astana-view

Некрасивая иСТория made in KZ

26 Ноября 2014
2626 просмотров

Ситуация с выдачей сертификатов отечественного производителя компаниям-"пустышкам" достигла накала. Многомиллиардные тендеры выигрывают фирмы с заржавевшим оборудованием, их конкуренты пишут жалобы, общественность и депутаты резюмируют: коррупция. Скорее всего, именно на ней и основана история.

В марте 2009 года в Казахстане ввели сертификаты "СТ-KZ". С благородной целью - защитить интересы отечественных производителей и увеличить казахстанское содержание в государственных закупках. Другими словами, обладателю "СТ-KZ" полагаются льготы при участии в тендерах.

Изначально сертификаты выдавал Комитет по техническому регулированию и метрологии (КТРМ) Министерства индустрии и торговли, в 2012 году эту функцию передали Торгово-промышленной палате, затем появилась Национальная палата предпринимателей, и с июля 2014-го выдачей "СТ-KZ" занялась НПП. Казалось бы, простая сюжетная линия. Но все дело именно в том, что здесь есть вторая линия, абсолютно параллельная деятельности органа, уполномоченного выдавать сертификат. Перед тем, как получить документ, производитель должен подвергнуть свой товар экспертизе. А ее на протяжении всех пяти лет проводят независимые экспертные организации, коих сейчас по стране порядка 40.

О сути проблемы мы побеседовали с Нуржаном Альтаевым, заместителем председателя правления НПП, в адрес которой и летят упреки.

- Нуржан Бауыржанович, насколько оправдана эта критика?

- Не мне и не Нацпалате судить об этом. Нам сейчас надо срочно решать проблемы, доставшиеся НПП вместе с получением функции оформления и выдачи сертификатов происхождения товаров. Это целый пласт проблем, который формировался годами, можно сказать, с момента появления самого "СТ-KZ".

- И в чем главная, на ваш взгляд, проблема?

- Мы проанализировали и выяснили, что сертификат отечественного производителя, по сути, может получить практически кто угодно. При нынешней процедуре подсчета доли местного содержания любой импортный товар может оказаться "казахстанским". В основе формулы - себестоимость товара, в которой превалируют заработная плата, накладные расходы и рентабельность. Допустим, вы купили товар за рубежом, привезли его в Казахстан и, например, просто упаковали его здесь, на территории Казахстана; у вас есть помещение, работники, вы платите им деньги - все, вы потенциальный получатель "СТ-KZ". Грубо говоря, можно просто походить вокруг товара и получить на него этот сертификат.

- Эта формула работает с 2009 года и ни разу не менялась?

- Да, именно так. И сейчас ситуация достигла апогея. Он совпал со временем передачи функций по выдаче "СТ-KZ" Нацпалате. То есть, основной удар пришелся на нас. В НПП сейчас поступает множество жалоб.

- Кто на кого жалуется?

- Добросовестные предприниматели на компании, вдруг ниоткуда появившиеся и начавшие побеждать на тендерах.

- А вдруг клевещут?

- Конечно, никто не отбрасывает этой версии. Мы и не уполномочены проверять подлинность актов экспертизы. Но вот свежий пример. В Восточном Казахстане один из постоянных поставщиков КТЖ - производитель вагонных замедлителей - подал заявление в полицию с тем, чтобы правоохранительные органы проверили одно из ТОО, имевшее "СТ-KZ" и якобы выпускавшее аналогичную продукцию. Когда следователи пришли по указанному ТОО адресу, они обнаружили пустое помещение. Выяснилось, что никакого производства у компании не имеется и не имелось. А в акте экспертизы было указано, что доля местного содержания - 35 процентов! В итоге ТОО само обратилось в Центр сертификации происхождения товаров (ЦСПТ), дочернюю компанию НПП, с просьбой отозвать у него сертификат. Сейчас он аннулирован.

- Как получилось так, что НПП выдала сертификат недобросовестной компании?

- А здесь уже начинаются особенности законодательства. По правилам определения страны происхождения товара и выдачи сертификата о происхождении товара, сертификат оформляется и выдается на основе акта экспертизы о происхождении товара. Его составляют специалисты экспертных организаций, которые выезжают на место производства и проводят экспертизу. А те, кто уже выдает сертификат, по правилам, никуда не выезжают и вообще не уполномочены проверять подлинность акта. Получается, нам принесли акт - мы в любом случае должны выдать документ. Если экспертная организация дает заключение о казахстанском содержании, ЦСПТ не может его оспорить. Тем временем в обществе складывается впечатление: раз НПП выдала, она и виновата.

- В начале беседы вы сказали о некорректной, на взгляд Нацпалаты, формуле. Из чего она, по-вашему, должна состоять?

- НПП предложила ряд серьезных изменений в правила, регламентирующие вопросы сертификации. Во-первых, необходимо в корне изменить формулу, по которой считается казахстанское содержание. Нужно, прежде всего, смотреть, из чего изготовлен товар: какое сырье, каков процент его обработки, какие материалы, комплектующие и так далее. Следует исключить из формулы сопутствующие затраты, налоги, рентабельность. Нацпалата подробно изложила свои предложения уполномоченному органу.

- Что еще в числе предлагаемых изменений?

- НПП поднимает перед уполномоченным органом вопрос о том, что не должно быть двухэтапной системы выдачи сертификатов. Нигде в мире такой практики нет: чтобы экспертизу проводили одни, а выдавали сертификат - другие. На наш взгляд, все должно быть в одних руках. Один орган должен быть ответственным за весь процесс. Этим должны заняться либо в Нацпалате, либо в частных экспертных организациях.

- С другой стороны, функция оформления и выдачи сертификата законом закреплена за Национальной палатой предпринимателей.

- Целесообразнее, конечно, сосредоточить этапы в Нацпалате. Иначе мы вынуждены отвечать за чужие ошибки.

- НПП оказалась в очень неудобном положении, выходит. Частные экспертные организации ведь являются членами палаты, и тут сама же палата, по сути, хочет лишить их работы. Да и вообще, главным посылом закрепления за "частниками" функции проведения экспертизы было развитие конкуренции. Не хотите ли вы сейчас ее ограничить?

- Нацпалата защищает права и отстаивает законные интересы добросовестных (подчеркиваю) предпринимателей. Мы должны определиться с конечной целью. Или мы стремимся к поддержке отечественных производителей, или мы ратуем за 38 компаний, часть которых, как видим, недобросовестная. На одной чаше весов - интересы тысяч казахстанских производителей, чьи права сейчас очень серьезно нарушаются, а на второй - 38 фирм, в которых зачастую работают по два человека. Для защиты отечественных товаропроизводителей необходимо принимать решение.

- То есть, фактически речь идет о трудоустройстве порядка 80 человек? Если функцию передадут "дочке" НПП, возьмете их на работу?

- Мы будем готовы принять экспертов-аудиторов. Но опять-таки, и в этой части Нацпалата намерена инициировать изменения. Предлагаемая нами модель сертификации предусматривает формирование экспертных комиссий при участии отраслевых ассоциаций. По ныне действующей системе, один специалист может проводить экспертизу как в сфере тяжелой металлургии и машиностроения, так и в легкой или пищевой промышленности. Нацпалата же предлагает создать экспертные комиссии, которые обследовали бы производства и осуществляли бы аудит. Тем не менее, НПП готова решить вопрос трудоустройства ныне работающих специалистов, в случае если функции экспертных организаций передадут Нацпалате.

- Может ли НПП гарантировать прозрачность экспертиз?

- Транспарентность процедур - наша главная цель и первый приоритет. Конечно, обещать 100-процентную идиллию невозможно, но, по крайней мере, мы будем нести за это ответственность. Будет с кого спросить. Сейчас докопаться до истины очень тяжело, потому что процедуры разрозненны. А когда они все будут соединены в одном органе, он и будет за все отвечать. Деятельность НПП находится под постоянным контролем самих предпринимателей, все решения принимаются съездом. Во всех регионах, вплоть до районных центров, работают палаты предпринимателей, и нам никуда не деться от неусыпного контроля бизнес-сообщества. На любом заседании отраслевого комитета или регионального совета предприниматели могут поставить перед НПП любые волнующие их вопросы. Надо отметить, что объединение этапов повлечет экономию денег и времени бизнесменов. Ровно вдвое. Или того больше.

- Наверняка при подготовке предложений НПП изучила международный опыт. Ранее вы упомянули, что нигде в мире нет такой модели сертификации. Расскажите, пожалуйста, подробнее.

- Конечно, мы рассмотрели зарубежный опыт, в частности, Турции. Там сертификаты выдают не на определенный товар, как у нас, а на производство в целом. В Казахстане действует следующий принцип. Допустим, вы производите мобильные телефоны. Специалист проводит экспертизу одного из них, то есть, делает заключение на основе исследования лишь одного экземпляра и выдает сертификат. А тендер вы выигрываете на поставку, к примеру, 10 тысяч телефонов, и не факт, простите, что остальные 9 999 аппаратов - такие же, как тот, что был изучен экспертом. А сертификат будет действовать на все телефоны. И потом, вы получаете сертификат, по сути, на каждую партию товара. То есть, каждый раз, когда ваше предприятие выпускает новую партию, вы получаете новый сертификат. Это неудобно. В Турции же вам выдали бы сертификат на производство: дескать, да, эта компания может произвести на этом оборудовании мобильные телефоны с, допустим, 50-процентным местным содержанием.

Нацпалата хочет предложить аналогичный алгоритм - чтобы предприниматель единожды получал сертификат "СТ-KZ", а оформление нового документа было бы необходимо в случае изменения технологий, оборудования и тому подобного, влекущего преобразование доли местного содержания. Сейчас мы обсуждаем все нюансы с бизнесом, отраслевыми ассоциациями. Они согласны с тем, что нужно объединять процедуры по принципу "одного окна" и менять правила подсчета доли казахстанского содержания, выступают с собственными предложениями, в том числе по предполагаемым экспертным комиссиям. НПП впоследствии обязательно проведет дискуссионные встречи с госорганами. Как придем к единому мнению, выйдем с предложениями к уполномоченному органу. В странах-партнерах по Таможенному союзу, кстати, сертификат происхождения товара выдают торгово-промышленные палаты. Что российская, что белорусская ТПП уполномочена как проводить экспертизу, так и непосредственно оформлять и выдавать сам документ.

- То есть, предложения по реформированию системы сертификации еще на стадии разработки. Но, так сказать, с экстренными мерами вы уже выступили?

- НПП выступила с предложениями о пересмотре формулы расчета ДМС и объединении всех этапов в одном уполномоченном органе. Перед этим мы провели ряд встреч и "круглых столов", по итогам которых и изложили консолидированное мнение предпринимательского сообщества уполномоченному органу. Нацпалата сейчас ожидает его решения.

- И все-таки. Уже почти полгода НПП выдает сертификаты отечественного производителя и только сейчас забила тревогу - почему?

- Резко увеличилось количество обращений от предпринимателей. Сначала была одна жалоба. Нацпалата подала соответствующие документы в правоохранительные органы, была выявлена подделка документов - и мы начали процедуры по отзыву сертификата. Параллельно НПП обратилась в национальные компании, заключившие договоры с этой недобросовестной фирмой, и они расторгли все контракты, причем многомиллиардные. После этого случая к нам хлынул поток обращений от отечественных производителей.

- Значит, задам вопрос с другой стороны. Почему именно сейчас забеспокоились предприятия? Сертификат был введен аж в 2009 году...

- Потому что сейчас заключаются долгосрочные контракты между национальными компаниями и отечественными товаропроизводителями. Сертификат "CT-KZ" будет действовать, может, еще год, потом его не будет. Сейчас у отечественных товаропроизводителей, которые имеют этот сертификат, есть большие шансы на длинные контракты с нацкомпаниями. Такая вот замечательная мера поддержки отечественного производителя. Этим и объясняется, пожалуй, активизация компаний-"фальшивок". Да и открыть экспертную организацию совсем несложно. К сожалению, встречаются случаи, когда недобросовестные специалисты выдают таким же не чистым на руку предпринимателям сомнительные акты экспертизы. За определенную мзду.

- Если по-честному, неужели в Казахстане так развито отечественное производство? Что, наши предприниматели готовы к кристально чистым процедурам и не боятся достоверных экспертиз?

- Бизнес сейчас все больше убеждается в том, что прозрачность схем необходима. Любая страна, которая смотрит далеко в будущее, понимает, что должна поддерживать отечественного товаропроизводителя, потому что это и рабочие места, и налоги, и так далее. Если сейчас начнется реальная оценка казахстанского содержания посредством новой модели сертификации, его доля резко упадет, так как многие компании получают сертификаты "СТ-KZ" на основании сомнительных экспертиз. Но бизнес, именно отечественные товаропроизводители, понимает, что нужно сделать это рано или поздно.

- Многолетняя история, похоже, близка к развязке. Благодарим за интервью и желаем успеха.

- Мы очень на это надеемся. Спасибо вам.

Источник: tengrinews.kz


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры