Что едят казахстанцы?
«Чье производство?», «откуда?» – эти вопросы мы часто слышим и задаем в магазинах и на рынках, приобретая продукты питания. Потребитель пытается понять, как связаны производитель, цена и качество мясных и молочных продуктов, овощей и фруктов – того, что попадает на стол каждый день. Forbes.kz поговорил с казахстанскими производителями о том, как они конкурируют с зарубежными конкурентами, обеспечивая нам качество и приемлемые цены, и что им в этом помогает
Главное – деньги на стартап
Глава ТОО «АПК АЛТАЙ» Мухтар Алтаев живет в Шымкенте, он по профессии врач. Однажды раз в 2006 увидел, как в области выращивают розы, и идея запала в душу. Чуть позже его родители купили частный дом, в котором оказалась теплица. В 2010 доктор взял полугодовой отпуск без содержания и начал выращивать помидоры в грунте.
- Я много читал, консультировался, и у меня получилось. Не по цене, потому что я поздно начал – в марте, а цена в июне уже упала, а по тоннажу – я получил ожидаемые 3 тонны с 3 соток, – рассказывает о своих первых шагах предприниматель.
Конкуренция соседей (Китая, Узбекистана) в южных регионах, по мнению Мухтара Алтаева, не так страшна: главное - как можно раньше высадить рассаду и получить урожай. Цену, по его словам, регулируют производители, имеющие большие площади, наполняя рынок объемами, а владельцы маленьких площадей, соответственно, под них подстраиваются. В следующие два года бизнесмен открыл предприятие – ТОО «АПК Алтай», по имени деда, и искал возможности получить какую-либо финансовую помощь на развитие.
- Братишка подсказал, что есть программа «Стартап», о которой можно узнать в Фонде развития предпринимательства «Даму». Почему бы не попробовать? – задался он вопросом и попробовал. – Мы купили 9 гектаров земли. Деньги нужны были на строительство теплицы, на ее каркас. Небольшая сумма у меня была, и я провел на участок свет, воду, построил офис, помещения для ночевки рабочих, но больше денег не было.
Уже зимой следующего года Мухтар прошел двухдневный семинар «Бизнес-советник», как того требовали условия фонда «Даму», и начал процесс получения финансовой поддержки.
- Перед финансированием я показал сотрудникам фонда «Даму» свой офис, они его сфотографировали, потом взял кредит в банке: 20 млн тенге на 5 лет. Благодаря субсидиям ставка по кредиту составила всего 7%, а гарантия фонда обеспечила недостаток залога. Правда, не на все хватило денег: на семена уже не хватило, на удобрения, на нитки, но главное - была теплица: я возвел ее в 5 тысяч «квадратов», – говорит бизнесмен.
Свою продукцию он продает оптовикам, которые уже хорошо знают его и приезжают за овощами прямо на участок. Цена сбыта может варьироваться от 60 до 300 тенге за килограмм, что, по признанию овощевода, зависит от объемов на рынке: когда овощей много - цена падает.
Но сегодня он уверен в своем успехе, так как благодаря государственной поддержке смог вывести бизнес на новый уровень.
Не хватает технологий
Аслан Искаков, владелец одноименного ИП «Искаков» из Северо-Казахстанской области, долгое время занимался продажей мяса и полгода назад начал производить колбасу.
- Первые шаги – это было оборудование и помещение, за счет кредита и своих вложений. Потом я получил кредит в банке и субсидии по программе фонда «Даму», где 7% плачу я, а оставшиеся7% - государство. Субсидии действительны 2 года, а кредит на 10 лет в дальнейшем можно пролонгировать. Это, конечно, очень сильно помогает.
Бизнесмен отмечает, что на рынке колбасных изделий конкурент – только Россия, которая поставляет качественный продукт разного ценового диапазона.
- Российская колбаса есть очень дешевая, но есть и дорогая. Но с Россией нам рано конкурировать, у нас не тот уровень: российская технология намного лучше нашей, у нас технологии слабые, кадровое обеспечение слабое – его практически вообще нет, это у нас хромает. Недостает технологов: большая проблема их найти, чтобы качественную колбасу выпустить, чтобы потребители не жаловались, – перечисляет проблемы бизнесмен.
Конкурирует с россиянами Аслан Искаков за счет цены и качества.
- Народ берет местную колбасу, отдает нам предпочтение. Например, до девальвации российская колбаса хорошо продавалась, а после девальвации ее меньше стало, так как наш продукт дешевле. Увеличение спроса именно на мою колбасу мне пока сложно отметить: я, можно сказать, еще не зарекомендовал себя на рынке. Пока увеличение спроса было связано с весенне-летним дачным сезоном. Но спрос будет, я уверен, все в один день не делается.
Местный продукт любят за свежесть
Руководитель крестьянского хозяйства «Каликанулы» Марат Каликов работает в Бескарагайском районе Восточно-Казахстанской области и производит молочную продукцию.
По его словам, бизнес он начал на свои средства, купив в России 111 голов дойных коров, и сегодня производит девять наименований молочной продукции: молоко 2,5- и 3,2-процентной жирности, кефир в мягкой и твердой упаковках, сметану, брынзу, масло, творог и «снежок» – сладкий детский кефир. Продукция поставляется в Семей, а также, через государственный социальный заказ, - в Усть-Каменогорск и Курчатов.
- В день мое предприятие может переработать до 10 тонн молока, хотя сейчас перерабатывается только 5-6 тонн. Молоко у нас хорошей жирности, свежее и качественное, – отмечает бизнесмен.
Сейчас Марат Каликов взял кредит по программе «Даму» и заказал оборудование в Москве, чтобы начать производить сладкое масло.
- Я через «Даму» работаю, финансируюсь по льготному кредиту. Самое первое, с чем нам помог фонд, - это консультации: с каким банком работать, как верно все оформить. Мы же хозяйственники, банковские движения слабо знаем. И вот сейчас мы получили кредит под 6% на приобретение техники по переработке сельхозпродукции. Это государственные деньги, которые президент направил на сферу производства. Там нет никаких дополнительных банковских платежей, комиссии, пени – это чистая помощь: только 6%, и сверху ничего не добавляется, – рассказывает он.
Местный молочный продукт, по словам г-на Каликова, люди ценят.
- У меня всегда всё свежее, натуральное, без добавок, со своего хозяйства, сразу после переработки - на второй день уже на рынке. На третий день не остается, – приводит он пример. – Конкурируем с привозными продуктами за счет свежести и качества, технологи работают добросовестно.
Половину производим сами
Секретарь комитета пищевой промышленности при Национальной палате предпринимателей Ербол Есенеев отмечает, что переработка сельхозсырья, а также производство местных продуктов питания являются одними из приоритетных задач агропромышленного комплекса республики.
По данным Агентства по статистике РК, в сфере пищевой и перерабатывающей промышленности количество действующих предприятий составляет 1 292, в том числе крупных – 62. Предприятия отрасли в 2013 произвели 5% республиканского объема промышленного производства и 16,5% – обрабатывающей промышленности. Объем внешнеторгового товарооборота продуктам переработки сельскохозяйственного сырья и пищевой промышленности страны в 2013 составил $4,25 млрд.
- Сегодня выпуск молочной продукции осуществляют 183 молокоперерабатывающих предприятия общей мощностью более 2 млн тонн переработанного молока в год, из которых25 предприятий (14%) относятся к категории крупных и средних, – рассказывает эксперт. –Население страны полностью обеспечено молоком и молочными продуктами.
Тем не менее, почти 155 тыс. тонн молочной продукции завозится в Казахстан в год из зарубежья. Из них большую долю – 26 722 тонны – поставляет Россия, на втором месте – Киргизия (10 000 тонн) и на третьем – Белоруссия (2 180 тонн).
Доля импорта колбасных изделий в 2013 составила 47%, мясных и мясорастительных консервов –41%. Всего это 36 199 тонн продукции в год, которые поставляются из Бразилии, Канады, Аргентины, Польши, Австралии: доля каждой страны составляет от 1000 до 2 500 тыс. тонн в год, тогда как доля, например, Украины и других стран СНГ – порядка 700 тыс. тонн в год.
Казахстанский объем производства мог бы быть большим, уверен Ербол Есенеев.
- К основным факторам, сдерживающим развитие мясоперерабатывающей промышленности, относятся: во-первых, нехватка качественного сырья; во-вторых, высокая доля морально и физически изношенного оборудования, к тому же достаточно затратного по энергетике и обслуживанию; в-третьих, относительно высокая стоимость сырья; в-четвертых, недостаток основных и оборотных средств, – перечислил он.
Порядка 850 тыс. тонн овощей и фруктов, в том числе сушеных и консервированных, завозится в Казахстан ежегодно. Лидеры импорта овощей здесь – страны СНГ, в особенности Центральная Азия (от 30 до 80 тыс. тонн в год), по фруктам они также лидируют, но здесь добавляются Китай и Польша, которые больше всего поставляют яблок и груш (Китай – 38 тыс. тонн в год, Польша – 47 тыс. тонн). А вот потребление фруктовых и овощных соков в Казахстане на 78% обеспечивается внутренним производством, и только 22% импортируется из других стран.
Как видим, местные производители только начинают развиваться, и в крупных нишах пока занимают лишь до половины отечественного рынка. И будем надеяться, что при поддержке государства отечественные сельхозпроизводители в обозримой перспективе обеспечат Казахстан основными продуктами питания.
Источник: Forbes
Оставьте комментарий:
Комментарии: