astana-view

Продовольственная НЕбезопасность

13 Октября 2014
1936 просмотров

Доля импорта сельхозпродукции – индикатор продовольственной безопасности страны. Пока говорить о ней в Казахстане не приходится. Разговорами о развитии агропромышленного комплекса и перерабатывающей промышленности страну не накормишь. А вот пищевой кластер, создание которого Министерству по инвестициям и развитию предложила Палата предпринимателей ЮКО в качестве заявки для участия в конкурсе региональных кластеров – реальная попытка составить конкуренцию импортным продуктам. Тем более что южане всегда рады поддержать отечественных производителей. Было бы вкусно и недорого.

Регион давно считают кормильцем страны, но по-настоящему до этого почётного звания ему ещё далеко. Такой вывод напрашивается не только после изучения ассортимента в магазинах, но и после ознакомления с исследованием продовольственного рынка, проведённого специалистами южноказахстанской Палаты предпринимателей.

– Выяснилось, что только в мясо-молочной отрасли на зарубежную продукцию казахстанцы тратят более 770 млн долларов. И такая картина по всем направлениям. Сюда входят, к примеру, кондитерские изделия, рыбная и плодоовощная продукция, – рассказывает директор Палаты предпринимателей ЮКО Женисбек Дулатов (на снимке). – Например, сухое и сгущённое молоко, сливки на 98 процентов – импортные. Консервированные овощи и фрукты – более чем на 60 процентов также зарубежного производства. Фруктовые джемы, повидло – около 90 процентов. Южноказахстанские производители по этому сегменту покрывают всего 3,5 процента внутреннего потребления.

– Анализ – дело, безусловно, необходимое, но это констатация фактов, есть конкретные предложения?

– Именно для этого и проводили исследование. Мы уже определили 30 местных предприятий, которые, участвуя в программе импортозамещения, могли бы если не на сто процентов, то в большей степени покрыть потребность в импортном товаре. К примеру, строительство завода по производству сгущённого молока мощностью 10 тыс. тонн в сутки обойдётся инвестору в 5 млн долларов. При этом ежегодный доход от реализации продукции составит 25 млн долларов. А цех по производству филе рыбы стоимостью 1,2 млн долларов, поставляя на рынок более 2000 тонн продукта, будет иметь 2 млн долларов выручки.

– Ну это в радужной перспективе. А в настоящем у аграриев и переработчиков много нерешённых проблем.

– Согласен. Мы их изу­чили, систематизировали и предложили свои пути решения, которые на прошлой неделе направили в правительство. Отмечу лишь самые глобальные из них. К примеру, получение ГСМ по льготной цене. Неэффективная работа операторов ГСМ на нет сводит практическую пользу такой госсподдержки. При определении льготных цен на ГСМ не учитываются транспортные расходы по их доставке. Мелким сельхозпроизводителям это крайне невыгодно: цена в этом случае практически равна рыночной. Мы предложили выделять субсидии на ГСМ путём перечисления на расчётный счёт предпринимателей. Да, по-прежнему серьёзная проблема получения кредитов. Почему процветают микрокредитные организации на селе, несмотря на грабительские проценты? Потому что кредит оформляют быстро, подход к определению залогового имущества ещё проще. Банки в кредитовании сельского хозяйства не заинтересованы, отдавая предпочтение городским предприятиям.

В мерах поддержки отрасли виноградарства есть что перенять у России, где, чтобы поддержать отечественного производителя, изменили порядок лицензирования винодельческих производств. Наши производители сегодня находятся в неравных условиях с ними. Не открою Америки, если скажу, что решать проблемы в сельском хозяйстве нужно в комплексе, иначе миллиарды бюджетных тенге в виде субсидий и льгот так и не принесут ожидаемого эффекта.

Источник: Мегаполис


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры