astana-view

Состоялось совещание по вопросам антимонопольного регулирования на трансграничных рынках ЕАЭС

20 Мая 2015
12139 просмотров

20 мая 2015 года на площадке Национальной палаты предпринимателей «Атамекен» (далее - НПП) состоялось совещание по вопросам антимонопольного регулирования на трансграничных рынках Евразийского экономического союза. Участие  приняли Член Коллегии (Министр) по конкуренции и антимонопольному регулированию Евразийской экономической комиссии (далее - ЕЭК) Нурлан Алдабергенов, Председатель Правления НПП Аблай Мырзахметов, а также представители бизнес-ассоциаций Казахстана, Региональных палат предпринимателей, а государственных органов.

С 1 января 2015 года, со вступлением в силу Договора о Евразийском экономическом союзе, создан наднациональный антимонопольный орган, в лице ЕЭК, с полномочиями по контролю за соблюдением общих правил конкуренции на трансграничных рынках, проведению расследований и применению иных мер антимонопольного реагирования, в том числе наложению штрафов на нарушителей. Также в городе Минске начал работу Суд ЕАЭС, уполномоченный рассматривать споры, возникающие по вопросам реализации Договора и решений органов ЕАЭС.

Принята вся необходимая нормативная база для осуществления ЕЭК контроля за соблюдением общих правил конкуренции на трансграничных рынках, а также 12 мая 2015 года вступило в силу Соглашение о порядке защиты конфиденциальной информации и ответственности за ее разглашение при осуществлении ЕЭК полномочий по контролю за соблюдением единых правил конкуренции.

На совещании разъяснены вопросы разграничения полномочий по пресечению нарушений правил конкуренции между Комиссией и национальными антимонопольными органами государств-членов ЕАЭС, а также процедуры рассмотрения заявлений, проведения расследований и рассмотрения дел о недобросовестной конкуренции, об антиконкурентных соглашениях (картелях) и о злоупотреблении доминирующим положением на трансграничных рынках ЕАЭС.

Вместе с тем, участники совещания обсудили текущее состояние конкуренции и проблемные вопросы на трансграничных рынках ЕАЭС.

Около 20 миллионов человек проживает в приграничных регионах Казахстана и России, которые часто сталкиваются с проблемой дороговизны услуг сотовой связи в роуминге. Казахстанский абонент дома платит 7 тенге за 1 минуту разговора по мобильному телефону, но после пересечения границы России он вынужден платить за эту услугу в 20 раз дороже - 150 тенге. Такая же ситуация у белорусских и российских абонентов.

По результатам научно-исследовательской работы, проведенной ЕЭК, потребители трех стран от снижения тарифов в роуминге до уровня тарифов международного звонка могут сэкономить до 5,5 млрд. тенге, в том числе казахстанские абоненты - до 2,2 млрд. тенге. Экспертные оценки свидетельствуют, что увеличение доходов операторов мобильной связи за счет роста трафика от снижения тарифов в роуминге может составить порядка 79 млрд. тенге, в том числе для операторов Казахстана - порядка 24 млрд. тенге.

По опыту Евросоюза, снизившего с 2007 года тарифы в роуминге в 10 раз, в ЕАЭС необходимо начать снижать и обнулить услуги связи в роуминге до уровня международных звонков.

Стоимость перелета у конкурирующих авиакомпаний «Эйр Астана» и «Трансаэро» по маршруту Москва-Астана составляет 50-60 тыс. тенге, а на сопоставимом маршруте Москва-Караганды, где «Трансаэро» конкурирует с авиакомпанией «Аэрофлот», авиаперелет стоит 22-25 тыс. тенге. Потребители не могут понять причины такой разницы в тарифах.

 «ЕЭК на постоянной основе анализирует авиа и железнодорожные тарифы, тарифы на мобильную связь в роуминге внутри ЕАЭС. Если Комиссия усмотрит, что авиаперевозчики или операторы мобильной связи устанавливают монопольно высокие цены на трансграничных рынках ЕАЭС, то наднациональный антимонопольный орган начнет расследование по фактам нарушений правил конкуренции и примет обязательное для исполнения решение о прекращение нарушения, устранении его последствий и наложит штраф. В международной практике Европейская комиссия регулярно накладывает многомиллионные штрафы за нарушение антимонопольного законодательства на крупные транснациональные компании», - сообщил Нурлан Алдабергенов.

ЕЭК, например, за нарушение общих правил конкуренции на трансграничных рынках налагает на юридических лиц следующие штрафы: до 3,7 млн. тенге за недобросовестную конкуренцию, за непредставление либо несвоевременное представление в ЕЭК по ее требованию  сведений (информации) или за предоставление   заведомо недостоверных сведений (информации); до 15% суммы выручки от реализации товара, на рынке которого совершено правонарушение, за соглашение хозяйствующих субъектов (субъектов рынка) ограничивающих конкуренцию, за злоупотребление хозяйствующими субъектами доминирующим положением на трансграничных рынках государств-членов; до 17,1 млн. тенге за координацию экономической деятельности. Кроме того, за данные нарушения предусмотрены также штрафы на должностных лиц от 37 тыс. тенге до 555 тыс. тенге.

На рынке синтетических моющих средств собственное производство Казахстана удовлетворяет около 6 % потребности в стиральных порошках, а 70 % поставляется из России, и оставшаяся часть поставляется из других стран. При таких обстоятельствах существует вероятность картельных соглашений по установлению и поддержанию высоких цен, разделу рынка по территориальному принципу и других антимонопольных нарушений на трансграничном рынке ЕЭАС. К примеру, в Европейском союзе в 2002-2005 годах имел место ценовой сговор крупнейших производителей стиральных порошков Procter & Gamble (P&G), Unilever и Henkel, который был прекращен усилиями Европейской комиссии с наложением штрафа более 300 млн. евро.

Так же, участники совещания отметили разницу в ценах на импортируемые товары у официальных дилеров и независимых поставщиков.

Так, например, топливный фильтр на популярный в Казахстане автомобиль марки Тойота «Камри 40» в Алматы у официального дилера стоит 22 тыс. тенге, а у независимого поставщика - 12 тыс. тенге.

Двигатель С-27 10R7244 на спецтехнику марки «Катерпиллар» в России стоит на 55 тыс. долларов США дешевле, чем в Казахстане, но казахстанские предприятия горнорудной промышленности не имеют возможности напрямую купить двигатель у российского дилера с сервисным обслуживанием в Казахстане. Аналогичная ситуация и с комбайнами John Deer «W540», которые в Казахстане стоят до 20 тысяч евро дороже чем в России, и до 35 тысяч евро дороже чем в Германии.

В 2 и более раза могут отличаться цены на отдельные лекарственные препараты в Казахстане по сравнению с Францией, Канадой, Великобританией, Испанией и другими странами мира. Так, например, препарат для лечения остеопороза «Фосаванс» в Казахстане стоит 65 долларов США, а в Великобритании 32 доллара США.

Столь значительная разница не может быть объяснена исключительно транспортными и другими необходимыми затратами.

По мнению представителей ЕЭК: «Политика сегментирования рынков и ограничения конкуренции между дистрибьюторами (дилерами) со стороны крупных зарубежных правообладателей делает выгодным для Казахстана возвращение к международному принципу исчерпания прав на товарные знаки, фактически действовавшему до 2012 года. Это откроет дорогу параллельному импорту, то есть мы сможем завозить продукцию зарубежных производителей тех или иных зарегистрированных марок в обход их дистрибьюторских сетей и снизить цены».

Участниками совещания отмечена необходимость регулярной работы по разъяснению целей и задач антимонопольного регулирования и конкурентной политики в ЕАЭС, норм Договора о ЕАЭС, о правилах конкуренции и последствиях их нарушения, а также постоянного взаимодействия бизнеса Казахстана с ЕЭК по вопросам конкуренции и антимонопольного регулирования.

В этой связи достигнута договоренность о подписании Меморандума между Членом Коллегии (Министром) по конкуренции и антимонопольному регулированию Н.Ш. Алдабергеновым и Председателем Правления Национальной палаты  предпринимателей А.И.Мырзахметовым о взаимопонимании и сотрудничестве.

Создаваемая на основе Меморандума совместная Рабочая группа НПП и ЕЭК будет выявлять факты недобросовестной конкуренции, антиконкурентных соглашений, злоупотребления доминирующим положением на трансграничных рынках ЕАЭС в отношении казахстанских предпринимателей и передавать материалы в ЕЭК для рассмотрения, проведения расследования и принятия мер в соответствии с Договором о ЕАЭС.

Таким образом, деятельность Рабочей группы и взаимодействие НПП и ЕЭК в рамках Меморандума будут направлены на обеспечение равных условий конкуренции, защиту внутреннего рынка, продвижение казахстанских товаров на трансграничные рынки ЕАЭС, поддержку отечественного бизнеса, экономию бюджетных средств и снижение цен.

О фактах нарушения общих правил конкуренции на трансграничных рынках ЕАЭС в отношении казахстанских предпринимателей можно сообщить по телефону и электронной почте ответственным сотрудникам ЕЭК:

Секретариат Члена Коллегии (Министра) по конкуренции и антимонопольному регулированию, тел. 8(495)669-24-00 доп. 5457;

Досмухамбетова Балжан Ибатовна – помощник Члена Коллегии (Министра) по конкуренции и антимонопольному регулированию, тел. 8(495)669-24-00 доп. 5404; e-mail: balzhan@eecommission.org;

Фазыл Алмат Ұйсінұлы – директор Департамента антимонопольного регулирования, тел. 8(495)669-24-00 доп. 5444; e-mail: fazyl@eecommission.org;

Жандарбек Дәурен Жандарбекұлы – заместитель директора Департамента конкурентной политики и политики в области государственных закупок, тел. 8(495)669-24-00 доп. 5451; e-mail: zhandarbek@eecommission.org.

Департамент по связям с общественностью НПП РК: +7 (7172) 91 93 67, pr@palata.kz  

Официальный веб-сайт: www.palata.kz

 


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры