Трансформация национальной палаты предпринимателей Атамекен
Сильная экономика невозможна без сильного предпринимательства. Но чтобы бизнес стал полноценным партнером государства, его интересы должны не просто учитываться, они должны быть в центре диалога и совместных решений. Именно поэтому Национальная палата предпринимателей «Атамекен» прошла через глубокую трансформацию – институциональную, управленческую и идейную.
Зачем потребовалась трансформация?
Казахстан последовательно движется по пути формирования современной рыночной экономики. Это требует не только устойчивых институтов и прозрачных правил, но и сильного, социально-ответственного предпринимательского сообщества. Государство вступило в тот период, когда формируются новые взгляды на развитие и появляются современные подходы к решению насущных задач. Это также время, когда уходят в прошлое устаревшие стереотипы, а на смену им приходит понимание роли предпринимательства, как ключевого двигателя перемен.
Президент Касым-Жомарт Токаев подчеркивает:
«Отечественный бизнес – ключевой двигатель экономического роста. Малый и средний бизнес растет. Палата предпринимателей –полноправный партнер государства».
Именно бизнес, обладающий управленческим мышлением, инициативой и ресурсами, способен стать не просто участником, а движущей силой ключевых отраслей экономики, повышения конкурентоспособности и общенационального благосостояния. Его роль выходит за рамки стандартной функции налогоплательщика или работодателя. Предприниматели все чаще становятся партнерами государства в формировании и реализации экономических реформ.
Для реализации имеющегося потенциала требовалась институциональная платформа, способная последовательно отражать позицию предпринимательского сообщества, отстаивать его интересы и формулировать для государства конструктивные и обоснованные предложения. С этой задачей и была создана Национальная палата предпринимателей «Атамекен».
К 2022 году стали проявляться новые тенденции в развитии бизнеса и взаимодействии с государственными структурами, что потребовало переосмысления подходов и обновления формата работы. Менялись запросы предпринимателей, развивалась экономическая среда, и все чаще звучали предложения о необходимости адаптации института к современным условиям. Это стало основой для начала трансформации НПП «Атамекен» с целью ее дальнейшего развития и усиления роли в бизнес-сообществе.
Необходимость в трансформации стала очевидной. Именно на IX и X Съездах Национальной палаты предпринимателей были заложены основы глубокой реформы института. В рамках работы над повесткой IX Съезда была сформирована широкая рабочая группа из 90 человек, представляющих все ключевые региональные и отраслевые звенья предпринимательства. По результатам 6 заседаний были выделены 4 блока проблем, требующих системных решений: концептуальные вопросы, деятельность Президиума и его комитетов, работа региональных палат, а также вопросы членских взносов.
Решением IX Съезда предприниматели утвердили курс на трансформацию Палаты и освободили субъекты малого предпринимательства от обязательных членских взносов. Президиуму и Правлению было поручено разработать изменения в законодательство и Устав, исходя из приоритетов защиты и развития микро- и малого бизнеса.
На X Съезде был представлен ход исполнения этих решений и предложен проект изменений в Закон «О Национальной палате предпринимателей», затрагивающий 14 из 33 его статей. Изменения охватили широкий спектр тем – от принципов формирования руководящих органов Палаты и повышения прозрачности, до расширения функций НПП в сферах образования, развития внешнеэкономической деятельности, поддержки бизнеса на местах, инвестиций и устранения барьеров. Всего было разработано 26 поправок, направленных на дебюрократизацию, усиление региональной представленности и укрепление институциональной роли Палаты в диалоге бизнеса с государством. Предложения основывались на консультациях с 3,3 тыс. предпринимателей из 15 регионов, а также 190 отраслевых ассоциаций. В целом съезды задали вектор на возвращение Палате активной и содержательной роли, как реального представителя и защитника интересов предпринимательского сообщества.
Национальная палата предпринимателей «Атамекен» продолжает системную трансформацию своей деятельности, направленную на усиление представительности и отстаивания интересов бизнеса, повышение эффективности корпоративного управления.
Реальная трансформация. Как НПП «Атамекен» меняется и усиливает влияние бизнеса
1. Демократизация и перезагрузка представительных органов бизнеса
Ключевым организационным принципом трансформации стала «восходящая» модель управления — стратегия bottom-up («снизу-вверх»), предполагающая переход от централизованной системы к формированию повестки на основе реальных запросов предпринимателей. Впервые Президиум и Правление перестали быть единственным источником решений — голос малого и среднего бизнеса стал не только слышен, но и значим. Предприниматели на местах получили возможность напрямую влиять на решения Палаты.
Полностью обновлена система управления. Проведена ротация всех ключевых структур, срок полномочий членов Региональных советов составляет 4 года, а войти в него теперь могут активные участники отраслевых и районных советов или представители ассоциаций.
«Согласно внесенным изменениям в статью 21 Закона Республики Казахстан «О Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан» (далее – Закон) (Законом Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам связи, цифровизации, улучшения инвестиционного климата и исключения излишней законодательной регламентации»
(далее – Закон о связи), Президиум Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» (далее – Президиум Национальной палаты) состоит из нечетного количества его членов и возглавляется председателем.
Президиум Национальной палаты формируется из:
1) не менее 5 депутатов Парламента Республики Казахстан, общественных деятелей Республики Казахстан и (или) представителей республиканских ассоциаций (союзов), представляющих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства;
2) Уполномоченного по защите прав предпринимателей Казахстана;
3) Председателей комитетов президиума;
4) Председателей региональных советов.
Таким образом, в соответствии с Законом о связи:
1) введена квота для представителей аккредитованных ассоциаций (союзов), представляющих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства;
2) исключен количественный ценз персонального состава Президиума Национальной палаты (Президиум состоит из нечетного количества его членов);
3) исключен количественный ценз для Председателей региональных советов;
4) Председатели комитетов Президиума Национальной палаты по должности являются членами Президиума Национальной палаты».
В составе комитетов и отраслевых советов появились новые направления – креативные индустрии, HoReCa, устойчивое развитие, техногенная безопасность и другие. Усилилось внимание к женскому и социальному предпринимательству, к туризму, здравоохранению, информационным технологиям, поддержке ОТП, а также к региональным приоритетам – там, где бизнесу особенно важны скоординированные и практичные решения.
Одним из важнейших направлений трансформации НПП стало обновление и переизбрание составов Региональных советов —представительных органов предпринимателей в регионах.
В соответствии со статьей 25 Закона о НПП, в декабре 2024 – январе 2025 года прошли выборы членов Региональных советов в 14 областях, а также в городах Астана, Алматы и Шымкент.
Составы обновились на 50–80%, что свидетельствует о реальной смене лиц и идей. Вновь избранные советы начали формировать Отраслевые и Районные советы, усиливая связь с реальным бизнесом на местах.
Одним из первых «приоритетов» трансформации стал именно МСБ – наиболее массовый и динамичный сегмент экономики.
В каждом регионе были созданы отраслевые советы, формируемых на основе приоритетных направлений и особенностей экономики каждого региона. В их состав вошли лидеры малого и среднего бизнеса и авторитетные эксперты. Эти советы, объединенные под региональными советами, стали основным каналом обратной связи между предпринимателями и Палатой, оперативно реагируя на барьеры и реальные потребности бизнеса.
Новая модель кратно увеличила вовлеченность: число предпринимателей, участвующих в работе Палаты на местах, выросло с 500 до более 7 тысяч. Бизнес почувствовал, что его голос услышан и может влиять на решения. Это доверие было подтверждено ростом ОЧВ на 28% по сравнению с 2022 годом.
Результаты говорят сами за себя — предприниматели стали не просто участниками, а активными соавторами изменений вместе с «Атамекен».
При этом и крупный бизнес сохраняет активную позицию, инициируя меры поддержки в ключевых секторах. В частности, в горно-металлургическом комплексе ведется работа по стимулированию переработки твердых минеральных отходов (ТМО) в целях повышения эффективности использования ресурсов, развитию геологоразведки, экологической устойчивости отрасли и производству редкоземельных металлов. Масштабу вызовов соответствовал и масштаб реформы –изменения затронули как содержание работы Палаты, так и ее организационную архитектуру. В ее основе лежало новое понимание роли предпринимателя – не просто как экономического ресурса, но и как ответственной и социально вовлеченной части общества.
Бизнес – от аула до мегаполиса – всегда в центре событий: это и драйвер экономики, и работодатель, и первый, кто помогает в трудные времена. Эти ценности вывели деятельность Палаты за рамки сугубо экономической повестки.
Появилась идеологическая основа, которая в 2024 году обрела форму в идее «Адал азамат. Адал еңбек. Адал бизнес» — образе ответственного, честного, созидающего предпринимателя, действующего во благо общества. Она подразумевает формирование человека новой формации с осознанием фундаментальных и традиционных духовно-нравственных ценностей.
Чтобы отметить тех, кто на своем примере наглядно показывает сочетание успешного бизнеса и активной гражданской позиции была учреждена премия «Адал азамат».
Пересмотрена и финансовая модель. Малый бизнес, который наряду со средним стал одним из главных «приоритетов» Палаты, был освобожден от обязательных членских взносов (ОЧВ).
Существенно сокращено участие в бюджетных программах: если в 2019 году они обеспечивали 72% бюджета, то в 2024 году – лишь 10%.
Государственные поступления делали Палату зависимой, а репутацию уязвимой. Уже к 2019 году значительная часть бюджета формировалась за счет государственных средств, что ставило под сомнение независимость Палаты в принятии решений.
Оптимизация кадровых подходов на 30% и внедрение KPI сделали систему ответственности и мотивации более прозрачной и справедливой. Впервые учрежден почетный нагрудный знак «Атамекен» ҰКП Құрметті қызметкері», который отражает не только признание заслуг отдельных сотрудников, но и подчеркивает важность роли каждого сотрудника на любом из уровней в структуре Палаты.
Обновление состава позволило сохранить лучших специалистов, а создание новых департаментов – внедрить иные подходы к организации работы. Больше внимания уделено принципу меритократии, при котором каждый сотрудник рассматривается не как структурная единица, а как актив, вовлеченный в общее дело.
Чтобы преобразования приобрели устойчивый характер, потребовалось их закрепление на законодательном уровне. Поправки в Закон «О Национальной палате предпринимателей», вошедшие в девятый пакет реформ, охватили более полутора тысяч норм и закрепили обновленную модель Палаты – с упором на прозрачность, снижение административной нагрузки и усиление участия бизнеса в регулировании. Закон подписан Президентом и вступил в силу в июне 2024 года.
2. Политическая и экономическая роль Палаты как связующего звена между государством и бизнесом
Национальная палата предпринимателей РК «Атамекен» сегодня – это не просто оператор госпрограмм и сервисов. Это сильный и влиятельный институт, который представляет интересы сотен тысяч субъектов предпринимательства, обеспечивает системный диалог с Правительством и Парламентом, формирует повестку через конкретные инициативы и кейсы и, наконец, способен менять систему через законодательство, регулирование практики контроля и защиты бизнеса.
Как подчеркнул Глава государства: «Государство обязано помогать предпринимателям. Речь идет о новом «общественном договоре» – государство создает условия и защищает частную собственность, предприниматели платят налоги, создают рабочие места. Госаппарат не должен видеть в каждом бизнесмене потенциального нарушителя. Предприниматели – равноправные партнеры».
С момента создания в 2014 году в Реестр проблем предпринимателей Палаты внесены 1 137 системных проблем бизнеса, из которых 864 уже решены. Это более 76% реальных изменений, решенных на уровне Правительства, а не формальных отписок.
Обновлена методика рейтинга «Деловой климат», оценивающего работу госорганов по созданию условий для бизнеса. Новый подход позволяет точнее анализировать ситуацию по регионам и отраслям. Сегодня рейтинг охватывает все 20 регионов, включая 228 городов и районов.
В рамках отмены или упрощения устаревших, неэффективных или избыточных требований (Регулирование с чистого листа) рассмотрены свыше 2,8 тысячи нормативных правовых актов по 44 сферам, проанализировано более 128 тысяч требований. Более 10 тысяч требований были отменены либо изменены — за каждым из которых стояли конкретные барьеры и судьбы реальных предпринимателей.
Также, с 2022 года в адрес Палаты поступило около 27 928 писем с обращениями.
С 2023 года на Единый контакт-центр 1432 поступило 403 676 звонков предпринимателей и 32 070 запросов в мессенджере WhatsАpp.
НПП «Атамекен» заключила 21 соглашение и меморандум о сотрудничестве с бизнес-сообществами, государственными органами и другми организациями.
Под председательством Премьер-Министра РК Олжаса Бектенова впервые на уровне Правительства обсуждена роль бизнеса в климатической повестке. По инициативе Палаты поставлены конкретные задачи – ускорить нормативную базу по лесоклиматическим проектам и привлечь «зеленые» инвестиции.
Ключевым стало соглашение с британской компанией SEFE. Впервые казахстанский бизнес получил прямой выход на международного климатического партнера, что открывает путь к внедрению ESG-стандартов и сертификации углеродных единиц.
В Алматинской области запущен первый пилот – высадка леса, экотуризм, агроэкокластеры. Эффект – более 1,2 млн тонн углеродного поглощения за 30 лет. Проект уже одобрен Правительством и рекомендован к масштабированию.
Параллельно более 164 тысяч предпринимателей по всей стране приняли участие в акции «Таза Қазақстан», собрав 189 тысяч тонн отходов. Это крупнейшее добровольное экоучастие бизнеса.
Так «Атамекен» не просто защищает интересы МСБ, но и становится драйвером новой предпринимательской культуры, ответственной и ориентированной на будущее.
3. Усиление участия бизнес-сообщества в нормотворческом процессе
В рамках проводимой работы по трансформации Национальной палаты, субъекты бизнеса очень часто поднимали вопросы о том, что экспертные заключения палаты имеют рекомендательный характер, в связи с чем не всегда принимаются во внимание органами-разработчиками.
Также поднимались вопросы относительно необходимости вовлечения бизнес-сообщества в разработку документов системы государственного планирования, государственных программ, комплексных планов и т.д. Зачастую, содержание вышеуказанных правовых актов непосредственно затрагивают интересы бизнеса, поскольку, как правило, в документах Системы государственного планирования и других правовых актах закладываются основополагающие для субъектов бизнеса вопросы, последующая реализация которых происходит посредством разработки и принятия нормативных правовых актов.
Таким образом, возникла обоснованная необходимость участия Национальной палаты в разработке вышеуказанных правовых актов, содержание которых затрагивает интересы субъектов предпринимательства.
2 ноября 2022 года данные предложения были одобрены Премьер-Министром Смаиловым А.А. на встрече, прошедшей в преддверии Съезда.
4 ноября 2022 года на X-м Съезде Национальной палаты были поддержаны предложения об участии в разработке документов СГП и иных правовых актов, затрагивающих интересы бизнеса; инициировании норм, обязывающих государственный орган-разработчик повторно направлять последнюю версию проекта, затрагивающего интересы бизнеса; возможности вынесения на площадку Правительства концептуальных вопросов, по которым не было достигнуто консенсуса между органом-разработчиком и Атамекеном.
В период с ноября 2022 года по апрель 2023 года представителями Национальной палаты на площадках МНЭ, МЮ, НПП в онлайн/офлайн форматах проводились неоднократные встречи с представителями МНЭ и МЮ в целях выработки согласованной редакции поправок, которые направлены на максимальное вовлечение субъектов предпринимательства в вопросы совершенствования законодательства для бизнес-среды.
Разработанные поправки были включены в проект закона по вопросам ведения бизнеса, обсуждены в обеих палат Парламента.
6 апреля 2024 года Законом РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам ведения бизнеса» (введены в действие 5 июня 2024 года) поправки были приняты.
В частности,
- в Предпринимательском кодексе и Законе «О Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан» предусмотрены нормы, согласно которым теперь НПП будет принимать участие в рассмотрении документов в области системы государственного планирования;
- Предпринимательский кодекс предусматривает положения, согласно которым если по инициативе одного из членов экспертного совета, в том числе НПП, требуется проведение заседания, проведение такого заседания является обязательным. Итоги заседания экспертного совета могут быть направлены на рассмотрение Межведомственной комиссии по вопросам регулирования предпринимательской деятельности;
30) в Законе «О правовых актах» предусмотрены нормы в части обязательного повторного направления органом-разработчиком в НПП и экспертные советы консультативных документов регуляторной политики и проектов нормативных правовых актов, затрагивающих интересы субъектов предпринимательства.
Данная поправка была связана с тем, что имелась негативная практика, когда редакция проекта НПА, ранее согласованная с Национальной палатой, при внесении в Правительство либо Министерство юстиции Республики Казахстан концептуально изменяется. Такие проекты существенно отличались от редакции, поступившей в Национальную палату для получения позиции бизнес-сообщества и размещенной на интернет - портале открытых НПА. При этом действующая норма о необходимости повторного согласования при каждом последующем согласовании с заинтересованными государственными органами не работала в виду неоднозначно написанного положения.
Кроме того, в продолжении работы по усилению роли Нацпалаты в участии и совершенствовании нормотворческого процесса в Регламенте Правительства предусмотрены следующие положения:
1) необходимость направления в НПП проектов заключений Правительства на поправки, инициированные депутатами;
2) закрепление персональной ответственности руководителей государственных органов за несоблюдение требований законодательства по обязательному участию бизнеса в нормотворческом процессе.
4. Внешнеэкономический вектор деятельности Палаты
Внешнеторговая палата Казахстана, в рамках программ по сервисной поддержке экспортеров и организации инвестиционных форумов, значительно усилила присутствие казахстанского бизнеса в международном деловом поле. Только за последние пару лет организовано 230 бизнес-мероприятий, проведено 23 заседания Деловых советов и подписано 72 соглашения и контракта на сумму более $2,23 млрд.
Для защиты прав отечественных предпринимателей обновлено Положение о форс-мажоре. Свидетельства о наступлении обстоятельств непреодолимой силы, выдаваемые ВПК, позволяют предпринимателям официально подтвердить невозможность исполнения договорных обязательств по причинам, не зависящим от сторон.
За эти три года свидетельства помогли защитить интересы бизнеса по контрактам на сумму свыше 500 млрд тенге.
5. Новая модель работы НПП – открытость, гибкость, ответственность
Процесс трансформации, запущенный в 2024 году, направлен не просто на административную реструктуризацию, а на изменение самой философии работы НПП. Новая модель фокусируется на:
- Цифровизации сервисов и коммуникаций с бизнесом;
На стадии внедрения находятся цифровые сервисы: «Личный кабинет бизнеса», «Цифровая карта бизнеса», eGovBusiness. Предприниматели получают услуги по принципу «одного окна»;
- максимальной открытости всех процедур, включая кадровые назначения, выборы, обсуждения;
- быстрой реакции на запросы предпринимателей;
- укреплении экспертной роли Палаты, в том числе путем привлечения отраслевых ассоциаций, профессиональных сообществ, аналитиков.
Единая экосистема
Во исполнение поручения Главы государства НПП «Атамекен» совместно с Правительством разрабатывает концепцию единой экосистемы поддержки малого и среднего бизнеса. Ее центральным элементом станет цифровая платформа, которая упростит доступ предпринимателей ко всем ключевым сервисам – от государства, акиматов, институтов развития и самого бизнеса – в одном цифровом пространстве.
Ключевой функцией платформы станет маркетплейс услуг – цифровой «единый доступ», где предприниматели смогут в удобном формате получать административные, консультационные и сервисные решения, без необходимости разбираться в сложных бюрократических процедурах и искать информацию по разным сайтам и ведомствам.
Экосистема создает принципиально новый формат взаимодействия бизнеса и государства – прозрачный, оперативный и нацеленный на результат. Она позволит предпринимателям быстрее решать практические задачи, а государству – видеть реальную картину развития МСБ и оперативно реагировать на вызовы.
В фронт-части eGovBusiness будут доступны сервисы для предпринимателей:
- личный кабинет предпринимателя;
- государственные услуги и сервисы для бизнеса;
- получение мер поддержки;
- аналитика;
- цифровые инструменты.
Бэк-часть экосистемы строится вокруг Цифровой карты бизнеса. Она обеспечивает вовлеченность государства через мониторинг, объективную аналитику по МСБ и выводит данные на правительственный Дэшборд для принятия решений.
Оно включает в себя функции:
- личный кабинет госорганов и Палаты;
- реестр предпринимателей, в том числе получателей мер поддержки;
- состояние бизнес-климата;
- аналитика по инвестиционной активности;
- аналитика по регулируемым закупкам;
- матрица товаров, работ и услуг;
- единый перечень мер поддержки.
Реализация данных инициатив позволит Национальной палате повысить свою сервисность и клиентоориентированность.
Реформа НПП «Атамекен» задала новый вектор развития — акцент на открытость, вовлеченность предпринимателей и ориентацию на результат. Это важный шаг к усилению роли Палаты как представителя интересов бизнеса. Такая трансформация – это не только польза для бизнеса, но и результат, который чувствует каждый казахстанец:
- освобождение МСБ от взносов;
- устранение 864 системных проблем предпринимательства;
- отмена и пересмотр более 128 000 избыточных требований;
- рост прозрачности, скорости и сервисности;
- защита контрактов на сумму свыше 200 млрд тенге;
- запуск цифровой экосистемы, которая позволит быстрее, понятнее и справедливее решать вопросы бизнеса по всей стране.
Президент К. Токаев подчеркивает:
«Честный и патриотично настроенный бизнес у нас всегда будет в почете и под защитой государства. Если весь приобретенный ранее капитал работает не только на пользу собственника, но и на благо национальной экономики, на процветание Казахстана». Именно такой подход и реализует обновленная Палата, создавая условия для роста бизнеса, устойчивости страны и укрепления доверия между государством и обществом.
И, как подчеркнул Президент:
«Сегодня перед нами стоит стратегическая по своей значимости задача глубинной трансформации всего общественного уклада… Надо определить новые «правила игры». Более честные, прозрачные и справедливые».
Палата не стоит на месте. Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» будет и дальше отвечать на вызовы времени. В фокусе внимания остается один из ключевых приоритетов – раскрытие потенциала казахстанской экономики через развитие сильного, ответственного и конкурентоспособного бизнеса.