astana-view

Развитие АРВ поможет защитить интересы бизнеса

14 Августа 2014
11772 просмотров

 

Об этом заявил один из ведущих международных экспертов по регуляторной реформе Скотт Якобс, проводя на площадке Национальной палаты предпринимателей трехдневный практический семинар по анализу регуляторного воздействия для сотрудников НПП и госорганов.

Известный специалист рассказал о более чем 30-летнем мировом опыте функционирования анализа регуляторного воздействия. Приводились подробные примеры по каждой стране, применяющей опыт регуляторного воздействия, это США, страны Европейского союза и т.д.

Семинар был разделен на семь основных сессий, в ходе которых проводился обзор, цели и результаты анализа регуляторного воздействия. Эксперт также рассказал о правильном проведении АРВ с самого начала, об  основных концепциях АРВ, его практическом применении, выборе аналитических методов и представлении анализа.

Скотт Якобс выделил следующие шаги процесса АРВ: планирование АРВ, определение проблемы и постановка целей, выбор вариантов и сбор данных, проведение анализа и консультаций по АРВ и создание проекта политики, оформление окончательного варианта предложений политики и АРВ.

Скотт Якобс

НПП РК считает своевременным проведение данного семинара, так как анализ регуляторного воздействия начинает применяться и в казахстанском законодательстве.

В Законе РК от 16 мая 2014 года «О разрешениях и уведомлениях» содержатся положения об анализе регуляторного воздействия разрешительного или уведомительного порядка, который понимается как определенная аналитическая процедура сопоставления выгод и затрат от вводимого разрешительного или уведомительного порядка и позволяет оценивать достижение целей государственного регулирования.

Также в соответствии с Концепцией государственного регулирования предпринимательской деятельности до 2020 года предусмотрено совершенствование нормотворчества на основе анализа регуляторного воздействия и публичного обсуждения проектов нормативных правовых актов.

При этом Комплексным планом по совершенствованию системы технического регулирования и метрологии до 2020 года предусмотрена разработка методических рекомендаций по оценке регулирующего воздействия технических регламентов, а также проведение семинаров по применению методических рекомендаций по оценке регулирующего воздействия технических регламентов с выделением бюджетных средств.

29 мая т.г. в г. Астане  главами государств Казахстана, России и Беларуси был подписан Договор о Евразийском экономическом союзе, в рамках которого за Евразийской экономической комиссией закреплена обязанность по проведению оценки регуляторного воздействия проектов решений, которые могут оказать влияние на условия ведения предпринимательской деятельности. Планируется, что процедура ОРВ будет закреплена в Регламенте ЕЭК отдельным Порядком проведения процедуры ОРВ проектов решений.

Стоит отметить, что во время переговоров предложение о введении данного института в договор о Евразийском экономическом союзе с казахстанской стороны было инициировано именно НПП РК.

Необходимо отметить, что в Европейской комиссии ОРВ развивается еще с 1986 года, когда во время председательства Великобритании она была введена в формате оценки воздействия на бизнес. Сейчас в Еврокомиссии уже «третье поколение» оценки, которая поднята на уровень постоянно действующего межведомственного органа (RIA Board), возглавляемого вице-шефом аппарата комиссии и имеющего де-факто блокирующие полномочия для регуляторных инициатив генеральных директоратов (министерств). Наряду с ОРВ, проводимой Европейской комиссией, аналогичные механизмы имеет большинство стран Евросоюза, а недавно появился отдел ОРВ и в Европейском парламенте.

НПП РК считает, что применение инструментов АРВ будет являться основным средством представления, обеспечения и защиты прав и законных интересов субъектов предпринимательства.

«Это на самом деле хороший этап для Казахстана - двигаться  вперед  по внедрению АРВ. И в данном случае лидерство Национальной палаты предпринимателей, организовавшей трехдневный семинар по этой теме, является важным, поскольку анализ регулирующего воздействия очень эффективен, особенно для предпринимателей», - отметил Скотт Якобс.

При этом он подчеркнул, что АРВ не будет успешен без участия Национальной палаты предпринимателей.

«НПП должна проследить, что интересы бизнеса будут представлены в анализе действий правительства, то есть всей регулятивной базы, которая внедряются Правительством. Должен быть мощный голос для того, чтобы бизнес понимал, как нужно использовать АРВ, а министерства, ведомства, в свою очередь,  понимали, какова роль  Нацпалаты в обеспечении данного анализа», - отметил Скотт Якобс.

По словам эксперта, анализ регуляторного воздействия (АРВ) применяется в 65 странах мира.

Сессия 1. АРВ - обзор,цели и результаты

Сессия 2. Правильное проведение АРВ с самого начала: определение проблемы и проведение базовой оценки

Сессия 3. Основные концепции АРВ

Сессия 4. Практическое применение АРВ

Сессия 5. Модель стандартных издержек

Сессия 6. Оценка альтернатив для традиционного регулирования

Сессия 7. Консультации и методы сбора данных для АРВ


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры