Последствия российских санкций для Казахстана – исследование "Радиоточки"
Россия ввела свои санкции по отношению к Западу. Чем это обернется для Казахстана? Выиграем мы или проиграем? Смогут ли наши товаропроизводители заполнить образовавшиеся ниши на российском рынке? Могут ли открытые границы стран Таможенного союза повлиять на экономическую или террористическую обстановку на территории государств-участников?
Об этом и многом другом в студии "Радиоточки" говорит ведущая передачи "В рабочий полдень"Светлана Британова и ее гости: известный политолог Рустам Бурнашев и заместитель главного редактора журнала "Эксперт Казахстан" Сергей Домнин.
Светлана Британова: За последние несколько дней приходит самая разнообразная информация относительно санкций России в отношении Запада и реакции Запада на ответные меры Москвы. На ваш взгляд, мы можем выиграть от этой войны?
Рустам Бурнашев: С моей точки зрения, оценки давать еще рано. Потому что, по большому счету, мы столкнулись с ситуацией, когда эти санкции политизируются и идеалогизируются. То есть звучит либо крайняя позиция, что теперь будет расцвет российской экономики и всех экономик, которые не попали под санкции, либо предельно негативная оценка – что теперь цены в России вырастут безумно, закрыть образовавшиеся бреши в поставках не смогут и так далее. Я не сталкивался с просчетами данной ситуации и реальными показателями того, какие страны будут выступать заместителями, какие ресурсы реально есть у России, насколько они будут задействованы по временной глубине. А если возвращаться к Казахстану, мне не кажется, что Казахстан может в данном случае выступать значительным поставщиком тех продуктов, на которые были наложены санкции. Все-таки это больше относится к странам, более отдаленным от России, которые четко указывались.
Сергей Домнин: Я полностью согласен с Рустамом – очевидных преимуществ для казахстанской экономики и экспорта санкции на такой короткой перспективе одного года уж точно не несут. Если мы вернемся к списку тех товарных позиций, которые запрещены, то мы увидим, что Казахстан по большей части этих товаров – страна с отрицательным торговым балансом, то есть та, которая сама больше импортирует. Безусловно, у нас есть потенциал закрыть где-то недостающие, возможно, в России объемы. Но там, с одной стороны, наши способности по закрытию этой емкости очень маленькие, пока, по крайней мере. С другой стороны, там есть и другие игроки, которые, скорей всего, будут конкурировать с нами очень ожесточенно на нашем рынке. Нам бы вот дома их победить, а потом уже идти в Россию.
Светлана Британова: Давайте послушаем цитату Ивана Сауэра, председателя Агропромышленного комитета Национальной палаты предпринимателей РК, как видят перспективы наши аграрии.
Председатель Агропромышленного комитета Национальной палаты предпринимателей РК Иван Сауэр: "Российско-западное противостояние начиналось не одним днем, и уж никак одним днем и одним годом оно не закончится, и им теперь непросто будет уйти от взаимных санкций и обвинений. А для казахстанского бизнеса это серьезное приглашение.
Ну, самый такой вопрос, который встанет буквально через месяц, это тот же картофель. В связи с тем, что у нас недостаточно емкостей для хранения картофеля, у нас много картофеля уходит в Россию и на юг. Россия много картофеля завозила из Польши, и если теперь она не будет брать картофель из Польши, то будет брать из Казахстана, а это уже гарантированный сбыт. Конечно, для наших производителей цены в этом году будут несколько выше, сейчас же никто не раскрутит производство картофеля под динамичный и объемный российский рынок, а на следующий год наши товаропроизводители наверняка этим воспользуются и обязательно увеличат свои площади под посадку картофеля.
То же самое может произойти по другим культурам и овощам и по мясу" (Источник: zakon.kz)
Светлана Британова: Как мы слышим, оптимизм у наших аграриев все же наблюдается. На что еще я обратила внимание, так это на то, что взрыва статистики сейчас действительно не будет, это, скорей всего, перенос на будущее. Мы действительно сейчас ничего не можем поставить, Сергей?
Сергей Домнин: Нет, мы можем поставить. Мы, конечно, не заместим по тем продуктам, по которым сейчас российский рынок свободен. Мы, безусловно, не заместим сколько-нибудь значительной части российских потребностей. Хороший пример Иван Адамович привел с картофелем. Прекрасно, он у нас есть, его негде хранить, мы его будем экспортировать.Ну, какую-то часть мы экспортируем. В следующем году мы подготовим площади, попытаемся поставить больше картофеля, а санкции, например, закончатся. И что потом делать с этим картофелем – не совсем понятно. В то же время, у нас на рынке достаточно завозного картофеля. И тут надо понять, в каких ценовых нишах мы находимся и с кем мы будем конкурировать. Самая интересная позиция все же не картофель, а мясо, в частности, говядина. Дело в том, что в Казахстане есть очень большие планы, есть даже программа по развитию экспортного потенциала мяса, говядины. Мы планируем поставлять на экспорт к 2015 году, если я не ошибаюсь, около 60 тысяч тонн говядины. В прошлом году эта цифра была на уровне 4,5 тысяч тонн.
Есть планы, есть инструменты. Сейчас аграрии, которые занимаются животноводством, получают субсидии на поставку скота и всевозможные другие инструменты поддержки. И пока все это заработает, нужно, чтобы, как минимум, 2015 год наступил. Хотя прогнозируется, что уже в этом году увеличится экспорт. Естественно, что главное экспортное направление – это Россия. По той же самой говядине, например, у нас 340 тонн было экспортировано в Россию. Но для справки назову цифру импорта по этой же позиции "охлажденная свежая говядина" в России - 619 тысяч тонн, из них 70% объема из санкционного списка стран. Откуда будут браться эти 70%? Ну, наверняка, не казахстанские – у нас просто столько нет. Скорей всего, это будет Латинская Америка. И если разбирать по каждой товарной позиции, мы можем увидеть сходную картину. Тут очень большая вторая проблема открывается – Казахстан только недавно перешел к централизованной государственной поддержке экспортного потенциала своего животноводства и растениеводства. И тут эффекта ждать в ближайший год, конечно, не стоит. Но если бы эта мера была на протяжении лет пяти, тогда мы бы действительно могли занять некоторые сектора российского рынка, где у нас исторически есть сравнительные преимущества.
Источник: Радиоточка
Оставьте комментарий:
Комментарии: