KSTNEWS.KZ - Василий РОЗИНОВ: «НПП – спасательный жилет для бизнеса, главное, вовремя им воспользоваться»
Четвертого июля исполнится три года со дня подписания Закона «О Национальной палате предпринимателей Республики Казахстан». Об итогах работы и проблемах костанайских бизнесменов мы беседуем с председателем Регионального совета областной Палаты предпринимателей Василием РОЗИНОВЫМ.
– Василий Самойлович, Национальная палата в представлении уже не нуждается. Другое дело – практическая ее польза для отдельно взятого предпринимателя. И в этом смысле оправдались ли ваши ожидания от работы организации?
– Я всегда говорил, что для эффективного диалога между бизнесом и властью нужен механизм. Еще со времен Национальной экономической палаты, которая стала прародительницей современного «Атамекена», я был одним из тех, кто настаивал на ее реформировании, расширении полномочий. В конце концов, появился закон, и мощнейшая структура, которая объединила всех предпринимателей, начала работать над улучшением бизнес-климата, над решением насущных его проблем. А самое главное – решать наши вопросы на самом высоком уровне.
– С появлением НПП скептики недоумевали: почему Палата должна оппонировать госаппарату, который сам заинтересован в развитии бизнеса?..
– Законотворческий процесс очень кропотливый, сложный. Двоякая формулировка в законе – и он уже неприменим на практике или не работает. Прямо или косвенно вредит бизнесу. Как раз обязанность Палаты – систематизировать такие вопросы, вынести их на уровень разработчиков и исключить барьеры в дальнейшем. Соответствующие рычаги у НПП имеются. Поэтому речь не о противопоставлении Палаты власти, а скорее о поиске консенсуса. Наш региональный совет непосредственно участвует в законотворческой работе. Мы изучаем нормативные акты, даем свои предложения, замечания. На сегодня «Атамекен» внес свыше тысячи поправок в действующее законодательство, а это о многом говорит. Не стоит забывать, что Региональный совет – в первую очередь наблюдательный орган, в нем состоят авторитетные люди, руководители крупных компаний, которые годами строили свой бизнес. Поэтому они заинтересованы в этом процессе, а потому и спрос с Палаты большой. С уверенностью скажу: сегодня эксперты с головой ушли в наши проблемы, да и обращений с каждым годом все больше.
– Нет ли противоречия в том, что условия для бизнеса улучшаются, а обращения в Палату увеличиваются?
– Обращений больше, потому что проблемы решаются эффективно. Значит, есть доверие, есть уверенность, что не останешься у разбитого корыта, если что-то угрожает бизнесу. Больше трех миллиардов тенге костанайская Палата сэкономила предпринимателям. Причем за помощью в нее идет не только малый и средний бизнес, уже крупные компании направляют сюда своих юристов. Проблема в том, что сегодня в мире экономическая ситуация не самая благоприятная. Нужно конкурировать, бороться за рынок, где-то диверсифицировать производство. Но это не говорит о том, что кто-то целенаправленно «душит» предпринимателей и мешает работать. Сокращаются сроки получения государственных услуг для предпринимателей, непроизводственные затраты. Разве это не улучшение условий? Кто работает в правовом поле, тот уже оценил результаты работы «Атамекена». И именно такие предприниматели чаще всего обращаются за поддержкой, они готовы участвовать в процессе совершенствования бизнес-среды.
– Вы заметили, что решение системных проблем бизнеса требует времени, и зачастую их надо рассматривать на законодательном уровне. У предпринимателей есть гарантии, что их сложности на контроле, что на них, в конце концов, не махнут рукой?
– Я приведу простой пример. Еще в 2014 году эксперты выносили на обсуждение регионального совета такую проблему, как включение компаний в реестр доминантов. В него попадали крупные производители, занимающие существенную долю на товарном рынке. С одной стороны, это хорошо, всегда есть спрос на продукцию, есть прибыль. Но с другой – эти компании должны были предоставлять в госорганы такую кипу бумаг, что сами становились не рады своей популярности. Причем за просрочку отчетов – миллионные штрафы. Эту проблему мы оперативно вынесли на уровень Национальной палаты, оказалось, что она актуальна по всей стране. Ее внесли в систематизированный список барьеров НПП и не исключали до тех пор, пока Предпринимательский кодекс полностью не отменил ведение реестра доминантов для производственников. Все эти два года каждый этап решения проблемы отражался на сайте «Атамекена» и был доступен предпринимателям. Так что работа идет по принципу прозрачности, и ни один вопрос не снимается с контроля вплоть до полного устранения.
– Много ли таких проблем рассматривает региональный совет?
– Еще в позапрошлом году мы анализировали трудности, с которыми сталкиваются недропользователи. Они жаловались на то, что по закону изменение объемов добычи ископаемых допускается только при внесении корректировок в действующий проект, то есть не было возможности реагировать на изменение рыночной конъюнктуры – и из-за этого у предприятий была угроза срыва контрактов. Мы направляли в НПП предложения по изменению этой нормы закона. В конце концов, ее исключили. В прошлом году сельские предприниматели столкнулись с проблемой захоронения мусора. Дело в том, что они платят за вывоз ТБО не по факту, а по ценам, прописанным в договорах. Есть разница: или он тонну привезет на полигон, или 10 килограммов за одну и ту же сумму? Над этой проблемой до сих пор работают эксперты. Больше того, в городах и районах области по сей день не утверждены нормы образования и накопления отходов, а этим должны заниматься акиматы. Только после обращений в Палату на проблему обратили внимание. На областном уровне уже приняты правила по разработке норм, сейчас наши филиалы добиваются принятия норм на местах. Хватает вопросов и в сельском хозяйстве. Закон о сельхозкооперативах создали, но как применять налоговые льготы или отчуждать личное имущество при вступлении – не понятно. Сейчас Палата инициирует дополнения и в сам закон, и в Налоговый кодекс.
На последнем заседании мы также обсуждали вопросы госзакупок. Почему организация объявляет конкурс на покупку молочной продукции, а в нем выигрывают не наши, костанайские, фирмы, которые производят вкусный натуральный продукт, а какая-то неизвестная российская компания? Ведь это нонсенс! Сегодня мы должны поддерживать в первую очередь своих производителей, и госзакупки – хороший инструмент. Но проблемы есть, и их надо поднимать, их надо решать. И здесь большой фронт работы для Палаты предпринимателей.
– По вашему мнению, что в большей степени влияет на принятие решений, которые напрямую касаются бизнеса? Обстоятельства или все же человеческий фактор?
– Не хочу никого обвинять, но порой предприниматели просто диву даются решениям отдельных государственных структур. Почему, например, Костанай долгое время оставался единственным городом в стране, где землю под рекламные конструкции выдавали в аренду всего на один год, в то время как в других областях – на пять и даже на 10 лет? Ведь каждый год бизнесмены носились с этими документами, тратили свое время, нервы. Кому мешают эти билборды? Два года назад вообще мораторий на их установку ввели. Не уверен, что такие решения принимались из злых побуждений, наверняка у ответственных лиц были свои аргументы. Но факт остается фактом – страдает малый бизнес, а ведь это рабочие места, это налоги, поступления в бюджет. И только когда вмешалась Палата предпринимателей, областная прокуратура, вопрос решился, рекламные фирмы сегодня работают спокойно. Вообще, в поддержке бизнеса на всех уровнях заинтересован глава нашего государства, он всегда говорит, что предпринимательство – это драйвер экономики, это благополучие казахстанцев.
Неслучайно в стране появился институт бизнес-омбудсмена, который работает при НПП и подчиняется напрямую Президенту. Его полномочия настолько широки, что позволяют отменять решения госорганов, если они вредят бизнесу. Появился целый Предпринимательский кодекс, который прописывает права и обязанности бизнеса. Всю эту работу проводит «Атамекен» в тандеме с правительством. Выстроена структура, которая позволяет охватить всех субъектов предпринимательства – от столицы до небольшого аула.
– Поддержка действительно доходит до глубинки? Нет опасений, что разветвленная сеть НПП со временем закостенеет, превратит ее в бюрократическую машину?
– Полагаю, что тот ритм, в котором сегодня работает Нацпалата, не позволит ей закостенеть, да и сами бизнесмены не дадут. Если говорить о селе, то, пожалуй, впервые за долгие годы жители глубинки получили доступный и удобный сервис. В каждом моногороде и районе при филиалах работают Центры поддержки предпринимательства. Человек приходит, получает любую информацию или услугу, которая его интересует. Ему помогают составить отчеты, декларации, за него пишут бизнес-планы, договоры. Если это новое начинание, то его не оставят в покое, пока он не откроет свой бизнес и не начнет работать. Это называется сопровождение проектов, и такая поддержка очень важна, нежели просто выдать кредит и отчитаться наверх о показателях. Эксперты провели анализ: в прошлом году из людей, обратившихся в Палату, почти четыреста человек открыли свое дело или расширили производство. В нынешнем году – уже более двухсот. А ведь это самозанятость, о которой говорит глава государства, это источник заработка. Сегодня очень много свободных ниш, особенно в глубинке. От оказания услуг до переработки. Элементарно, но не во всех районах имеются даже хлебопекарни... Нужно занимать эти ниши, осваивать. Государство выделает деньги, выдает кредиты, гранты. Палата и акимат также создают свою организацию по кредитованию с еще более лояльными условиями. Пользуйтесь! При этом никто не обещает, что бизнес, как манна небесная, возникнет сам по себе. Я всегда говорил, что предпринимательство – это огромный труд, огромная ответственность. За результат, за людей, которые у тебя работают. Это риски, в конце концов. Если не ставить целей, если не работать по 24 часа в сутки хотя бы на первых порах, то ничего путного не выйдет. А НПП – спасательный жилет для бизнеса, главное, вовремя им воспользоваться.
Оставьте комментарий:
Комментарии: