astana-view

Раимбек Баталов: Надо уметь кормить и себя, и соседа

21 Августа 2014
10047 просмотров

Геополитика добавила температуры и без того жаркой поре отпусков. Многие бизнесмены и банкиры досрочно возвращаются с отдыха, чтобы начать "разгребать сугробы", которые навалили политики. О настроениях бизнес-сообщества России и Казахстана, торговых войнах и деловой повестке дня с "Радиоточкой" побеседовал глава RaimbekGroupРаимбек Баталов.

- Раимбек Анварович, здравствуйте! Вы только вернулись из отпуска, получилось отдохнуть? Последние новости с родины, из России все-таки не дали расслабиться?  

- Новостей важных, конечно, было много, и я даже приезжал в Казахстан с отдыха по делам, но нашел время "проветрить мозги". Это нужно, потому что когда из рутины и текучки вырываешься, по-другому смотришь на некоторые вещи, оцениваешь процессы, события.

- С каким настроением подходите к новому деловому сезону, впрочем, он уже стартовал с ротации правительства и российских санкций?

- Эти события, во многом, имеют общие причины. Конечно, тема санкций или торговой войны сейчас номер один для политиков, бизнес-сообщества и населения стран Таможенного союза. Про бизнес могу сказать так, он бурлит. Я был в Москве уже после введения "продовольственного" эмбарго и встречался с российскими предпринимателями. Они по-разному встретили эту новость. Для одних это до сих пор шок, особенно для тех, кто работает в ресторанном бизнесе, другие - быстро переориентировались, кто-то увидел для себя новые возможности, в том числе, в Казахстане. Ведь бизнес, он как вода, течет и идет туда, где можно заработать.

- Как вы в Группе встретили последние новости? У вас же есть агронаправление, пищевка, ритэйл. Вы уже увидели направления, куда "потечете" и заработаете или наоборот, будете сжиматься?

- В любой ситуации есть свои плюсы и минусы, чего-то больше, чего-то меньше. До создания Таможенного союза, мы ни одну пачку нашего сока не могли продать в Россию. Они не принимали наши сертификаты, заворачивали и жестко защищали внутренний рынок, причем местные власти, не Москва. После объединения в ТС, стало легче экспортировать нашу продукцию. По соку и молоку определенную долю на рынке России занимала продукция из той же Украины и Европы. Здесь освобождается ниша, которая, в основном, будет заполняться за счет российских производителей, но не сомневаюсь, казахстанские соки и молоко появятся в большем, чем это было, количестве на полках супермаркетов и рыночных прилавках. Казахстанские, украинские и российские соки из одного сырья производятся, на одном оборудовании, правда, логистика у нас будет чуть дороже, но мы конкурентоспособны. Так что это - плюс. Если про молоко и молочку говорить, то с Европой сравнивать, конечно, нельзя.  Там качество гораздо выше, потому что другая культура производства и огромные мощности молочных ферм. Здесь нам еще расти, но мы на месте не стоим и, думаю также можем зарабатывать на российском рынке. Потому что в Китае - молока нет, Новая Зеландия, Австралия под санкциями. Откуда россияне будут везти молоко, даже не представляю.

- А с овощами-фруктами как дело обстоит? Сможем больше экспортировать в Россию?

- Здесь я бы осторожнее был. То, что казахстанская сельхозпродукция будет на российском рынке в бОльших объемах это 100%. За одно мгновение целую группу товаров заменить другими, тем более, российскими поставщиками невозможно. Значит, приедут "купцы" из России к нам и захотят купить яблоки. Допустим, мы готовы платить производителю по 100 тенге за килограмм, чтобы продавать его яблоки в сети наших магазинов "Арзан",  а "купец" готов дать ему 120 или 150 тенге. Кому продаст производитель? Ответ очевидный. Это рынок. Но яблок местных нам самим не хватает и, все равно, приезжают россияне, покупают и везут в Новосибирск, Красноярск, потому что там цена гораздо выше. Сейчас спрос на яблоки, помидоры, картошку еще больше вырастет и можно точно говорить, что и цены пойдут вверх, инфляция разгонится. В северных областях цена на мясо уже поднялась. Мы не можем внутренний рынок насытить, нам самим мяса и молока не хватает, но северные регионы все равно экспортируют, фермеры ищут более выгодные условия – это бизнес.

- Как быстро можно увеличить объем производства, чтобы и фермерам нашим заработать и рост цен сдержать?

- Чтобы увеличить объем производство нужна целая инфраструктура. Это только кажется, что можно помидоры весной посадить и осенью собрать урожай. Землю нужно готовить, нужны семена, саженцы, которые в дефиците, люди нужны, которые умеют работать на земле, нужно капельное орошение наладить, подумать о хранении, логистике, сбыте. Я уже говорил, это целая инфраструктура и если она не готова, то совершенно очевидно, что невозможно сдерживать рост цен в достаточно длинный период времени. В результате, мы будем импортировать инфляцию из России, потому что у нас открыты границы и рынки. Мы говорим об увеличении экспорта овощей, но семенной фонд бедный, семена тех же помидоров – дефицит. Трубок для капельного орошения своих тоже нет. Мы покупаем их в Китае. Сельхозтехники собственной тоже нет – я не говорю, что нужно производить в Казахстане трактора JohnDeer, но свои плуги и другие комплектующие мы можем делать сами. Это же не сложная  вещь, а просто - металлолом. А у нас своего металла же достаточно, разве нет? Можно же производить в Казахстане простые запчасти для сельхозтехники. В Целинограде, в советское время было несколько десятков таких предприятий .Есть у Казахстана планы увеличить экспорт мяса, но, опять же, мы себя не обеспечиваем и увеличить производство быстро не можем. Даже если человек хочет заняться производством мяса, построить небольшую ферму на 20 коров, где он будет их брать? Канада, Новая Зеландия, Австралия. Своего племенного поголовья у нас нет. Была "казахская белоголовая" порода, где она теперь!? Поэтому, когда нет необходимой инфраструктуры, говорить, что мы много чего сейчас своего резко начнем производить и экспортировать, не приходится.

- Решение есть, как все-таки самим недорого накормить сначала себя, а уже потом соседа?

- По моему мнению, надо начинать от обратного. Одно время мы много говорили про разные кластеры, в частности, про плодоовощной, где будет законченный цикл производства, то есть, необходимая производственная инфраструктура. Но это только одна часть, а еще есть упаковка, логистика, хранение и продажа. Это серьезнейшая проблема. "Арзан" постоянно ищет сеть поставщиков сельхозпродукции в Алматинской области. Говорим людям, приезжайте, вот наши полки для ваших овощей или фруктов. Бесплатно вас прорекламируем - напишем, кто вырастил, произвел, где, а вы в самые "горячие" часы можете помочь нам и сами рекламировать свою продукцию, но никто не хочет этим заниматься. Привыкли, что к ним в село приедут перекупщики и с поля все заберут, зато больше делать ничего не надо. Я понимаю, они обожглись на базарах, когда сами закупали ящики, тару, людей собирали, чтобы погрузить урожай, машины нанимали, чтобы привезти товар на рынок и при этом неизвестно, по какой цене продашь... Так вот этой инфраструктуры тоже нет. Вот с чего нужно начинать!

- Почему бизнес, который имеет такой опыт, не идет массово в логистику, хранение? 

- Все просто – пока нет критической массы, чтобы можно было построить склады, купить или взять в аренду грузовики и быть уверенным, что они будут заняты делом. Со складами как с гостиницей, нужен определенный процент загрузки номеров, чтобы была прибыль.

- Государство может здесь помочь создать критическую массу? Ведь его институты предоставляют огромные льготы фермерам, особенно большим хозяйствам? В конце концов, есть целая программа Продовольственной безопасности!

- Механизм есть. Если говорим, про интенсивный, как в развитых странах, а не экстенсивный, как в Советском Союзе, путь развития, то это государственно-частное партнерство. Мы уже попробовали работать через СПК, когда госкомпании через свои институты заходили в бизнес проекты, но это не пошло. Поэтому надо работать через ГЧП, когда государство гарантирует определенный объем участия через различные виды помощи, а бизнес войдет в инфраструктуру как управленцы и начнет выстраивать основную работу. При этом, нужно быть готовыми, что 2-3 года проект будет убыточным или дотационным, но если поддержка государства будет на начальном этапе, можно будет уже банковские условия смягчать, то это пойдет. Я не говорю, что государство, правительство не помогает сейчас. У "Казагрофинанс" есть кредитные линии под 5-6% годовых, это даже ниже уровня инфляции, то есть инструменты есть, но если спросить, могут ли крестьяне ими воспользоваться? Скорее нет, даже если бизнес план будет интересный, стоящий. Я понимаю, есть высокие риски, в сельском хозяйстве окупаемость на длинной дистанции приходит, это не торговля.

Еще один вопрос, достаточно ли существующих инструментов поддержки и развития массового сельхозтоваропроизводителя? Я как человек, работающий в агробизнесе, говорю – нет, недостаточно. Ведь, что чтобы ферму построить почти все импортное нужно привезти, а это ложится на себестоимость продукции, которая по итогу может оказаться неконкурентоспособной.

В последние годы, меры поддержки правительства в сельском хозяйстве, МСБ были беспрецедентны. В 2008 году мы в такой кризис попали, которого давно не было. Эта оперативная, чрезвычайная по масштабам и набору инструментов помощь позволила бизнесу и экономике в целом - с меньшими потерями пройти кризис, а где то и совершить рывок – не везде все было совсем безнадежно. Но теперь, с учетом накопленного опыта, видно, что в этом направлении нужен апгрейд. Тот список мер поддержки, что предприниматели увидели в 2008-10 годах, попробуйте такое представить в 2000-ом – субсидии, рефинансирование и т.ак далее. Если бы мы в начале 2000-х такое попросили, нам бы сказали вы совсем с ума сошли, может за вас еще работать!? Но сейчас назрела необходимость сделать новый шаг на следующую ступень, не революционный, а эволюционный. Задумайтесь, в Соединенных штатах уровень поддержки фермеров в 2 раза выше, чем в Казахстане, в Европе – наверное, самый высокий.

- Перефразируя один слоган, задам вам такой вопрос, что еще государство может сделать для вас?

- Самое главное – поменять подходы к развитию отраслей и кластеров. Я за венчурный, или рисковый подход на основе ГЧП, при условии снижения рисков через создание этой инфраструктуры на основе опыта Госплана СССР, который успешно реализует Китай. Приведу один пример или бизнес-кейс как в Урумчи китайцы обошли Италию и Калифорнию по производству томата и стали мировыми лидерами. Это все было на моих глазах, я давно уже работаю на китайском рынке. Итак, как это было? Первым делом, власти определили, что по своим природно-климатическим условиям Урумчи подходит для выращивания томатов. Дальше нашли крестьян, выделили им земли, обеспечили саженцами и открыли обучающие центры, чтобы рассказывать как правильно сажать и выращивать томаты. Параллельно построили необходимую инфраструктуру, в первую очередь воду и объявили крестьянам, что купят их продукцию. В Урумчи пришли западные компании, построили заводы по производству оборудования для капельного орошения, когда иностранцы это сделали, власти сказали – вот госбанки и кредиты под 3-4% годовых на 5-6 лет с льготным периодом. Вот такая получилась кооперация государства и частного бизнеса. Когда есть системность, когда показываешь как сажать, поливать, удобрять, гарантируешь, что вот эти компании будут покупать у вас продукцию, строишь склады, то уже дело времени приход крупных иностранных компаний, которым сами построят перерабатывающие заводы. Вот так они кластерно подошли, венчурно опять же, дали дешевые деньги, рискнули, но получили результат. Поэтому я считаю, что нужно поменять государственный подход к развитию кластеров, а до этого говорить, что будет массовый толчок, прорыв в производстве помидоров и огурцов, строительстве молочных и животноводческих ферм, садов - не приходится.

- Эти идеи слышат в правительстве? Диалог у вас есть?

- Нам не приходится жаловаться на отсутствие площадок для диалога бизнеса и власти. Министерства постоянно выносят все инициативы на обсуждение в Национальную палату предпринимателей. Эта работа поставлена. Но Нацпалата и прочие общественные организации предпринимателей – это консультативные органы – мы даем заключения, рекомендации, а госорганы уже решают, учесть их или нет. Здесь важно, чтобы само общество созрело и задумалось над такой важной темой, как производство собственных продуктов. Если мы хотим больше производить и потреблять своего  – молока и масла, овощей и фруктов, мяса и рыбы, то той инфраструктуры, которая есть сегодня и те подходы, которые действуют - их уже недостаточно.

Автор: Тимур Джумажанов

Фото: Интернет-ресурс Radiotochka.kz

Источник: Radiotochka.kz


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры