astana-view

Возвращаясь к напечатанному: Не лезь в бутылку

16 Октября 2014
1982 просмотров

Национальная палата предпринимателей уже подготовила поправки в закон в части введения понятий «приобретение алкогольной продукции» и «розлив». Как стало известно, документы уже переданы в Мажилис Парламента для рассмотрения. Эксперты ссылаются на коллизии норм, способствующие двоякому толкованию, и уверяют, что контролируют решение этого вопроса.

Специалисты Национальной палаты предпринимателей считают, что в случае с корректировкой Закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» ситуация крайне запутанная и имеет место подмена понятий.

– Вместо запрета реализации пива в пластиковой емкости (заводского производства) указано о запрете реализации, то есть розлива пива в пластиковую емкость в рознице, – уточняет позицию НПП секретарь секретариата комитета развития малого и среднего бизнеса Юрий Тлеумуратов.

Национальная палата предпринимателей также обращает внимание на то, что с вводом запрета на приобретение пива в пластиковой емкости субъектом правонарушения становится каждый покупатель разливного пива, которому грозит штраф в размере пятидесяти месячных расчётных показателей. Хочешь не хочешь, а придётся распрощаться с привычкой пить «живое» пиво. Или же приобретать любимый разливной пенный напиток из-под полы, опасаясь быть оштрафованным на более чем 92 тысячи тенге. А в том, что возможность приобретения пива вне закона будет, даже и сомневаться не приходится. Впрочем, об этом мы говорили в прошлой публикации, посвящённой пиву в ПЭТ-таре («ЗП» №115 от 11.10.2014 г.).

Поэтому перейдём к новым вопросам, возникающим тем больше, чем глубже специалисты анализируют ситуацию. С теми же покупателями, которые в одночасье становятся нарушителями, непонятен сам механизм реализации и администрирования новой законодательной нормы. Притом что запрет на розлив пива как таковой законодательством не предусмотрен.

– В законе отсутствуют определения отдельных понятий и присутствуют коллизии норм, способствующие двоякому толкованию, – продолжает Юрий Тлеумуратов.

Кстати, в Национальной палате предпринимателей тоже считают, что если внесённую поправку так и не отменят, то продажа разливного пива уйдёт в тень. Причём не какая-то её доля, а, возможно, вся. Сегодня на реализацию разливного пива приходится около тридцати процентов всего рынка пива в республике. И порядка тридцати процентов этого рынка, полагают специалисты, идет в теневую, ненаблюдаемую экономику. А это и миллиардные потери бюджета и увеличение официальной безработицы. Ведь за производителями пива стоят представители малого и среднего бизнеса, которые это пиво реализуют. К примеру, только в Павлодаре сегодня насчитывается 700 торговых точек, где в розницу разливают пиво из кег. Костанайская фирма «Арасан», по данным НПП, имеет свыше трёх с половиной тысяч торговых точек, где работают более одиннадцати тысяч человек. У карагандинского ТОО «Арпа» 210 торговых точек с общей численностью рабочих 1065 человек. Напомним, на павлодарском заводе АО «Роса» только на производстве занято 180 человек. И так в каждом регионе. Если суммировать всех потенциальных безработных, которые сегодня трудятся в сфере торговли разливным пивом, цифра получится довольно внушительная.

Отдельная статья – это налоги, о которых мы также уже говорили. Если один Павлодарский пивоваренный завод за восемь месяцев выплачивает 125 миллионов тенге акцизов, то по республике эта сумма составляет семь с половиной миллиардов. И это данные только за половину этого года. Прогноз на год составлял свыше 15 миллиардов тенге.

Одним словом, минусов у «пивного нововведения» – два воза и три тележки, а плюсов всего два, и те весьма сомнительны. Почему мы об этом говорим и снова и снова возвращаемся к «пивной» теме? Дело вовсе не в лоббировании интересов пивоваренных компаний. По крайней мере не нами. Просто борьба с пьянством методом запрета на розничную реализацию пива в пластиковой емкости (а именно такую цель, если верить чиновникам, преследует резонансная поправка) приведёт к прямо противоположному результату. Народ просто перейдёт на напитки более дешёвые по соотношению «цена за градус». И это, с высокой долей вероятности, будет дешёвая водочная продукция не самого хорошего качества. Надеяться же на то, что подобная мера действительно приведёт к снижению алкоголизации, по меньшей мере необдуманно.

Так какую же цель на самом деле преследует запрет пластика? Прямо об этом никто не говорит, а в кулуарах все «пути» ведут к заводам, которые специализируются только на выпуске пива в стекле и в жестяных банках. Как уже говорилось, в республике таких производств немного, их можно сосчитать по пальцам одной руки. Причём среди них нет чисто отечественных производителей, их владельцы – иностранцы. Кроме этого, среди них есть две компании, которые входят в число 300 наиболее крупных налогоплательщиков страны. Это одна чаша весов. А на другой – производители разливного, «живого» пива, поклонников которого в стране не так уж и мало. В прошлом году объём розничной торговли пивом в Казахстане превышал 41 миллиард тенге. Согласитесь, есть над чем задуматься…

Как сообщил Юрий Тлеумуратов, специалисты НПП подготовили полный пакет аналитических материалов и сразу же соответствующие поправки в закон в части введения понятий «приобретение алкогольной продукции» и «розлив».

Источник: Звезда Прииртышья


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры