателей. Так считает председатель Комитета контроля в сфере образования и науки Забира Оразалиева. Что касается недостатка рабочих рук, то, по её мнению, это связано с нашим менталитетом.

После того, как министр образования Аслан Саринжипов огласил итоги ЕНТ и количество выделенных грантов, сильно хочется напомнить данные Минтруда. Общая потребность экономики в кадрах на 2014 год составляет 287 тыс. человек, из них для проектов ФИИР (то есть рабочих кадров) – 106 тысяч. Но выпускники не горят желанием учиться на сварщика или строителя.

– Вопрос подготовки рабочих специальностей очень актуален. Но нужно иметь в виду, что специальности выбираются самими выпускниками, – прокомментировала ситуацию Забира Оразалиева. – Право выбора есть у каждого гражданина. И никто, даже государство, не может диктовать свои условия. Это связано с нашим менталитетом. Ну какой родитель мечтает видеть своего ребёнка у станка? А спрос формирует предложение в вузах.

– Качество образования у нас тоже хромает. Предприниматели считают, что наши вузы готовят «нулевых» специалистов.

– Чем жёстче работодатель формирует свои требования, тем больше под эти требования будут подстраиваться студенты. Если выпускники не будут востребованы, то вуз перестроит свою работу.

– Предприниматели хотят сами оценивать выпускников вузов. Что вы об этом думаете?

– Такая оценка уже есть в системе проф­техобразования. Это подтверждение квалификации. Те же работодатели при своих центрах участвуют в замерах знаний в колледжах.

– Забира Жандаровна, как вы относитесь к предложению директора ТОО СП «Арарат» Рудика Мнацаканяна на законодательном уровне обязать предпринимателей давать практику студентам?

– Этот вопрос не остался незамеченным. Сейчас он изучается.

– Соответствует ли цена нашего образования его качеству? Родители вкладывают в обучение больше миллиона тенге не для того, чтобы их дети получали зарплату в 30 тыс. тенге. Но работодатели именно так оценивают их знания.

– Всё познаётся в сравнении. Уровень безработицы у нас намного ниже, чем в ведущих странах мира. А стоимость образования в разы ниже. Нельзя говорить: «Я потратил такую-то сумму на обучение и должен получать соответствующую зарплату». Человек в данном случае вкладывает деньги в себя, в свой интеллектуальный рост.

– Предприниматели хотят создать кластеры и готовить кадры самостоятельно. Что вы об этом думаете?

– Есть такие понятия, как повышение квалификации и образовательные программы. Это не только практика, но и теория. Фундамент! Всё остальное – это то, что на этот фундамент накладывается. Предприятие не обучит тому, что даст вуз. Нужны взаимодействие и интеграция. Не все работодатели готовы оплачивать рабочее время того, кто будет отвлекаться на обучение, потому что КПД и норма выработки падают. В этом и корень проблемы.

Источник: Мегаполис


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры