astana-view

Южане против импорта. Предприниматели ЮКО хотят не только насытить рынок собственной продукцией, но и наладить экспорт в Россию

17 Октября 2014
2593 просмотров

Благодаря анализу пищевой отрасли Казахстана, проведенному Палатой предпринимателей ЮКО, были выявлены направления, где отечественный бизнес может «подвинуть» импортные товары. И предприниматели начали действовать.

– Мы хотели провести анализ отраслей, понять, чем наша экономика дышит, в том числе проанализировать структуру импорта, структуру экспорта, высчитать объемы рынка, определить наиболее импортозависимые товары и т.д., – говорит начальник отдела экономического анализа, оценки конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности бизнеса Палаты предпринимателей ЮКО Нурлан Кабиштаев. – Начать решили с пищевой отрасли, потому что ЮКО сама по себе аграрный регион – 60 процентов населения области проживает в сельской местности, и задача обеспечения продовольственной безопасности является стратегической.

В пользу выбора пищевой отрасли говорило и то, что в этом году АО «Казахстанский институт развития индустрии» планирует объявить конкурс по разработке проектов региональных пищевых кластеров. В результате из 14 регионов страны будут выбраны три, которым из республиканского бюджета выделят средства на исследования, на развитие инфраструктуры, на создание ассоциаций пищевого кластера. То есть на создание и развитие полноценного пищевого кластера в регионе.

– Анализируя рынок, мы хотели выявить товары, основная масса которых импортируется и отечественные аналоги которых представлены на рынке в минимальном объеме, – говорит Нурлан Кабиштаев. 

– В анализе использовались официальные статистические данные, информация от производителей и дистрибьюторских компаний, работающих с импортной продукцией. Была проведена работа по базе данных таможенных органов: что ввозилось и вывозилось за 2013 год. И в результате были выявлены топ-100 импортозависимых продуктов в пищевой отрасли, по которым имеется сырьевой потенциал и которые отечественные предприятия могли бы производить сами.

Работа велась по пяти подгруппам: плодоовощная, мясо-молочная, рыбная, кондитерская и масложировая. Изучался сырьевой потенциал региона, кадровый потенциал, логистика и многое другое. В результате была отобрана группа продуктов, производство которых возможно организовать при относительно небольших затратах – на действующих предприятиях или создав новые и в то же время значительно сократить долю их импорта. К примеру, в настоящее время от 90 до 95 процентов потребляемого областью кетчупа завозится извне. Между тем в регионе имеется достаточно сырья для производства различных кетчупов, в Арысском районе действует завод по производству концентрата томатной пасты. По расчетам специалистов Палаты предпринимателей ЮКО и Центра поддержки предпринимателей, при вложении 455 млн тенге возможно создать новое производство по изготовлению кетчупов в упаковке дой-пак, мощностью 3000 тонн в год (что составляет 80% потребности населения ЮКО по норме). Также есть возможность организовать производство жидких, прессованных, сухих активных дрожжей и дрожжей для ускоренной выпечки общей мощностью 300 тонн в год, что полностью покрывает общую потребность по норме населения региона. Это снизит зависимость от импортного продукта, так как в настоящее время потребляемые населением и предприятиями дрожжи на 98–99 процентов являются импортными.

– Что мы сделали конкретно для улучшения ситуации? Была проведена работа по 29 действующим производствам региона, в том числе таким крупным, как птицефабрика «Ордабасы кус», макаронная фабрика «Мадина», маслозавод «Шымкент май», –рассказывает Нурлан Кабиштаев. 

– С ними были проведены встречи, и владельцы согласились с тем, что благодаря некоторым мерам – модернизации производства, увеличению мощностей, установке новых линий, решению системных проблем отрасли и вопросов финансирования – можно улучшить ситуацию с импортозамещением. Кроме того, было выявлено 26 продуктов, которые в области не выпускаются, но имеется возможность создать производства. По 15 новым направлениям выявлены инициаторы и разрабатываются бизнес-планы.

– В рамках государственной программы «Дорожная карта бизнеса – 2020», по четвертому направлению – «Сервисная поддержка бизнеса», оператором которой является Палата предпринимателей, оказываются услуги по разработке бизнес-планов, оказанию услуг маркетинга, бухучета, разработке сайтов и т.д., – разъясняет Нурлан Кабиштаев.

– Одной из сервисных компаний выступает Центр обслуживания предпринимателей, который и разработал бизнес-проекты для тех, кто заинтересовался возможностью начать выпуск новых продуктов. Причем предпринимателям данные услуги оказывались бесплатно.

На сегодняшний день предпринимателей области заинтересовали 15 проектов. Причем возможность открыть абсолютно новые для Южного Казахстана производства заинтересовала не только тех, кто уже давно работает в этой отрасли, но и промышленников, а также предпринимателей в сфере торговли. 

Как пояснил Нурлан Кабиштаев, при разработке проектов были рассчитаны не только затраты на открытие новых производственных линий, но и сроки окупаемости, базовые финансовые показатели, социально-экономические эффекты при нынешнем состоянии экономики. Учитывались и проблемы в сфере производства пищевых продуктов, которые на данный момент не решены. Хотя отсутствие кадрового резерва, оборудования последнего поколения, недостаток тары и слабый менеджмент являются проблемами не только пищевой отрасли, но и многих других. Почему предприятия масложировой промышленности загружены менее чем на треть от своей мощности? Потому что нет сырья – крупные поставщики предпочитаются отправлять сырье на экспорт. Также на данный момент невыгодно заниматься переработкой рыбы, так как именно для этой отрасли нет льготного налогообложения, хотя для переработчиков овощей-фруктов НДС снижен на 70 процентов. Для предприятий по глубокой переработке рыбы в первую очередь, как это ни банально звучит, нужна сама рыба. Однако в настоящее время мальки приобретаются где угодно, только не у отечественного производителя, – мало кто хочет заниматься разведением мальков из-за отсутствия субсидий.

В сентябре проект развития пищевого кластера ЮКО и возможные пути решения имеющихся проблем был представлен руководством Национальной и Региональной палат предпринимателей на рассмотрение в правительство Казахстана.

– Государство позитивно реагирует на то, что регионы выходят с предложениями о развитии, тем более пищевого кластера, что имеет большую актуальность в связи с событиями в России, где много товаров из Европы запрещено к ввозу, – говорит Нурлан Кабиштаев. 

– И наши производители имеют хорошую возможность занять свою нишу на огромном рынке России.

На данный момент из представленных на рассмотрение правительства проектов развития 29 действующих производств и создания 26 новых отобрано 14 проектов, и сейчас они рассматриваются в Банке развития Казахстана на предмет финансирования.

– В настоящее время на стадии завершения аналогичная работа по текстильной отрасли, далее будет проведена аналитическая работа по строительной индустрии, –заявил Нурлан Кабиштаев. 

– Таким образом, одна их наших основных целей – помочь отечественным предпринимателям найти свободные ниши на рынках, где можно открывать производства, чтобы заместить импорт и ориентироваться на экспорт, решать системные проблемы бизнеса, а также поддерживать местное производство. 

Источник: Литер


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры