astana-view

НПП: эффективность в действии

17 Апреля 2015
1896 просмотров

Полтора года назад, когда правительство РК и союз "Атамекен" приняли решение о создании Национальной палаты предпринимателей (НПП), идея эта была воспринята неоднозначно. В огород ее авторов посыпались обвинения в том, что бизнес вряд ли многое выиграет от создания еще одного "монстра" под государственной крышей, зато разделит многочисленные экономические риски, у истоков которых нередко стоят государственные менеджеры. Сегодня, впрочем, очевидно, что практически все опасения подобного рода были беспочвенными. Создание такой структуры оказалось не только оправданным шагом, но и жизненно необходимым для отечественного предпринимательства.

Наибольшую эффективность по итогам прошлого года НПП продемонстрировала в двух направлениях - защита бизнеса и снижение административных барьеров. Если говорить предметно, то, естественно, придется опираться на цифры. А они таковы. В течение 2014-го в различные структуры палаты поступило свыше пяти тысяч обращений от предпринимателей. Все они были рассмотрены, и по каждому третьему из них удалось добиться положительного решения. Предпринимателям было возвращено конфискованного имущества на сумму, превышающую 12 миллиардов тенге. Столь высокой эффективности работы в этом направлении способствовали несколько факторов. Во-первых, при НПП созданы онлайн-сервисы по приему жалоб и обращений от субъектов бизнеса. Во-вторых, действуют контакт-служба и единый телефонный номер по всей республике, что повышает оперативность реагирования и принятия решений, а также позволяет держать руку на пульсе и контролировать нарушение прав бизнесменов по всем фронтам. 

Что касается второго направления, то в течение прошлого года НПП провела ревизию почти пяти тысяч нормативных и законодательных актов, разработала и предложила 630 поправок в действующее законодательство, и 450 из них получили одобрение. Только в принятый в декабре минувшего года Закон "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по кардинальному улучшению условий для ведения предпринимательской деятельности" вошли 152 поправки, предложенные палатой. Они позволили решить ряд системных проблем. В частности, отменить плату и необходимость получения разрешения на эмиссии в окружающую среду для крестьянских и фермерских хозяйств, работающих по специальному налоговому режиму. Цена вопроса для предпринимателей - 12,4 миллиарда тенге. Именно на такую величину сократились расходы крестьянских и фермерских хозяйств. Или вот другой пример. Отныне при изменении целевого назначения земельного участка в коммерческих целях не требуется получение решения местных исполнительных органов - это тоже позволяет существенно сократить расходы предпринимателей. Речь идет о сумме, превышающей 150 миллионов тенге, которые бизнес ежегодно тратил на эти цели. Кроме того, благодаря внесенным поправкам отменена обязанность иметь печать, что позволяет предпринимателям экономить порядка 756 миллионов тенге в год; упорядочена процедура получения земельного участка для строительства в населенном пункте, что снижает оперативные расходы предпринимателей в среднем на 4 миллиарда тенге; решена проблема обязательности нотариального удостоверения учредительного договора для ТОО, являющихся субъектами малого или среднего предпринимательства, что позволяет экономить порядка 376 миллионов тенге в год. И это лишь небольшой перечень достижений НПП при принятии только одного законодательного акта. А действует она по многим фронтам, и, как показывает практика, не менее эффективно. Приведем еще несколько примеров.

В течение прошлого года усилиями палаты в ряде регионов была отменена стопроцентная предоплата за электроэнергию для предпринимателей, что позволило бизнесу направить эти немалые суммы на пополнение оборотных средств. Решена проблема владельцев магазинов бытовой и компьютерной техники, таких, как "Мечта", "Технодом", "Alser", "LogyCom", у которых финансовая полиция изъяла документы по реализации устройств, поддерживающих передачу данных по каналам WiFi. В результате действий финпола могла быть парализована деятельность предпринимателей, оборот которых в 2013 году составил свыше 180 миллиардов тенге. Решен вопрос об отмене восьми статформ, внесении изменений в 151 статформу и переводе еще одной с ежемесячной на ежеквартальную основу. Эффект очевиден - издержки бизнеса сокращены не менее чем на 2 миллиарда тенге в год. Также НПП внесла предложения в законопроект "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам регулирования торговой деятельности" в части устранения запрета на розничную реализацию пива в пластиковую тару. Решение позволит сохранить порядка пяти тысяч торговых точек и не менее 20 тысяч рабочих мест. И это опять же далеко не все меры, принятые палатой. Чтобы их просто перечислить, не хватит газетной полосы. Но более интересно наблюдать за, так сказать, "точечной" работой НПП в конкретных случаях.

Примечательным является ее участие в решении вопроса, касающегося заключения долгосрочных договоров отечественных производителей лекарственных средств с СК "Фармация". Это позволяет фармпредприятиям не только сохранить уже привлеченные прямые инвестиции в размере 300 миллионов долларов, но и способствует ускорению процесса внедрения надлежащих производственных практик (GMP), а также повышению качества выпускаемой продукции. Нередко НПП становится для бизнеса своего рода ангелом-хранителем, способным не только обивать государственные пороги, но и пробивать бюрократические стены. В частности, имеется в виду ее вмешательство в ситуацию с АО "СНПС-Актобемунайгаз". В результате судебного разбирательства отменено решение областного департамента экологии в части взыскания экономического ущерба на сумму, превышающую 1,7 миллиарда тенге, по спорным вопросам, связанным со сверхнормативным сжиганием попутного газа. Или другой пример - с ТОО "Батыс-мунай".

Также в результате судебных разбирательств, после вмешательства региональной палаты предпринимателей отменено уведомление об оплате доначисленных налоговых сумм и пени из-за отсутствия товарно-транспортных накладных установленного образца и путевых листов на сумму почти 743 миллиона тенге.

Особой строкой в деятельности НПП проходит сервисная поддержка бизнеса, так как она является оператором предоставления нефинансовой поддержки предпринимателям. В прошлом году палата подготовила справочник "100 проектов для малого бизнеса", который приобрел большую популярность среди начинающих предпринимателей. В результате сегодня в регионах реализуется более 300 проектов по данному справочнику. Кроме того, на базе региональных палат и их филиалов создаются постоянно действующие центры обслуживания предпринимателей и центры поддержки предпринимателей, которые будут оказывать полный комплекс услуг по принципу "одного окна", начиная с получения всех видов разрешительной документации и заканчивая консалтингом по широкому спектру вопросов. Не менее важно и то, что при этих центрах создаются школы предпринимательства, дающие начинающим бизнесменам не обобщенные знания, а те, которые позволяют раскрыть секреты успеха по конкретным проектам в их привязке к конкретному региону.

Не менее важна и такая составляющая деятельности НПП, как мониторинг государственных услуг, оказываемых бизнесу. Хотя государство постоянно осуществляет конкретные шаги, направленные на повышение их качества, и вопрос этот находится под постоянным контролем самого главы государства, практика рисует далеко не идиллическую картину. Как комментируют ситуацию в НПП, по итогам общественного мониторинга 30 государственных услуг для предпринимателей, проведенного в январе-феврале прошлого года, наказано 74 должностных лица и внесены изменения в 19 стандартов госуслуг. Еще 40 государственных услуг для бизнеса прошли общественный мониторинг в ноябре-декабре 2014-го. Предварительный анализ показал, что уровень неудовлетворенности услугами, оказываемыми госорганами, превысил двадцать процентов. Фактически каждая пятая услуга оказывается с нарушениями законодательства, констатируют в НПП.

По итогам работы палаты за прошлый год с уверенностью можно констатировать, что эта структура стала реальным посредником между бизнесом и государством, причем посредником нужным, работающим оперативно, без лишних проволочек и нацеленным на конкретный результат. Несмотря на обилие целей и задач, которые ставит перед собой НПП, на ее внешнюю громоздкость (как-никак 16 региональных и 179 районных палат), она продолжает оставаться живым механизмом, существование которого выгодно не только бизнесу, но и государству, так как именно НПП сегодня придает новые импульсы многим стартовавшим, но так и не получившим развитие государственным инициативам. В частности, мы имеем в виду работу, проводимую НПП по подготовке кадров и формированию социально ориентированного бизнеса.

Совместно с Министерством образования палата реализует уникальный проект - дорожную карту по внедрению дуального обучения, которая предусматривает подготовку кадров по потребностям предприятий. Проект охватывает 11 приоритетных отраслей по регионам, в нем участвуют 206 колледжей, готовящих выпускников по 83 специальностям. В течение 2014-2016 гг. по заказу 611 предприятий планируется подготовить более десяти тысяч специалистов.

Уникальность этого проекта состоит в том, что он затрагивает все этапы процесса насыщения экономики конкретными специалистами. Совместно с отраслевыми ассоциациями палата уже разработала поправки в 16 нормативно-правовых актов, которые создают административные барьеры для развития дуальной системы обучения. После внесения поправок учебный процесс приобретет необходимую гибкость, а организации образования получат право разрабатывать учебные планы непосредственно по заказу работодателей. Кстати, активность последних в этом проекте также высока. По информации НПП, совместно с крупными системообразующими предприятиями и профильными ассоциациями ведется работа по открытию учебных центров. На текущий момент таких учебных центров уже 13. Плюс шесть студенческих бизнес-инкубаторов в регионах. И это еще не все. В средних школах и колледжах шести регионов открыты профориентационные кабинеты, а для учащихся старших классов разработаны программы дополнительного курса "Основы предпринимательства". С десятью предприятиями подписаны договора и взяты под шефство (доверительное управление) 11 колледжей. Данный успешный опыт, как обещают в НПП, будет транслирован на другие предприятия и учреждения профтехобразования.

Что касается социальной ответственности бизнеса, то НПП разработала соответствующую концепцию, которая делает ставку не на пафосные призывы к патриотизму и чувству национальной гордости, а на экономическую мотивацию бизнеса. Сейчас палата работает над формированием единого подхода к продвижению социальной ответственности на всех уровнях - государство, бизнес и общество. По крайней мере, на одном из направлений своей деятельности ей удалось добиться такого триединства. В конце прошлого года при НПП был создан антикризисный штаб, задача которого заключается в оперативном реагировании на сигналы бизнеса о проблемах в условиях текущей экономической ситуации. Это и торговые ограничения в отношениях с Россией, и организация закупок, и местное содержание, и доступность тенговых кредитов. "Мы ежедневно в ручном режиме отслеживаем ситуацию с крупными и средними предприятиями, просчитываем предлагаемые ими меры, в режиме онлайн с правительством и государственными органами вырабатываем антикризисные меры", - комментируют работу штаба в НПП и добавляют, что строится она вокруг разработанного правительством и НПП плана мероприятий по мерам поддержки промышленных предприятий на 2015 год. Совместно с Министерством по инвестициям и развитию палата регулярно не только отслеживает этапы реализации этого плана, но и вносит соответствующие текущему моменту коррективы. Дополнения коснулись мер государственной поддержки в таких отраслях, как агропромышленный комплекс, машиностроение, пищевая, химическая, строительная, легкая, горнодобывающая, нефтегазовая, деревообрабатывающая отрасли. Что касается непосредственно самих мер, то речь идет о защите внутреннего рынка в части регулирования ввоза товаров из РФ, увеличении субсидирования субъектов АПК, продвижении бренда "Сделано в Казахстане", разработке единого каталога отечественных строительных товаров и материалов, субсидировании ставок по автокредитам, применении льготных цен на услуги естественных монополий и другие.

Источник: сamonitor.com


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры