В НПП РК «Атамекен» состоялось очередное заседание Комитета социальной сферы и социального партнерства
В Национальной палате предпринимателей РК «Атамекен» состоялось очередное заседание Комитета социальной сферы и социального партнерства с участием депутатов Мажилиса, руководителей государственных органов, аккредитованных ассоциаций, а также Комитетов НПП РК различных отраслей бизнеса.
На заседании рассматривались следующие вопросы:
- О проекте закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам пенсионного обеспечения».
- Обсуждение проекта закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам миграции и занятости населения» в части установления квоты рабочих мест для инвалидов.
- О либерализации трудовых отношений. Разработка нового Трудового кодекса.
- Об обязательном медицинском страховании.
1. Нацпалата направляла разработчику законопроекта по вопросам пенсионного обеспечения отрицательные экспертные заключения с обоснованием позиции относительно введения дополнительно 5% обязательных пенсионных отчислений за счет работодателя к уже существующим 10% отчислений. Данное нововведение призвано решить ряд накопленных проблем в системе пенсионного обеспечения республики, однако при этом оно обременяет финансовыми затратами предприятия.
При рассмотрении законопроекта Палатой вносились предложения о введении механизма вычета обязательных пенсионных взносов работодателя, но разработчики законопроекта их не поддержали, так как это затратно для республиканского бюджета.
2. В настоящее время проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам миграции и занятости населения» находится в Мажилисе Парламента РК, разработчиком документа является Министерство здравоохранения и социального развития РК. Проектом предлагается принять нормы по квотированию рабочих мест для инвалидов от 2 до 4%. Также министерством разработаны проекты Правил квотирования рабочих мест для инвалидов и субсидирования работодателей, создающих специальные рабочие места для трудоустройства инвалидов. В рамках Правил квотирования рабочих мест предусмотрено утверждение Перечня приоритетных профессий рабочих и служащих, овладение которыми дает инвалидам наибольшую возможность быть конкурентоспособными на региональных рынках труда.
Учитывая, что данная норма носит существенную нагрузку для представителей предпринимательства, она требует всестороннего, общественного обсуждения с участием депутатов, заинтересованных государственных органов, общественных организаций инвалидов и представителей бизнеса.
3. На сегодня в Казахстане назрела необходимость реформирования трудового законодательства. Несмотря на достаточно позитивные сдвиги, действующая система трудовых отношений характеризуется отдельными недостатками. Так, имеет место излишняя забюрократизированность процедур найма, увольнения и перевода сотрудников. Направленность Трудового кодекса на сохранение рабочего места за работающим не соответствует процессам, происходящим на рынке труда. Это затрудняет возможность естественного отбора сотрудников на принципах меритократии (ротация кадров и подбор наиболее эффективных сотрудников). Кроме того, нормы трудового договора жестко регламентированы и не предоставляют невозможности временной занятости. В случае заключения и соблюдения трудового договора, работодатель не может адаптировать свой штат к меняющимся экономическим условиям.
Также существует такая проблема как существование формальной и неформальной занятости. По заключению Всемирного банка, около 500 тыс. наемных работников работают неформально.
Еще один недочет трудового законодательства РК – это возможность выплаты зарплаты «в конвертах». В среднем, за казахстанских работников пенсионные взносы отчисляются всего 7,5-8 месяцев из 12. Вместе с тем, ежегодно инспекцией труда местных исполнительных органов выявляются факты приема на работу без трудовых договоров.
Концептуальная модель нового Трудового кодекса будет строиться на оптимальном сочетании государственного и договорного регулирования трудовых отношений, основанное на переходе:
1) от жесткой и чрезмерной регламентации к минимизации государственного регулирования прав и обязанностей сторон трудовых отношений с одновременным усилением контроля за исполнением требований трудового законодательства;
2) к локальному и индивидуальному регулированию трудовых отношений на основе принципов саморегулирования между работодателем и работниками;
3) к эффективному равновесию между социальной защитой, справедливостью с одной стороны, и экономической эффективностью - с другой.
Указанная модель соответствует трудовым стандартам ОЭСР («Руководящие принципы, касающиеся международных инвестиций и многонациональных предприятий», одобренные резолюцией Совета ОЭСР 21 июня 1976).
4. Министерство здравоохранения РК разрабатывает Концепцию медицинского страхования по внедрению обязательного социального медицинского страхования, что повлечет за собой ряд рисков:
1. Для работодателя:
Пополнение бюджета здравоохранения предполагается ввести за счет выплат работодателя в размере 5% от фонда заработной платы. Также страховые взносы предполагаются на уровне 1-2% от фонда оплаты труда с постепенным увеличением до 3%. Они не покроют увеличение объема финансовых средств на гарантированный объем бесплатной медицинской помощи за счет инфляции и удорожания медицинских услуг. Кроме того, введение обязательного медстрахования (ОМС) наряду с нормами пенсионного и страхового законодательства является дополнительным бременем ответственности и прямыми расходами работодателей.
2. Для развития добровольного медицинского страхования:
На сегодняшний день многие частные медицинские клиники работают по системе добровольного медицинского страхования. Если работодателя обременят платить от фонда оплаты труда выплаты, то добровольному медстрахованию угрожает сокращение, оно не получит своего дальнейшего развития. При этом в Министерстве здравоохранения и социального развития РК тверждают, что будет минимальный пакет социального медстрахования, а остальное будет покрываться добровольным медицинским страхованием.
3. Для страховых компаний:
Министерство здравоохранения и социального развития РК предлагает создание единственного самостоятельного государственного фонда, что имеет свои плюсы и минусы. При этом деятельность существующих медицинских страховых компаний находится под риском ухода с рынка. Учитывая наличие экономических рисков для работодателей в связи с введением ОМС необходимо всестороннее обсуждение и выработка сбалансированного подхода к решению проблем предоставления медицинских услуг в республике.
Оставьте комментарий:
Комментарии: