Новые маршруты «Шелкового пути»
В самом разгаре работа по подготовке проекта Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. Этот наиважнейший договор страны-участницы должны подписать до конца 2015 года. И хотя разработчики рапортуют об устранении в проекте избыточного регулирования, сокращении сроков совершения таможенных операций, автоматическом выпуске товаров, но, по мнению бизнеса Казахстана, реализация некоторых норм, ужесточающих условия осуществления ВЭД, приведет к значительным финансовым и временным потерям для предпринимателей и росту коррупции. Об этом подробно рассказывает директор Департамента таможенного администрирования Национальной палаты предпринимателей Алихан Мамбеталин.
Факт, что Казахстан вступил в ряды стран — участниц форума «Азия — Европа», заставляет весь мир с удвоенным вниманием следить за всеми процессами, затрагивающими результативность действия нового «Шелкового пути», который ныне проходит по центральному Казахстану. Именно это и есть кратчайший доступ на бурно развивающиеся азиатские рынки.
Закономерный вывод современности: без интеграции и взаимовыгодной торговли — не обойтись. Казахстан, находящийся на пороге вступления в ВТО, прикладывает немало усилий, чтобы минимизировать финансовые и временные потери для законопослушного бизнеса при возведении непреодолимых барьеров перед контрабандой.
Учитывая, что с 1 января 2015 года территории стран Казахстана, Беларуси и России объединит действие Евразийского экономического союза, работа по подготовке проекта Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК Союза) обретает особую значимость для всего мира.
Важно, что представители Национальной палаты предпринимателей Казахстана принимают активное участие в разработке данного проекта и озадачены, что в данный документ включен ряд новелл, серьезно ухудшающих условия ведения международной торговли.
— В частности, норма, устанавливающая уплату процентов с сумм ввозных таможенных пошлин, налогов в случае помещения продуктов переработки либо временно ввезенных товаров под таможенную процедуру «выпуск для внутреннего потребления», — обращает внимание директор Департамента таможенного администрирования Национальной палаты предпринимателей Алихан Мамбеталин. — Данная норма введена в таможенное законодательство с 2010 года, когда бизнес-сообщество не принимало участия в разработке действующего Таможенного кодекса Таможенного союза.
Расчеты, оценивающие экономический эффект от установления и взимания процентов в Республике Беларусь и Российской Федерации, не представлены, поэтому, по мнению деловых кругов, затраты на администрирование взимания процентов превысят суммы взысканных процентов и создадут дополнительные барьеры для бизнеса.
В настоящее время также рассматривается вопрос об установлении в проекте ТК Союза единого для трех государств порядка расчета процентов за отсрочку или рассрочку уплаты таможенных пошлин.
Введение указанных норм создаст проблемы не только для предпринимателей, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, но и для граждан, временно ввозящих товары.
— Не лучше обстоят дела и с нормой, устанавливающей увеличение объема сведений в декларации на товары, — продолжает Алихан Мамбеталин. — Согласно рекомендациям Киотской конвенции таможенная декларация должна содержать основные сведения, имеющие существенное значение для выпуска, и не должна перегружаться второстепенной информацией, уточняющей тот или иной случай. За недостоверное заявление сведений декларант привлекается к административной ответственности. В этом случае законодательство не различает, о каких сведениях в таможенной декларации идет речь: об основных либо дополнительных — ответственность применяется равная.
И это притом, что в Европейском союзе обязательному заполнению при импорте подлежат 26 граф таможенной декларации, тогда как в Казахстане заполняются все 51 графы, еще и с подробной детализацией.
Статьей 429 КоАП РК за недекларирование или недостоверное декларирование товаров установлен штраф в размере 100 МРП, за повторное нарушение предусмотрен штраф 200 МРП с конфискацией товаров и транспортных средств. Очевидно, меры взыскания не адекватны содеянному, не зависят от сущности нарушения и имеют карательную направленность.
Увеличение перечня сведений в декларации на товары — это прямой шаг к увеличению временных и финансовых затрат предпринимателей, росту количества штрафов за самые незначительные ошибки, не влияющие на размер уплаты таможенных платежей и налогов.
— В проекте вводится новая норма, устанавливающая расширение перечня платежей: специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, применяемых таможенными органами в качестве обеспечения по таможенной процедуре таможенного транзита, — акцентирует внимание Алихан Есенгосович. — Для представителей деловых кругов данное новшество обернется непредсказуемым отвлечением из оборота значительных денежных средств.
Этим перечень сомнительных новшеств не ограничивается. Экспертами от государственных органов Казахстана поддержанная норма, устанавливающая право таможенных органов самостоятельно определять физические характеристики товара, самостоятельно осуществлять классификацию, определять происхождение, таможенную стоимость товара при непредставлении лицом после выпуска товаров документов, либо если у таможенного органа имеются признаки того, что содержащиеся в представленных документах сведения являются недостоверными. На деле это позволяет таможенным органам «перекроить» декларацию по своему усмотрению и создает условия для проявления коррупции. При этом предметом «торга» станут основные составляющие декларации: код товара, вес, количество, стоимость, страна происхождения.
— Поддержана норма, устанавливающая запрет на применение предварительного таможенного декларирования для товаров, в отношении которых опубликованы, но не вступили в силу акты, устанавливающие ставки таможенных пошлин, налогов и изменяющие условия предоставления льгот, — констатирует Алихан Мамбеталин. — Ее введение не соответствует концепции по упрощению процедур торговли, так как именно механизм применения предварительного декларирования направлен на заблаговременное заявление сведений для предварительного изучения структуры поставки, применения СУР.
Не лучшим образом обстоят дела с нормой, устанавливающей право таможенного органа запросить сертификат о происхождении товара в случае обнаружения признаков, указывающих на то, что к товарам могут применяться запреты и ограничения, специальные, защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, специальная квота. При этом до предоставления сертификата о происхождении товара выпуск товаров не производится.
Указанная новелла ужесточает положение участника ВЭД по сравнению с действующим Таможенным кодексом Таможенного союза, в соответствии с которым предоставление сертификата о происхождении товара обусловлено предоставлением тарифных преференций, в иных случаях достаточно представления декларации о происхождении товара.
Отечественный бизнес не безмолвствует. Бизнес-сообществом разработан пакет предложений, направленных на либерализацию условий таможенного регулирования, который доведен до сведения соответствующих представителей государственных органов, но последние по неясным причинам откровенно игнорируют мнение тех, кто кормит их и всю страну.
— Непонятно, на каком основании отклонена поправка об унификации с российским и белорусским таможенным законодательством срока проведения таможенного контроля после выпуска товаров — в течение трех лет со дня окончания нахождения товаров под таможенным контролем, — недоумевает Алихан Мамбеталин. — В Казахстане устоялась негативная практика, когда таможенные органы, изменяя коды товаров по ТН ВЭД, на пятом году после выпуска товаров осуществляют многомиллионные доначисления таможенных пошлин, налогов и пеней, что приводит к банкротству предпринимателей и негативно влияет на экономику и инвестиционный климат Казахстана.
Не менее важна для бизнеса поправка о внедрении «добровольного признания ошибки» — без привлечения декларанта к ответственности, установленной законами Республики Казахстан — по аналогии с Налоговым кодексом Республики Казахстан. К сожалению, она тоже осталась без должного внимания государственных мужей.
В связи с серьезными опасениями казахстанского бизнеса, связанными с включением в проект ТК Союза новелл, ухудшающих условия ведения международной торговли, игнорированием предложений, содействующих созданию благоприятного климата для предпринимателей, Национальная палата предпринимателей для обсуждения данных проблем пригласила за круглый стол переговоров представителей Минэкономики и ЕЭК. В случае отказа ни о какой результативности работы нового «Шелкового пути» и речи быть не может.
Источник: Деловой Казахстан
Оставьте комментарий:
Комментарии: