Рахим Ошакбаев: Главный результат интеграции отечественного бизнеса в ЕАЭС еще впереди
В середине января заместитель председателя правления Национальной палаты предпринимателей Казахстана Рахим Ошакбаев заявил, что евразийская экономическая интеграция находится на первом месте в повестке дня казахстанского бизнеса. Корреспондент ЕКЦ расспросил господина Ошакбаева о деятельности палаты, о проблемах местного бизнеса и ожиданиях от работы ЕАЭС.
Расскажите о деятельности Национальной палаты предпринимателей Казахстана.
Национальная палата предпринимателей (НПП) создана 9 сентября 2013 года. Региональная сеть насчитывает 16 региональных палат, 163 районных филиала. При президиуме создано 16 отраслевых комитетов, в которых аккредитовано 116 отраслевых ассоциаций.
Основу деятельности организации составляют четыре важнейших для предпринимателей направления: совершенствование бизнес-среды, анализ эффективности мер государственной поддержки, развитие человеческого капитала, обеспечение доступа бизнеса к финансовым ресурсам.
Важнейшими задачами Национальной палаты, к исполнению которых мы приступили с момента создания, являются защита законных прав и интересов отечественного бизнеса, а также участие в разработке проектов нормативных актов, касающихся предпринимателей. За год работы мы провели экспертизу около 4 тыс. нормативных правовых актов и рассмотрели свыше 3,5 тыс. жалоб предпринимателей.
Количество поступивших в НПП телефонных звонков за период деятельности составило 16 584, а с начала этого года количество звонков увеличилось в 1,5 раза. Мы провели общественный мониторинг оценки качества оказания государственных услуг, который выявил, что 35,4% от общего числа опрошенных предпринимателей не удовлетворены качеством оказываемых государственных услуг.
Чем в основном недовольны казахстанские предприниматели?
На основе поступивших обращений предпринимателей мы сформировали реестр проблемных вопросов. На сегодняшний день там содержится 378 проблемных вопросов: 65 из них пока у нас на рассмотрении, 122 рассматриваются в госорганах, 100 одобрены госорганами, а 26 отклонены госорганами, еще 65 исполнено. Мы также провели ревизию нормативных правовых актов в сфере бизнеса на предмет выявления и отмены норм, препятствующих развитию бизнеса. По итогу проделанной работы количество разрешений в этой сфере сократилось на 54 единицы, а также НПП было предложено свыше 430 поправок в законы и подзаконные акты.
Региональные отделения палаты анализируют экономическую ситуацию в регионах, мы со временем подготовим карты экономического развития районов. Они будут сформированы с учетом природно-климатических условий, баланса производства и потребления, анализа существующей инфраструктуры и деловой активности населения. По итогам анализа будут выявлены перспективные кластерные проекты, имеющие в первую очередь сформированный стабильный спрос на продукцию внутри региона и вовне.
Участвовала ли палата в подготовке договора о ЕАЭС?
В рамках работы над договором о ЕАЭС палатой внесено свыше 120 замечаний и предложений, учитывающих интересы казахстанского бизнес-сообщества по таким направлениям, как транспорт, промышленность, техническое регулирование, электроэнергетика, институциональная среда и торговля услугами. В итоге большинство предложений бизнеса стало официальной позицией казахстанской переговорной группы и вошло в итоговую редакцию проекта договора.
Как построено сотрудничество палаты с государством?
НПП принимала участие в подготовке плана мероприятий по реализации первоочередных мер поддержки бизнеса, который был утвержден правительством. Представители палаты входят в комиссиию по контролю за освоением средств, выделенных из Национального фонда. Мы можем уверенно сказать, что все 100 млрд тенге, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса, освоены.
Мы также принимали активное участие в разработке и реализации программы «Агробизнес-2020». Эта государственная помощь оказалась очень своевременной и востребованной. Бизнес и банки вносили в НПП предложения по продолжению данных направлений государственной поддержки.
Вместе с этим процедурные моменты предоставления финансовой поддержки по большинству программ вызывают нарекания у предпринимателей. Мы выявили следующие проблемы: доходы от полученной государственной поддержки (например, по линии субсидирования) включаются в налоговую базу; срок рассмотрения оператором одной заявки растягивается до двух лет, за это время все показатели проекта устаревают, предварительные контракты на поставку продукции сгорают; для получения поддержки необходимо пройти несколько инстанций, на каждой требуют свой пакет документов; бывает так, что субсидирование «опаздывает» на месяц, а иногда и на шесть месяцев, и тогда бизнесменам приходится самостоятельно изыскивать средства для погашения субсидируемой части кредитной процентной ставки; в рамках мониторинга эффективности программ предприятия предоставляют бесконечную отчетность оператору, банку, акимату и так далее; предприятия посещают разного рода комиссии, которые «оценивают вклад в развитие экономики» и прочее.
В результате благородная миссия государственной поддержки вязнет в бюрократии и коррупции. Мы договорились с властями, что коррективы в соответствующие государственные программы будем вносить, а опросы предпринимателей сделаем постоянной практикой.
Какова позиция НПП по вопросу создания зон свободной торговли (ЗСТ) между ЕАЭС и другими странами?
Мы активно принимаем участие в проведении анализа целесообразности создания ЗСТ. Сейчас в рамках ЕАЭС разрабатываются новые соглашения о свободной торговле с такими странами, как Новая Зеландия, государства — члены Европейской ассоциации свободной торговли (Норвегия, Швейцария, Исландия, Лихтенштейн). В активной фазе находятся переговоры с Вьетнамом. Также работают исследовательские группы по изучению целесообразности заключения соглашений о свободной торговле с Израилем, Индией, Египтом.
По каждому из направлений в рамках создания зон свободной торговли НПП РК проводится анализ импортного/экспортного потенциала, который отрабатывается с государственными органами и ЕЭК.
Ваш прогноз относительно перспектив создания ЕАЭС.
Евразийская экономическая интеграция проходит в непростых условиях. Ситуация в мировой экономике остается неопределенной, санкции сказываются на экономике Российской Федерации и косвенно влияют на Казахстан. В 2014 году наблюдалось сокращение товарооборота в рамках Таможенного союза. За январь — октябрь 2014 года товарооборот Казахстана со странами ТС составил 16,3 млрд долларов и сократился на 19,3%, в том числе экспорт снизился на 12,1%, импорт — на 21,7%. Негативное влияние на взаимную торговлю РК со странами ТС оказывают нестабильные внешние условия: падение цен на сырье, санкции, ослабление курса рубля и так далее.
В целом же с 2010 года товарооборот со странами ТС вырос на 30,2%. Существенно улучшилась структура экспорта. Вырос экспорт продовольственных товаров, машин и оборудования, текстиля и текстильных изделий.
Если прогнозировать потенциальный эффект от создания Евразийского экономического союза, то он оценивается ЕЭК в 436,9 млрд долларов, или 197 млрд долларов в ценах 2012 года, или 3,5% дополнительного прироста ВВП к 2030 году. К этому времени потенциальный прирост объемов ненефтегазового экспорта может достичь более чем 26,7% для Республики Казахстан. Дополнительный приток прямых иностранных инвестиций из третьих стран в Республику Казахстан может составить 40 млрд долларов.
Уверены, что главный результат интеграции отечественного бизнеса еще впереди. И он может быть получен только за счет обеспечения взаимного доступа на рынки. По нашим данным, на сегодняшний день в рамках ЕАЭС сохраняется 10 системных барьеров для казахстанских предпринимателей.
Источник: eurasiancenter.ru
Оставьте комментарий:
Комментарии: