astana-view

Не ко двору пришлись инновации

20 Апреля 2015
1853 просмотров

Национальная Палата предпринимателей «Атамекен» оказалась единственной организацией, поддержавшей инновационный проект, направленный на борьбу с «историческими» загрязнениями окружающей среды. Примечательно, что инициатор проекта не нашел понимания даже в том ведомстве, которое по долгу службы должно заниматься подобными проблемами…

Обычная изношенная автопокрышка стала пожизненным тяжким крестом для директора ТОО «Kazakhstan Rubber Recycling» Ермека Абдиева. Несколько лет назад, он принял предприятие, находившееся на грани банкротства, и ценою неимоверных усилий, вывел его на уровень лидеров нарождающейся отрасли по переработке автомобильных шин.

Наша справка: ТОО «Kazakhstan Rubber Recycling» открылось в июле 2009 года. В торжественной церемонии запуска завода принял участие аким Астаны. Банк развития Казахстана выделил 6,8 миллиона долларов на закупку оборудования в Германии и обучение персонала. Предполагалось, что предприятие будет ежегодно перерабатывать 16 тысяч тонн изношенных покрышек (примерно 3 миллиона единиц), с последующим выпуском 11 тысяч тонн различной продукции, востребованной рынком (резиновая крошка, металл, текстильное волокно и проч.). В 2013 году мощности предприятия по переработке были доведены до 32 тыс. тонн.

Собственно говоря, такие заводы давно и успешно работают в странах Западной Европы, в Китае, Корее, Сингапуре, Японии. Их инновационная составляющая в том, что исходным сырьем служат отработавшие свое шины. Во всех странах мира они отнесены к «опасным твердым отходам», и

поэтому деятельность предприятий по их переработке всячески поощряется со стороны государства.

В Казахстане на законодательном уровне запрещено хранение использованных шин. Тем более, под запретом их сжигание. Подсчитано, что из тонны горящих шин в атмосферу выделяется около 270 килограммов сажи и 450 килограммов токсичных газов.

Запрещено складирование шин на полигонах: эксперты утверждают, что для полного разложения одной покрышки требуется не менее трехсот лет, и в течение всего этого срока в атмосферу выделяются вредные вещества. И потому переработке шин нет альтернативы.

Казалось бы, с сырьем проблем нет. В нашей республике ежегодно вырабатывается около 300 тыс. тонн изношенных покрышек. Но проблема в том, что их владельцы стали всячески саботировать новое предприятие. По их мнению, утилизация слишком дорого для них обходится. Нет, дело не в том, что руководство завода пытается взымать с них плату, - шины на переработку берут бесплатно, хотя по закону владелец опасных отходов должен нести расходы по их утилизации, - обладатели покрышек экономят на транспортных расходах. Дескать, везти их в Астану затратно и муторно. Нашлись и такие, которые требовали от предприятия оплаты за шины, как за ценное сырье…

Между тем, любое повышение цен на исходное сырье довольно чувствительно ударяет по стоимости конечной продукции. Из тонны изношенных шин выходит 650 килограммов резиновой крошки, 140 килограммов металла и 210 кило текстильного корда. Однако реальное применение пока находит только резиновая крошка. Она, как правило, идет на травмобезопасные покрытия детских и спортивных площадок.

Подсчитано, что даже незначительное повышение расходов завода – будь то транспорт или сбор сырья, тут же повлечет рост цен на крошку. Так и произошло. В итоге продукция завода стала неконкурентоспособной, а

предприятиям-партнерам завода, изготавливающим спортивные покрытия, стало проще и дешевле завозить ее из-за рубежа. Из-за недозагрузки завод встал, квалифицированные рабочие были отправлены в бессрочные отпуска. А потом Банк развития Казахстана потребовал возврата кредита, и перед заводом замаячила реальная перспектива банкротства.

В тот момент Нацпалата оказалась единственной инстанцией (не считая Всевышнего) способной повлиять на ход событий.

Специалисты «Атамекен» добились невозможного: фактически остановленное предприятие было включено в перечень компаний, на которые распространяются процедуры оздоровления по условиям программы «Дорожная карта бизнеса-2020». Руководитель Палаты лично ходатайствовал об этом перед Правительством.

После долгих переговоров, проходивших, опять-таки, при активном содействии и поддержке Национальной палаты предпринимателей РК, кредиторы и руководство ТОО «Kazakhstan Rubber Recycling», наконец, подписали мировое соглашение о реструктуризации долга и возобновлении производства.

Здесь бы и порадоваться за компанию. Увы, хэппи-энд еще не близок… Главная проблема, - обеспечение регулярных поставок отработанных автопокрышек, - так и не решена. Владельцы отходов предпочитают шины сжигать или закапывать, но не отдавать в переработку.

«Мы снова и снова обращались к уполномоченному органу – столичному управлению природных ресурсов. В ответ – отписки! Нам объясняют, что до разработки и утверждения Правил благоустройства Астаны невозможно призвать владельцев отходов к ответственности и побудить их к исполнению Закона», – рассказывает Ермек Абдиев.

Между тем, закон целиком на стороне предпринимателя. На недавнем заседании Совета по защите прав предпринимателей при региональной Палате Астаны заместитель директора по правовым вопросам столичной палаты Бауыржан Бейсенов дал исчерпывающую юридическую справку.

Согласно п. 1 ст. 288 Экологического кодекса РК физические и юридические лица, в процессе хозяйственной деятельности которых образуются отходы, обязаны предусмотреть меры безопасного обращения с ними, соблюдать экологические и санитарно-эпидемиологические требования и выполнять мероприятия по их утилизации, обезвреживанию и безопасному удалению. Иными словами все изношенные шины подлежат обязательной утилизации – и точка!

- На практике изношенные покрышки чаще всего вывозятся на полигоны для захоронения или сжигания, - рассказал Бауыржан Бейсенов. - Либо организовываются закупки по их утилизации, и победителями закупок, не имеющими специализированного оборудования, производится все та же процедура сжигания. В обоих случаях это противоречит экологическому законодательству, в котором прямо предусмотрен запрет на захоронение целых использованных шин на полигонах.

Вопрос, кто должен контролировать исполнение Закона? Председатель Совета по защите прав предпринимателей Ирак Елекеев при региональной Палате Астаны считает, что на это есть однозначный ответ.

- Контроль над соблюдением экологических требований при обращении с коммунальными отходами обеспечивают местные исполнительные органы - уполномоченный орган в области охраны окружающей среды и государственный орган санитарно-эпидемиологической службы, - указал Ирак Елекеев.

7 апреля на встрече столичных бизнесменов с руководством Национальной Палаты предпринимателей РК «Атамекен» Ермек Абдиев вновь обратился со своей нерешаемой никем проблемой. Он пояснил, что в Казахстане ежегодно образуется свыше 300 000 тонн отработавших свое автомобильных покрышек, в то время как ТОО «Kazakhstan Rubber Recycling», перерабатывает, максимум, 32 000 тонн в год. Капля в море! Но как побудить владельцев отходов к цивилизованному отношению к природе и уважению к Закону?

- Я акцентировал внимание на том, что отрасль по переработке отработанных шин у нас только-только зарождается, и что мы можем убить ее безразличным отношением бюрократов, - считает Ермек Абдиев. – Поймите правильно, я не лоббирую интересы своего предприятия. В Казахстане есть еще пять компаний, выполняющих аналогичную работу. Проблема в том, что игнорируются нормы отечественного и международного законодательства.

- Складывается впечатление, что единственной организацией, пытающейся помочь нам преодолеть барьер бюрократической инерции, является только Национальная палата предпринимателей «Атамекен», - размышляет вслух Ермек Абдиев.

Источник: Капитал


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры