astana-view

Владимир ЛИТВИНЕНКО: Дуальное образование — это продукт социального партнерства

04 Июня 2014
4039 просмотров

Переориентация на рыночные отношения потребовала серьезных изменений в системе профессионального образования. При приеме на работу представителей бизнеса интересует не столько формат «знаний» выпускников учебных заведений, сколько их готовность к осуществлению профессиональной деятельности. Об этом и других особенностях современного рынка труда мы поговорили с заместителем директора палаты предпринимателей Северо-Казахстанской области Владимиром Литвиненко.

- О дуальном образовании в Казахстане особенно активно говорят уже второй год. Но, как показывает практика, проблем в этой сфере по-прежнему немало.

- Сложившийся в Казахстане инновационный рынок труда диктует необходимость пересмотра традиционных подходов в системе профессионального образования. Однако образовательные учреждения пока еще не в состоянии переориентироваться на новые цели подготовки специалистов. Действующие государственные образовательные стандарты предполагают в лучшем случае равное соотношение теоретического и практического обучения, хотя актуализация профессиональных компетенций требует превалирования практико-ориентированных форм.

Реакцией на вызовы современного рынка является процесс модернизации системы образования в Казахстане. Реализуемые меры — использование зарубежного опыта организации учебного процесса, внедрение инновационных технологий, компьютеризация обучающих процессов — должны повысить квалификационный уровень выпускников учебных заведений.

В определенной степени решению обозначенной проблемы способствует реализация в обучающем процессе принципов дуальной технологии.

- В чем же эффективность такой системы?

- На сегодняшний день дуальная система подготовки – одна из самых эффективных форм подготовки профессиональных кадров в мире. Она широко распространена в промышленно развитых странах и является основной системой подготовки кадров более чем в 60 странах.

При дуальной целевой подготовке студент на ранних стадиях обучения приобретает определенные профессиональные компетенции, а также такие личностные качества, как умение работать в команде, навыки оптимального выбора технологического решения, ответственность за порученный участок деятельности. В процессе работы он по-новому осмысливает будущую специальность и принимает обоснованное решение о правильности выбора профессии. Помимо всего, будущий специалист при добросовестном труде может обеспечить себе дополнительный доход и стаж работы, чрезвычайно необходимый для трудоустройства в современных условиях.

Потенциальный работодатель, имеющий собственное представление о специалисте, имеет возможность «вмешаться» в процесс обучения, дополняя содержание программ кругом специфичных проблем, характерных именно для данного производства. Партнерство с учебным заведением дает возможность еще на ранних стадиях профессиональной подготовки оценить потенциальные кадровые ресурсы и в случае явного несоответствия заблаговременно отказать выпускнику в работе или же зачислить его на должность с меньшей заработной платой.

Образовательное учреждение также заинтересовано в деловом партнерстве с производством, так как получает доступ к оперативной информации о текущем состоянии производственных процессов, а это позволяет внести коррективы в обучающие программы и актуализировать определенные дисциплины.

- Общие направления понятны, хотелось бы услышать о более конкретных преимуществах…

- Во-первых, обеспечивается высокий процент трудоустройства выпускников, так как они полностью отвечают требованиям работодателя. Обучение максимально приближено к запросам предприятия.

Во-вторых, достигается высокая мотивация в получении знаний. Формируется новая психология будущего работника. Студенты, сначала закрепившись в качестве потенциальных работников, учатся совершенно по-другому, более осознанно и заинтересованно. Позиция пассивного потребителя учебной информации сменяется инициативной позицией специалиста, которому надо принимать решения и нести ответственность. Студент раньше адаптируется к производственным отношениям в коллективе.

В-третьих, работает принцип «от практики к теории», студент больше работает не с текстами и знаковыми системами, а на производстве. Сложные теории легче осваиваются через практику и решение реальных профессиональных задач.

В-четвертых, оценка качества подготовки специалистов проводится самими работодателями. Работодатели получают возможность оценить уровень подготовленности будущих специалистов непосредственно в условиях своего предприятия.

В-пятых, преподаватели должны иметь не только хорошие теоретические знания, но и владеть всеми инновационными методами, применяемыми на производстве.

- То есть такая система накладывает новые обязанности и на педагогов?

- Дуальная система в учреждениях образования требует педагогов нового формата – педагогов-тьюторов с акмеологическим вектором профессиональной направленности. Чтобы вывести профессиональную подготовку на новый уровень, соответствующий темпам изменений окружающей среды, настоящим и перспективным вызовам, по отношению к педагогической деятельности, нужно решать образовательные и воспитательные задачи с существенным опережением.

Учебное заведение и социальные партнеры совместно участвуют в разработке гибкой модульной программы для получения квалифицированных специалистов. Новое поколение образовательных стандартов основано на компетентностном подходе, в соответствии с которым современный специалист должен обладать определенным набором ключевых, социальных и профессиональных характеристик, которые обеспечат ему успешность, мобильность, адаптивность, социальную защищенность на рынке труда и в профессиональной сфере.

- Какие задачи сегодня стоят перед всеми участниками дуальной системы образования?

- Их много. Необходимо законодательно закрепить обязательства субъектов бизнеса в рамках дуального обучения, обеспечить учебным заведениям, внедряющим дуальное обучение, максимальную самостоятельность при разработке совместно с работодателями учебных планов, программ, разработать план поэтапного внедрения проекта дуального обучения с указанием сроков реализации. Кроме того, орган по оценке квалификации выпускников для последующей их сертификации обязан проводить регистрацию и мониторинг трехсторонних договоров. И, конечно, важно составлять регулярный рейтинг среди предприятий, участвующих в дуальной системе обучения нашей области.

Это сегодня, а в ближайшем будущем необходимо принять Закон «О техническом и профессиональном образовании».

- Это, в конце концов, должно привести нас к какой-то глобальной цели?

- Анализ подготовки трудовых ресурсов в разных странах показывает, что подготовка студентов к социальным ролям работника или предпринимателя, компетентного в вопросах производственных технологий и взаимодействия с профессиональной средой, имеющего навыки предпринимательского и внутрифирменного менеджмента, позволяет формировать креативную личность, способную реализовать новые идеи в рамках избранной профессии.

Источник: izdatelstvo-sk.kz


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры