astana-view

По пути диверсификации

21 Марта 2014
2600 просмотров

Доля местного содержания в общем объеме закупленных товаров, работ и услуг в нефтегазовом секторе в 2013 году по сравнению с 2010-м увеличилась с 45 до 57%.

Для Казахстана как нефтедобывающего государства ключевую роль играет диверсификация экономики, развитие производств с высокой добавленной стоимостью, внедрение современных передовых технологий. Большой потенциал в этом плане имеет нефтесервисная индустрия, ставшая, по сути, отдельной отраслью со своей спецификой и проблемами. Не случайно Союз сервисных компаний Казахстана собрал под своим крылом порядка 90 отечественных предприятий, многие из которых за прошедшие десять лет сделали большой шаг в своем развитии, по качеству и объему выполняемых работ способны конкурировать с иностранными сервисными компаниями. Участников нефтесервисного рынка – сервисные компании, недропользователей, государственные органы – объединила прошедшая на днях под эгидой Министерства нефти и газа III ежегодная конференция «Казнефтегазсервис-2014». Предметом обсуждения были развитие местного содержания в крупных нефтегазовых разработках, вовлечение отечественных компаний в реализацию этих проектов, а также дальнейшее взаимодействие игроков данного рынка.

Не упустить свой шанс

Общий объем закупок товаров, работ и услуг в нефтегазовой отрасли в прошлом году составил 2,7 трлн. тенге, что немного ниже прежнего уровня. Зато цифры свидетельствуют о поступательном развитии местного содержания: в 2013 году оно составляло 1,5 трлн. тенге, тогда как годом ранее было на уровне 1,4 трлн. тенге. 

Однако, как заметил в своем выступлении вице-министр нефти и газа Магзум Мирзагалиев, достигается это в основном за счет таких позиций, как дизельное топливо, электроэнергия, реагенты, стройматериалы, цемент, спецодежда, офисная мебель и т. д. Речь идет не о высокотехнологичной продукции и услугах, а об освоенной казахстанскими предприятиями номенклатуре несложных и некапиталоемких товаров. Поэтому одной из основных задач в профильном ведомстве видят обеспечение трансферта в Казахстан знаний, новых технологий, создание высокотехнологичных производств совместно с ведущими транснациональными компаниями, осваивающими крупнейшие нефтегазовые месторождения республики.

Заместитель главы МНГ с удовлетворением привел первые существенные результаты, достигнутые в результате договоренностей, связанных с подписанием Актауской декларации. Согласно документу три оператора – ТШО, «Карачаганак» и NCOC – совместно с КМГ определили потребности по этим крупным проектам, разработав список приоритетных товаров, которые должны и могут быть локализованы в Казахстане. За каждым оператором закреплена ответственность за реализацию той или иной группы товаров. Так, например, в ТШО прорабатываются вопросы с отечественными и зарубежными производителями трубной продукции. NCOC отвечает за сегмент вращающегося оборудования и химических реагентов. «КазМунайГаз» совместно с Китайской национальной нефтегазовой корпорацией (CNPC) планирует осваивать буровое оборудование, трубную продукцию, сопутствующие услуги.

По словам вице-министра, немало возможностей для отечественных предприятий предлагает сегодня проект будущего расширения ТШО. Как известно, в прошлом году был подписан меморандум по данному проекту между Правительством и ТОО «ТШО». Одним из ключевых момен­тов договоренности является требование оператора к иностранным подрядчикам о локализации производств и создании совместных предприятий на территории страны. В рамках меморандума планируется работа с иностранными компаниями по открытию СП по изготовлению модульных конструкций, техобслуживанию на долгосрочной основе. Впервые бурение на таком сложном месторождении будет осуществляться силами совместного предприятия.

Отечественные производители могут принять участие и в реализации проекта будущего расширения на месторождении Карачаганак. Тем более времени для подготовки предостаточно – проект начнет осуществляться в 2017 году.

– Глава государства четко очертил задачу по созданию сети сопутствующих предприя­тий вокруг крупных нефтегазовых проектов, – подчеркнул М. Мирзагалиев. – Кластерный подход позволит создать эффективную зону специализированных подрядчиков и основных производителей, где недропользователи будут размещать свои заказы.

По его мнению, положительная практика кластерного подхода должна быть принята на во­оружение крупными недропользователями. А участие средних и небольших недропользователей заключается в обеспечении местных предприятий заказами, в первую очередь долгосрочными, вовлечение их как в период капитальных затрат, так и в обычной производственной дея­тельности. Вице-министр нефти и газа выразил уверенность, что иностранные инвесторы, участвующие в нефтегазовых проектах, внесут свой вклад в реализацию важных для экономики РК индустриальных проектов, включенных в ГП ФИИР-2 и Карту индустриализации.

К двустороннему движению

Тренд развития местного содержания отчетливо прослеживается в сфере нефтегазового машиностроения. За период с 2008 по 2013 год объем производства в этой сфере вырос с 7,7 млрд. тенге до 27 млрд. тенге, обеспечив его номинальное увеличение в 3,5 раза. Это достижение выглядит тем более значимым, что под­отрасль нефтегазового машиностроения создавалась в Казахстане практически с нуля.

Но результаты были бы более впечатляющими, если бы удалось преодолеть определенные барьеры. Основной проблемой в этом сегменте рынка, по мнению заместителя председателя правления Национальной палаты предпринимателей Екатерины Никитинской, является ограниченность доступа к информации о закупках.

Закупки операторов характеризуются предоставлением информации по предстоящим тендерам в ограниченном виде, отсутствуют в полном объеме данные по критериям отбора поставщиков, зачастую операторы не предоставляют основания непрохождения предквалификации.

Вместе с тем отечественным производителям требуется не только текущая информация о закупках в общедоступном режиме, но и сведения о потребностях в товарах, работах и услугах крупных нефтедобывающих компаний по меньшей мере в среднесрочной, а в идеале в долгосрочной перспективе.

Заместитель руководителя НПП высказала точку зрения относительно повышения эффективности работы в рамках программы содействия нацкомпании «КазМунайГаз» развитию нефтегазового машиностроения и освоению производства новых видов нефтегазового оборудования. Поскольку в настоящее время отсутствует формат живого общения заинтересованных сторон, предложено создать устойчивую обратную связь между оте­чественными производителями и потребителями машиностроительной продукции, к примеру, ежеквартально или раз в полугодие проводить совещания для обсуждения результатов работы в рамках программы, определения существующих проблем и путей их решения, а также внесения дополнений и изменений в программу.

Другим действенным механизмом может стать развитие сети малых инновационных предприя­тий, обслуживающих интересы крупных нефтегазовых проектов. Финансовым источником для этого может стать пресловутый 1% от совокупного дохода по контрактной деятельности, предусмотренный контрактами недропользователей, либо специально созданный инновационный фонд.

Екатерина Никитинская заметила, что работа в рамках меморандума между Правительством и ТОО «ТШО» дает свой эффект в решении отдельных вопросов. Например, участие Нацпалаты предпринимателей в экспертных группах по меморандуму позволило внести предложение о включении дополнительно 408 отечественных предприятий в базу данных поставщиков неф­тяной компании, из них 267 уже введены в базу и 147 отечественных предприятий повторно проходят процесс предквалификации.

Долой уловки и лазейки!

Рост нарушений правил закупок констатировал в своем выступлении директор филиала «Контрактное агентство» Жан Нурбеков. По его данным, если в 2012 году организаторы закупок проигнорировали установленные правила на сумму 18,3 млрд. тенге, то в 2013 году отмечено значительное – на 162 млрд. тенге – увеличение нарушений правил закупок.

Безусловным лидером в «печальном» рейтинге является АО «CNPC – Актобемунайгаз». Как заметил выступающий, хотя нарушения стали не такими явными и масштабными, как прежде, но Министерство нефти и газа из месяца в месяц фиксирует одни и те же нарушения, когда создаются искусственные препятствия для участия отечественных предприятий в закупках. Среди распространенных шагов – установление заведомо невыполнимых условий поставок закупаемых товаров, работ и услуг. Ж. Нурбеков даже назвал компанию, установившую срок поставки оборудования в один день с момента проведения конкурса.

– Наверное, надо понимать, что этот товар уже стоит, и надо просто оформить его, – предположил он.

Часто грешат закупщики укрупнением лотов, когда разнородные товары, работы и услуги закупаются одним лотом, обозначенным как «комплект».

– Когда вы покупаете компьютер в комплекте, это понятно – там будут монитор, мышь, клавиатура, но трубы разных диаметров, которые потом используются в разных местах, комплектом быть не могут, – подчеркнул он. – К примеру, «Потенциал-Ойл» объединил капитальный и текущий ремонт скважин, хотя это разные вещи.

До сих пор ряд компаний не публикует свои объявления в реестре. Многие закупщики практикуют затягивание оплаты за поставленные товары, работы и услуги.

– Есть компании, обещающие оплату в течение года с момента поставки. Это вообще нонсенс, когда отечественное предприятие субсидирует нефтяную компанию! – поделился мнением глава агентства. 

«Чемпион» в этой категории – «Эмир ойл», требующий поставки в течение двух часов с момента получения заявки от заказчика.

– Это касалось труб, которые необходимо было за два часа поставить, загрузить. При этом за каждый день просрочки выставлялся немыслимый штраф – 37 миллионов тенге. Либо это банальная ошибка, либо чей-то чересчур злой умысел, – попытался разгадать намерения компании Ж. Нурбеков.

Еще одним бичом является закуп из одного источника. Некоторые компании приобретают 50% товаров, работ и услуг из одного источника, что ставит под сомнение прозрачность половины затрат…

Немаловажным остается и вопрос подготовки кадров для неф­тегазовой отрасли. В 2013 году совокупные затраты недропользователей на обучение отечественных специалистов составили 38,5 млрд. тенге. Однако ряд компаний по-прежнему не исполняет контрактные обязательства по данному направлению. Сумма задолженностей за 2008–2013 годы составила около 3 млрд. тенге. Между тем за три года действия нового закона на средства, не освоенные самими недропользователями, Министерство нефти и газа направило средства на обучение почти 5 тыс. казахстанцев.

Директор филиала «Контрактное агентство» уверен: главной мотивацией для недропользователей должна стать экономическая целесообразность, выгода сотрудничества с отечественными предприятиями для обеспечения собственных нужд и сервисов.

По опыту Норвегии

Союз сервисных компаний Казахстана на традиционных встречах недропользователей и сервисных компаний предлагает находить выход из каждой создавшейся ситуации. Как рассказал генеральный директор союза Дауржан Аугамбай, сервисные компании, к примеру, волнует сложная и непрозрачная процедура прохождения аккредитации, имеются факты создания преград для отечественных компаний в части конкурсной документации либо конкурсная документация готовится под конкретные компании, аффилиированные с недропользователем. Тогда союз предлагает проводить экспертизу технической и конкурсной документации, выявляя официальные бумаги, в которых заведомо содержится фрагментарная, запутанная или сложная для восприятия информация.

Отсутствие информации о проводимых закупках в общей базе данных не позволяет отечественным компаниям оперативно, заблаговременно готовиться к тендерам. В связи с этим союз предлагает недропользователям синхронизировать информацию о закупках с общей базой данных, подлежащей мониторингу.

Когда недропользователи затягивают оплату по выполненным работам, порой до 12 месяцев, в результате чего отечественные компании не в состоянии выполнять свои обязательства перед работниками и по обязательным выплатам в бюджет, союз считает необходимым пересматривать условия оплаты либо выделять кредитную линию под контракты, для того чтобы выплачивать хотя бы налоги и заработную плату. Ведь неисполнение этих обязательств ставит компанию в тупик перед государством и персоналом, не говоря уже о развитии и получении прибыли.

В случаях когда закупки по тем или иным услугам проводятся крупными лотами, что закрывает отечественным компаниям путь к участию в тендерах, союз предлагает производить дробление лотов на более мелкие.

– Уникален и поучителен опыт Норвегии, где нефтедобытчикам заявили, что, мол, если хотите работать в нашей стране, работайте с норвежскими компаниями, развивайте их. А сегодня эти компании оказывают услуги по всему миру, – считает Дауржан Аугамбай. – И у нас есть все основания и предпосылки для того, чтобы задействовать в полной мере потенциал казахстанских сервисных компаний.

Источник: Казахстанская правда


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры