astana-view

5 демонов казахстанского бизнеса

05 Августа 2014
9856 просмотров

 

Национальной палатой предпринимателей РК совместно с АО "Институт экономических исследований" в апреле текущего года в двух регионах было пилотно проведено социологическое исследование в рамках независимого рейтинга «Деловой климат». В опросе приняли участие 57 предпринимателей.

Данный анализ показал, что несмотря на создание государством условий для развития предпринимательства и осуществляемым НПП мерам защиты интересов бизнеса, развитию бизнеса по-прежнему мешает ряд системных проблем. Так, респондентами было заявлено, что основными проблемами бизнеса являются

низкая правовая защищенность;
несовершенство законодательной базы;
высокая степень коррупции;
проблематичность получения кредитных средств;
низкий кадровый потенциал регионов.

 

Нет предела совершенству или Несовершенство законодательной базы

В процентном соотношении несовершенство законодательной базы отметили 41% и 46% респондентов двух пилотных областей соответственно.

Стоит отметить, что утверждение о несовершенстве законодательной базы в данном случае может являться показателем правовой неграмотности самих предпринимателей, так как Правительство РК совместно с НПП последовательно совершенствует нормативную правовую базу и снижает административные нагрузки на бизнес, о чем свидетельствует позиция Казахстана в 50-ке лучших стран по рейтингу легкости ведения бизнеса Всемирного Банка «Doing Business».

 

Особенности ненационального мздоимства или О взятках

Что касается коррупции, то высокий уровень коррупции отметили 24% опрошенных одного из пилотных регионов.

Наиболее коррупциогенными бизнесмены обоих регионов назвали санитарно-эпидемиологическую службу и Департаменты по чрезвычайным ситуациям, а эффективность работы самая низкая в местных исполнительных органах, то есть акиматах.

Интересен тот факт, что отечественные предприниматели не считают коррупцию некой национальной особенностью, как это происходит в России, и видят эффективные способы борьбы с коррупцией в ужесточении наказания за взятки, совершенствовании и расширении системы поощрения за донесение о готовящихся взятках и придании широкой гласности последующую карьеру чиновников, осужденных за коррупцию.

Более половины респондентов - 75% и 60% респондентов в обоих пилотных регионах соответственно, самым действенным методом борьбы с коррупцией считают, что следует «не давать взятки».

 

Финансы не поют, финансы не растут или Финсостояние МСБ

При оценке финансового состояния МСБ, выяснилось, что каждому пятому предпринимателю недостаточно финансов для поддержки бизнеса. Вместе с тем, более 50% опрошенных в обоих регионах отмечают, что есть финансовые средства только для поддержания, но не расширения бизнеса.

Субъекты МСБ оценивая деятельность финансовых институтов в обоих регионах отмечают, что проблемами для получения финансовых средств являются высокие процентные ставки при кредитовании, проблемы с залогом и бюрократия, большой перечень и срок рассмотрения документов в банках.

НПП РК считает, что в данном случае Минрегионразвития и МИНТ необходимо усилить информационно-разъяснительную работу об осуществлении льготного кредитования для субъектов частного предпринимательства в рамках действующих государственных программ, таких как «Дорожная карта бизнеса- 2020», «Даму-Өндіріс» и «Производительность-2020».

 

Проблема Регион 1 Регион 2

высокие процентные ставки при кредитовании

82% 52%

проблемы с залогом

50% 30%

бюрократия, большой перечень и срок рассмотрения документов в банках

46% 30%

 

В свою очередь, Национальный Банк должен периодически освещать информацию о принятых мерах в рамках Плана совместных действий Правительства РК и Нацбанка РК по обеспечению финансирования проектов малого и среднего предпринимательства в обрабатывающей промышленности.

Кроме того, центральным государственным органам совместно с НПП, Национальным Банком и БВУ необходимо провести обсуждение и рассмотреть возможность внесения изменений и дополнений в действующее законодательство в части унификации перечня требуемых БВУ документов и сроков рассмотрения заявок; проработки с БВУ вопроса об установлении минимальных требований для МСБ, осуществляющих деятельность в сфере сельского хозяйства и находящихся в отдаленности от районного центра; установления ответственности БВУ в случае немотивированного отказа в предоставлении поддержки по госпрограммам.

Также вышеуказанным институтам необходимо рассмотреть вопрос о кредитовании бизнеса на льготных условиях, предусматривающих низкую процентную ставку до 5-8% и длительных сроков кредитования до 15 лет и смягчении требований БВУ по обеспечению залогового имущества.

Кроме того, существует внутренняя несогласованность в работе государственных органов и требований банков второго уровня. В таких случаях, Национальная палата предпринимателей будет инициировать приведение в порядок нормативно-правовых актов по иерархии законов, так как статус законов выше внутренних административных приказов БВУ.

 

Бумажный плен или Работа госпрограмм

По мнению 82% и 60% респондентов в обоих пилотных регионах соответственно, основным препятствием для участия в государственных программах по развитию МСБ является большой перечень требуемых документов в организациях, реализующих государственные программы - ФРП «Даму», Казагрофинанс и т.д.

В связи с чем, центральным государственным органам, являющимся администраторами программ целесообразно рассмотреть возможность оптимизации перечня требуемых документов для облегчения получения финансовых средств на развитие МСБ.

Одной из мер по оказанию действенной поддержки малому бизнесу является наличие эффективных объектов инфраструктуры, обеспечивающих деятельность малых предприятий. Однако, по результатам анкетирования 86% и 72% опрошенных респондентов в двух областях соответственно, не пользуются услугами бизнес-инкубаторов, технопарков, СПК, ЦПП и ЦОП, на что могут влиять такие факторы как неосведомленность предпринимателей о существующей инфраструктуре поддержки бизнеса в результате слабой информационно-разъяснительной работы МИО или низкое качество консультационных и других услуг для предпринимателей, оказываемых бизнес-инкубаторами, технопарками, СПК, ЦПП и ЦОП.

 

В погоне за кадром или Кадровый потенциал регионов

По результатам рейтинга одной из острых проблем для развития МСБ, по мнению респондентов, является недостаточно квалифицированный кадровый потенциал регионов.

При этом 75% и 65% опрошенных в обеих областях соответственно, отметили, что хороших специалистов, в частности, инженерного и технического профиля очень мало, что является одним из внутренних барьеров в повышении производительности предприятий.

32% и 52% опрошенных руководителей предприятий в обеих областях соответственно, отмечают, что нанятых специалистов приходится дополнительно обучать, а это, в свою очередь, требует дополнительных финансовых затрат предприятия.

По данным фонда «Даму» и Агентства РК по статистике, в рамках  существующих образовательных программ центры поддержки предпринимательства охватывают лишь 10% МСБ в Казахстане, включая индивидуальных предпринимателей и фермерские/крестьянские хозяйства.

Местным исполнительным органам, Национальной палате предпринимателей и ее региональным представительствам в областных и районных центрах необходимо усилить проведение разъяснительной работы среди предпринимателей о существующих бесплатных и доступных мерах сервисной поддержки бизнеса в рамках государственных программ «Дорожная карта бизнеса - 2020» и «Дорожная карта занятости- 2020», при этом сделав особый упор на «начальное» обучение бизнесу именно в сельской местности.

 

Итого или Вывод

Нужно отметить, что пилотный анализ не открыл новых проблем, а только закрепил убежденность в реформировании законодательства и подчеркнул важность информационной работы. В целом, уровень влияния основных факторов на состояние предпринимательского климата в регионах – средний.

Каждая озвученная предпринимателями имеет свое системное решение, так неэффективная работа МИО и формальное отношение к обращениям граждан должна быть устранена за счет усиления контроля со стороны Правительства РК к деятельности акиматов и других территориальных органов с четким разграничением прав и полномочий.

В свою очередь, в части реализации государственных программ, которых порядка 45, из которых добрая половина так или иначе затрагивает интересы бизнеса, необходимо провести детальный независимый и объективный анализ эффективности государственных программ.

Для развития конкурентоспособного бизнеса, следует постоянно работать над улучшением кадрового потенциала посредством систематической подготовки и повышения квалификации работников предприятий через качественную сервисную поддержку субъектам МСБ.

Центральным и местным исполнительным органам, НПП и РПП на постоянной основе вести информационно-разъяснительные мероприятия о проводимых реформах в целях повышения правовой осведомленности предпринимателей и обеспечить широкий доступ к информации населения страны.

В целом, необходимо наладить взаимодействие регионов, как в плане обмена информацией и опытом по развитию малого предпринимательства, так и в организации практического хозяйственного взаимодействия предпринимателей различных регионов между собой.

В настоящее время, исследование в рамках рейтинга «Деловой климат» продолжается во всех регионах и включает в себя широкий охват респондентов, как в городах, так и в районных центрах. Полученные данные позволят сделать полный анализ внешних факторов, влияющих на развитие здорового предпринимательского климата в стране.

Вместе с тем, позиция Национальной палаты направлена еще и на совершенствование рейтинга «Деловой климат» через изучение внутренней среды предпринимательства через определение потенциала всего бизнес-сообщества и повышение ответственности самих предпринимателей, а также более эффективного использования ими представленных и имеющихся возможностей для развития своего бизнеса.

Так как в нашей стране становление предпринимательства процесс специфический и не несет элемент специального образования в области бизнеса, то возникает необходимость изучения внутренних предпосылок и мотивов, психологических, профессиональных и личностных качеств людей при выборе занятия предпринимательской деятельностью. Это необходимо еще и для функционирования самой рыночной системы, потому что личность предпринимателя как человеческий фактор играет важную роль в ней. 

Автор: Мичгона Жантенова

Иллюстрация: Балжан Балташева


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры