astana-view

КУРСИВ - «Вы попробуйте у Жамишева взять деньги!», - Аблай Мырзахметов

28 Июля 2015
1739 просмотров

Сегодня председатель правления Национальной палаты предпринимателей Аблай Мырзахметов встретился с журналистами республиканских СМИ и рассказал о наболевших проблемах, с которыми сталкивается Палата, пытаясь отстоять свои интересы. А. Мырзахметов сразу отметил, что период романтических отношений НПП с госаппаратом завершился. Однако, какие конкретные действия Палата предпринимает, чтобы помочь бизнесу в непростое время, в ходе дискуссии так и не стало ясно.

А. Мырзахметов заметил, что одной из главных целей при создании НПП была необходимость выстроить переговорный процесс между властью и бизнесом. И это задача в целом решена, но градус влияния НПП на госаппарат не столь высок. В частности, по части госзакупок.

«Мы год не можем подписать соглашение по госзакупкам с "Самрук-Казыной". Год назад в июне месяце был подписан меморандум с господином У.Шукеевым и ничего. $50 млрд в год по госзакупкам из них треть приходится на «Самрук-Казына», которая не хочет менять правила игры, идти на встречу. В целом у нас за полтора года накоплено много материалов. Около 7 тыс. конкретных персональных жалоб на чиновников, из них 17 % по  вопросам земли и строительной сферы, то есть все, что связано с акиматами, с них мы и начнем», - пригрозил предправления НПП.

Он отметил, что сейчас для Казахстана участие в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), который г-н Мырзахметов почему-то устойчиво называл ЕвраЗЕС (ликвидирован в 2014 году) представляет гораздо больше рисков, чем членство в ВТО. Сложность по Всемирной торговой организации заключалась в закрытом формате переговоров и бизнес не был вовлечен, все приходилось узнавать по факту.  

Глава НПП заметил, что изначально было понятно что в условиях ВТО "местное содержание уйдет", но и в ЕАЭС та же проблема. Больше года как Казахстан ратифицировал соглашение о муниципальных закупках и российские компании могут участвовать в казахстанских закупках и наоборот. По крайней мере, де-юре, а по факту в некоторых российских федеральных округах механизм участия казахстанских компаний не работает. В НПП эту проблему хотят решать через систему Евразийского суда. Вместе с тем, 90% бизнес-субъектов РК уже работают по правилам ВТО, уверенно заявил предправления НПП.

«Бизнес сейчас замер, активности нет. Кризисом происходящие события не называют, особый период, так говорят в правительстве. У нас 1,7% рост ВВП за полугодие, это, конечно намного меньше, чем планировали. На уровне 4% были планы. Смотрите, российский рубль дальше ослабевает, 10 рублей, которые К. Келимбетов добавил, ситуацию сильно не меняют. Да в банках с ликвидностью сейчас проблем нет, но в целом ценовой паритет то остался. В пищевой промышленности,  мы видим, что 30% падения в автомобилестроении. Падают объемы приграничной торговли. Либо мы восстанавливаем ценовой паритет с рублем, либо субсудируем. Чуда не произойдет. Все предприятия сейчас испытывают стресс. Осенью предприятия начнут закрываться. Во всех переговорах, которые мы поднимаем с россиянами, они говорят нам, ребята, а в чем проблема, меняйте курс, или вы хотите какие-то ограничительные меры ввести», - сказал он.

Правда, г-н Мырзахметов признал, что сама Россия достаточно активно использует ограничительные меры, в частности по санкционным товарам и условия ЕАЭС ей этого делать не мешают, что останавливает Астану перенять ту же тактику остается загадкой.

Глава НПП признал, что бизнес не готов к открытию границ с Кыргызстаном. «А что там готовиться, у нас легкой промышленности, как таковой нет», - заметил он.

Учитывая, что в КР достаточно присутствует китайский экспорт, Казахстан предлагал записать в условиях вступления Кыргызстана в ЕАЭС право, что более 50% локализации производства в должно быть в Кыргызстане, то тогда можно запускать товары на рынки стран Евразийского экономического союза, если менее, то нет. Эта позиция не прошла, и если для огромного российского рынка, это не чувствительно, то для Казахстана создаст сложности – в сельской хозяйстве, в промышленности.

Г-н Мырзахметов отметил, что в бюджете уже по налогам 260 млрд тенге недобор. Экономика сжимается. Фактор сырьевого развития исчерпан. Бизнес в такой ситуации оказывается в сложном положении.

«Живой пример. Кентауский трансформаторный завод, который Асет Исекешев всегда ставил в пример. 16 млрд был объем продаж в прошлом году, из них 30% экспорт в РФ. За пол года слабого рубля на треть упали объемы продаж, ноль экспорта в Россию. Власти нам объясняют, мы итак достаточно даем субсидий. Да, госсподержка колоссальная, но в виде субсидирования, грантов, кредитования. Хотя, попробуйте у институтов развития получить кредит. Вы попробуйте у БРК, у Болата Жамишева деньги взять! Хотя, говорят уже такие счастливчики, есть! Нет деньги, нет экономики. А деньги должны быть в банках, а не в «ДАМУ» или в «Байтереке». На совещании с 10 крупными банками нам сказали, сейчас «ДАМУ»  дажебольше становится контролером, чем Нацбанк. И диктует условия соглашения. Давайте поставим в банки достаточно длинных денег. Для бизнеса финансовая доступность – ключевой фактор», - сказал он.

Мырзахметов заметил, что нужно корректировать рынки сбыта, разрушать монополию в сфере госзакупок. По словам предправления ННП государство дает денег, но их недостаточно, например, в сельское хозяйство белорусы уже больше субсидируют, чем в РК.

«Или мы продолжаем делать вид, что все хорошо, и говорить о новых мерах господдержки или что-то реальное предлагать. У нас все проблемы персонифицированы. За каждой стоит свой «Патамушто» Без шуток», - сказал он.

Прокомментировал г-н Мырзахметов и недавнюю ситуацию вокруг предпринимателя Нурлана Смагулова, которого вице-премьерБердибек Сапарбаев упрекнул в том, что он отказывается активно участвовать в программах социального характера. Глава НПП уверен, что критика была не объективной, так как Нурлан Смагулов, по его словам, вкладывает достаточно средств на программы социального характера.

Рассказал г-н Мырзахметов о проблемах внутри самой Палаты, в частности о программе оптимизации.

«Когда я узнал, что Вера Кобалия получала 1,2 млн тенге, то у нас всё-таки совесть почище. Всё-таки 750 тыс. тенге наша зарплата и при той нагрузки, которую приходится отрабатывать», - сказал г-н Мырзахметов.

Шоковой оптимизации не будет, рассказал глава НПП. В ЮКО согласились не сокращать 10 человек, но решили платить им на 50% меньше, по 75 тыс. тенге. 40 департаментов НПП не нужно и некоторые возможно будут сокращены, сказал г-н Мырзахметов.

Он заметил, что если правление решит не продлевать полномочия главы НПП, то Аблай Мырзахметов готов спокойно уйти.

«Чтобы мотивировать сотрудников на конечный результат, мы предлагаем зарплаты не сокращать, а 60-70% зарплаты сделать постоянной, а 30-40%привязать к KPI - как некий бонус за достигнутые результаты», - подчеркнул он.

Сейчас в НПП 272 сотрудника, планируется сократить 100 человек. 


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры