astana-view

В Казахстане стартовала очередная волна легализации активов

02 Сентября 2014
9249 просмотров

 

Кто выиграет от амнистии капитала на предполагаемую сумму в $10-12 млрд?

 

Арман Джакуб

 

     В стране официально стартовала легализация активов. Несмотря на обширную информационную кампанию по ее продвижению, до сих пор остается много вопросов о том, зачем она нужна, кто ею воспользуется, сколько денег и активов будет в итоге амнистировано и, самое главное, кто от всего этого выиграет.

     Начнем с причин, побудивших в очередной раз инициировать новую волну амнистии капиталов. Первая и наиболее популярная связана с предстоящим всеобщим декларированием доходов. Ключевым объяснением этой версии является то, что многие состоятельные люди Казахстана должны встретить этот момент, что называется, "чистыми". И государство в этом процессе делает шаг навстречу.

     Разумеется, имеет место быть вопрос - а зачем этой категории граждан амнистировать свои капиталы, расфасованные по оффшорам? И здесь вспоминается беспрецедентный пример Кипра, где власти острова расплатились с экономической помощью от Евросоюза средствами вкладчиков кипрских банков. Разумеется, на фоне ухудшения геополитической ситуации, это накладывает свои отпечатки, повышая градус политического риска повторения такого сценария с поправкой на отдельные оффшорные зоны. Поэтому наметившийся тренд на репатриацию капитала является наиболее приемлемым хеджированием этой назревающей проблемы.

     Другая ключевая причина – это проблемы с наполнением госбюджета. По итогам I полугодия текущего года его доходная часть составила 3,76 трлн тенге, что на 612 млрд тенге больше, чем за аналогичный период прошлого года. Примечательно, что почти весь этот прирост пришелся на средства, полученные от нефтегазового сектора. Если говорить более конкретно, то этот рост обязан ростом траншей из Нацфонда и вывозных пошлин на сырую нефть, увеличившихся за счет роста таможенной ставки. Другими словами, налогооблагаемая база в стране не растет, что симптоматично и требует решения.

     Переходя к вопросу предполагаемого объема легализации, тут смело можно поверить профильным чиновникам, которые не рискуют открыто называть конкретные цифры. При этом в СМИ активно муссируется цифра $10-12 млрд. Цифра эта родилась не случайно и привязана к итогам прошлой легализации 2006-2007 годов. Тогда размер легализованного имущества составил более $6 млрд, что в пересчете к объему ВВП на тот год составляла около 8%. Таким образом, сопоставив прошлые коэффициенты, родились текущие прогнозы, но далеко не факт, что они эти абстракции станут реальностью.

     Что же касается выгодополучателей, то здесь их несколько. Для самих граждан, решивших легализовать капиталы, это решение проблем с государством и законом относительно истории их возникновения. Причем платой за эту сделку станет возможность инвестировать эти средства в госактивы в рамках второй волны приватизации, а также "ожившей" программы "Народное IPO".

     Последнее обстоятельство идет на руку государству. Во-первых, идут поступление в казну от приватизации активов. Во-вторых, обостряется рыночная среда, которая становиться более конкурентной, а значит - эффективной. И, в-третьих, повышение конкуренции и эффективности теоретически должно привести к росту налогооблагаемой базы, что опять же положительно для бюджета.

     Между тем в тени всего этого процесса пока остались банки, которые, теоретически, являются третьей стороной, которая также может выиграть от амнистии капиталов. Если опираться на итоги прошлой легализации, то денежная часть стартовавшей в этом году акции может составить примерно $6,3-7,5 млрд. Согласитесь, деньги немалые и нужные, с учетом текущих проблем в банковском секторе. Важно подчеркнуть, что одним из условий легализации денег является их размещение на счетах в банках второго уровня продолжительностью до 60 месяцев. В качестве варианта – часть этих средств можно будет инвестировать в текущую приватизацию и "Народное IPO" и не "хоронить" их в банках. В противном случае, можно забрать деньги, но уже со значительным дисконтом – 10%.

     Но тут встает вопрос – сколько из этих средств можно направить на приватизацию и участие в IPO?

     На осень текущего года запланировано "народное" IPO KEGOC. Каков будет объем размещения, цена предложения - пока не известно. Но рискнем предположить, что процесс будет идти по аналогии с опытом КазТрансОйла. И если так, то стоит напомнить, что IPO трубопроводной монополии принесло государству около 60 млрд тенге.

     Что касается приватизации, то, несмотря на широкую рекламу, из более 300 госпредприятий, намеченных к реализации в текущем году, уже продано более 30-ти. По ним в бюджет поступило 1,18 млрд тенге. Получается, что весь пакет объектов приватизации оценивается, по грубым подсчетам, с учетом первых сделок в 12 млрд. Тут даже можно добавить коэффициент превышения цены реализации над заявленной – 5. Мы получаем около 60 млрд тенге. В совокупности с IPO KEGOC, верхний коридор поступлений от приватизации может составить примерно до $1 млрд. Сумма не маленькая, но несопоставимая с денежной частью "легализации-2014".

     И даже если брать во внимание, что расчет грубый и не претендует на истину, в сухом остатке мы имеем то обстоятельство, что существенная часть легализуемых наличных денег рискует осесть на счетах в банках. В каких из них - вопрос открытый.

     Здесь стоит сделать акцент на тот факт, что курировать легализацию поручено Нацбанку, который наметил амбициозный план снизить долю проблемных займов в БВУ до 15% к началу 2015 года. Вкупе мы имеем картину, что легализация может стать той "денежной подушкой" для финансового сектора, которая потребуется ему в процессе очистки своих ссудных портфелей. В совокупности с налоговыми и другими послаблениями, это теоретически дает шанс регулятору достигнуть намеченной цели.


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры