Строительство в новом формате
Эксперты убеждены, что усиление евразийской интеграции позволит стабилизировать отечественный рынок жилья, что может не только снизить стоимость квадратного метра, но и повысить качество строительства за счет установления единых базовых требований к стройотраслям стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС).
Новое правовое поле ЕАЭС
В рамках ЕАЭС будет проводиться согласованная политика в ключевых отраслях, включая электроэнергетику, фармацевтику, транспорт, финансовый сектор, сферу нефти и нефтепродуктов. Кроме того, перед бизнесменами и населением Казахстана, России и Беларуси открываются возможности для обеспечения четырех свобод: свободы перемещения капиталов, рабочей силы, услуг и товаров.
Основу этим четырем свободам дает договор, подписанный на днях в здании Дворца независимости, расположенном на левобережье Ишима. Он состоит из 4 частей, 28 разделов, 118 статей и 32 приложений. Сформированный на основе договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства (ЕЭП), договор ЕАЭС содержит институциональную часть, в которой изложены стратегические цели и задачи евразийской интеграции, определяется правовой статус союза как полноформатной международной организации, так и функциональную. В ней регламентируются механизмы экономического взаимодействия, а также зафиксированы конкретные обязательства по отраслевым направлениям интеграции. Среди них единая политика в области тарифного и нетарифного регулирования, транспорта и промышленности, координация сельскохозяйственной политики (в том числе унификация требований, связанных с развитием экспорта продуктов агропрома).
Рынок застройщиков расширится
Председатель ассоциации «Индустриальные строительные технологии РК» Канапия Нурбатыров убежден, что интеграция строительной отрасли в ЕЭП имеет свои плюсы и минусы. Среди положительных сторон, прежде всего, выделяется стабилизация отечественного рынка жилья и успешная реализация программ доступных квадратных метров для населения, ведь с расширением рынков предложений будет больше: в Казахстане будут представлены российские и белорусские застройщики, в то время, как и казахстанские представители строительных фирм смогут в полной мере развернуться в странах партнеров ТС. В условиях Казахстана увеличение количества участников рынка может привести к стабилизации рынка жилья.
«Игроков станет больше, поэтому я и говорю, что это для потребителя будет в первую очередь выгода. Конечно, мы должны думать и об отечественном производителе. Но для них единственный путь, чтобы оставаться на плаву и конкурировать с российскими и белорусскими коллегами, - это модернизироваться, повышать свой технический уровень», - считает глава профильной ассоциации.
Здесь не стоит сбрасывать со счетов, что для потребителя подешевеют все товары и услуги, касающиеся строительства. В рамках ЕАЭС и предстоящего вступления во Всемирную торговую организацию конечный потребитель, гражданин Казахстана, получает расширенный ассортимент товаров и услуг. А наличие предложения и высокий уровень конкуренции, в свою очередь, благотворно скажется на кошельках наших граждан, за счет рыночного сдерживания цен на импортируемую и местную продукцию. Увеличение импорта также влечет за собой приход новой техники и технологий.
Единые правила игры в экономике и в финансовом секторе, приведенное к единым стандартам правовое поле, единые условия передвижения товаров и услуг – все это дает возможность при выходе на третьи рынки выторговать себе более выгодные условия.
Кроме удешевления услуг, повысится и их качество, чему способствуют высокие единые требования к качеству выпускаемой продукции, товарам, работам и услугам, отвечающим мировым стандартам, из стран, входящих в ЕАЭС и ВТО.
При этом не удивительно, что в условиях борьбы за рынки с участием коллег из России и Беларуси казахстанским застройщикам придется побороться за свое место под солнцем. Если отечественные бизнесмены не смогут конкурировать с ближайшими соседями, то чего стоит ожидать при вступлении нашей страны во Всемирную торговую организацию?
«Если говорить о потенциальных угрозах, минусах, то, конечно, не все субъекты рынка готовы к работе в рамках ЕЭАС. Потому что, как вы знаете, в первой пятилетке реализации государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития (ГПФИИР) не все предприятия прошли процесс модернизации. И теперь не все могут выпускать продукцию по современным гармонизированным стандартам. Но на подходе вторая пятилетка ГПФИИР, и у многих предприятий появляется возможность воспользоваться предусмотренными мерами поддержки государства и модернизироваться. Это единственный путь, чтобы быть конкурентоспособным», - считает Канапия Нурбатыров.
Новшества строительной сферы
Стоит обратить внимание на то, что в настоящее время система технического регулирования в строительной отрасли Казахстана реформируется для интеграции экономики в европейское и мировое сообщество с учетом интеграционных процессов в рамках ЕАЭС.
Как сообщил, выступая в ходе XXXVI заседания Межправительственного совета по сотрудничеству в строительной деятельности стран СНГ (МСССД), Генеральный директор АО «КазНИИСА» Мелик Алпысбаев, в первую очередь эта реформа нужна для повышения качества строительства. Так как те нормативы, которые действовали ранее и перешли нам по наследству от Советского союза, сегодня тормозят техническое развитие строительной отрасли. Для того, чтобы применять новые методы расчетов, новую технологию строительного производства, новые материалы, требуется каждый раз внесение изменений и дополнений в нормативы.
«У нас законодательстве было написано, что нарушение требований нормативов влечет за собой административную, вплоть до уголовной ответственности. И это тормозило прогресс. Сегодня принятие нового пакета нормативов позволит – инновации в проектировании, инновации в строительстве и вообще в отрасли. Это неизбежность, которую диктует прогресс во всем мире. Это не значит, что только в ТС или в ЕАЭС необходимо это делать. Это для населения, чтобы они имели продукцию уже близкую к мировому уровню», - подчеркнул Генеральный директор АО «КазНИИСА».
В свою очередь, как считает руководитель управления Департамента архитектуры, градостроительства и строительства Министерства регионального развития (МРР) РК Руслан Лепесов, раздел «Техническое регулирование», имеющийся в договоре ЕАЭС, играет особую роль.
«К архитектурной, градостроительной и строительной деятельностям, являющимися важными направлениями экономической интеграции, будут применяться общие принципы технического регулирования, изложенные в Договоре. Реализация этих принципов позволит строительным отраслям государств - членов Союза, в недалеком будущем стать конкурентоспособными на мировом экономическом рынке. В целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, а также в целях обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения в рамках ЕАЭС будут приниматься единые технические регламенты»,- отметил глава департамента.
Он добавил, что единые базовые требования в дальнейшем найдут отражение в национальных стандартах и нормативах по проектированию и строительству зданий и сооружений. При этом государства-члены ЕАЭС смогут самостоятельно определять технические требования на национальном уровне, в соответствии с установленным единым техническим регламентом, учетом национального уровня развития экономики, природно-климатических и сейсмологических особенностей, а также государственной системы контроля и надзора, осуществляющей оценку соответствия материалов и работ к требованиям нормативов.
«Общие для всех стран – участников ТС требования будут объединены в Межгосударственные нормативы, которые, в случае необходимости, будут укомплектованы нормами стран – участников, как национальные приложения этих стран. В едином техническом регламенте ЕАЭС будут установлены общие требования к заданиям и сооружениям. Межгосударственные Строительные нормы (МСН) предназначены для конкретизации минимальных требований к видам зданий и сооружений, инженерным системам. Пути реализации этих требований, как рекомендательные, будут отражены в Межгосударственных сводах правил (МСП) и национальных сводах правил (СП). Конечная цель - дать возможность проектировщикам проявлять творческий подход и применять в проектах новые технологии и материалы, что позволит создать благоприятную среду обитания и жизнедеятельности человека»,- подчеркнул эксперт.
В заключении он отметил, что все вышеперечисленное позволит значительно расширить возможности каждой из Сторон более самостоятельно, и в тоже время консолидировано определять внутреннюю национальную политику в техническом регулировании строительной сферы, более полно учитывающей особенности нормотворчества каждой из стран ЕАЭС.
По мировым стандартам
Как подчеркнул Генеральный директор АО «КазНИИСА», с 2015 года строительство в Казахстане будет вестись по европейской системе технического регулирования. «Мы гармонизируем законодательство уже пятый год. К концу 2014 года мы уже должны обеспечить возможность вести строительство и иностранцам, и нашим продвинутым проектировщикам, и строителям уже по европейской системе технического регулирования с 2015 года», - отметил Мелик Алпысбаев, добавив, что запланирован переходный период, где действующие нормативы и новый пакет нормативов будут работать одновременно. То есть на первых порах, для более плавного перехода, ожидается параллельное существование старого и нового.
«Еврокоды – это маленькая часть, доля и принципы конструктивных расчетов, и они необходимы, в первую очередь, проектировщикам. Мы акцентируем внимание на еврокодах, так как они определены как единые принципы и наднациональный документ для всех стран Европы. Мы хотим их перенять, чтобы с ними разговаривать на одном уровне»,- добавил руководитель АО «КазНИИСА».
В свою очередь, председатель комитета по делам строительства и ЖКХ МРР РК Владислав Галиев отметил, что до конца года 90 процентов нормативной базы строительства Казахстана будет соответствовать европейским стандартам.
Так, в прошлом году правительством РК была утверждена Концепция реформирования нормативной базы строительной сферы, которая учитывает региональную и мировую интеграционные процессы. Так, до конца этого года планируется на 90 процентов осуществить гармонизацию нормативной базы строительства Казахстана с европейскими нормами, что позволит перейти на применение новых норм – еврокодов – с января 2015 года.
В рамках создания общего рынка с формированием ЕЭП МРР планирует разработать и принять концепцию по разработке технического регламента ЕЭП и проект технического регламента ЕЭП «О безопасности зданий и сооружений, строительных материалов», создать центры по подготовке, переподготовке, повышению квалификации и аттестации инженеров проектировщиков, строителей, экспертов по методике применения Еврокодов, и координационный центр по всем техническим вопросам в рамках ТС.
К началу следующего года перейти к еврокодам в строительстве планирует и Российская Федерация. «Для дальнейшего внедрения и запуска в практику еврокодов понадобится чуть меньше года работы. Мы ориентируемся, что к концу 2014 – началу 2015 года в России документация должна быть запущена», - в свою очередь, проинформировала заместитель директора департамента градостроительной деятельности и архитектуры Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Ольга Дашкова.
Она добавила, что последствия такого шага очевидны. Это гармонизация в области строительства с европейскими наработками, движение вперед в строительной деятельности, так как основной проблемой в строительной отрасли стран участницах СНГ является регламентация теми нормативно-техническими документами, которые достались в наследство от СССР. «Время не стоит на месте, появились новые технологии, появились новые правила. Мы сейчас говорим о снятии административных барьеров и все это должно отражаться в наших документах, поэтому использование еврокодов в нашей работе как раз приведет к такому положительному результату», - резюмировала Ольга Дашкова.
Бизнес-корректировка
Ранее представители казахстанского бизнес-сообщества указывали на необходимость принятия строительных стандартов, с учетом особенностей стран-участниц «тройки». Так, по словам заместителя председателя правления Национальной палаты предпринимателей (НПП) Рахима Ошакбаева, высказанным в ходе Совета национальных инвесторов, самый сложный блок вопросов, которые рассматривались в переговорном процессе трех стран, касается технического регулирования. Казахстанские предприниматели жалуются на избыточность наднационального технического регулирования.
По мнению НПП, перечень объектов технического регулирования, к которым комиссия устанавливает обязательные требования, необоснованно избыточен. В него включены позиции, которые не являются взаимопоставляемыми товарами, и требования к которым нет необходимости делать едиными на все три страны. Например, здания и сооружения, дороги, система очистки, аттракционы, инфраструктура метрополитена, единые требования энергоэффективности, продукция гражданского оборудования и многое другое.
Поэтому казахстанские предприниматели предложили провести их ревизию и пересмотреть как сам перечень технических регламентов, так и их требований, для выявления избыточного регулирования, которое ухудшает бизнес-среду, с приведением требований регламентов в соответствии с возможностями казахстанской материально-технической базы. По мнению казахстанской стороны, у каждой страны должна оставаться возможность самим определять требования безопасности с учетом климатической специфики и сейсмичности.
В процессе рассмотрения положений проекта договора казахстанский бизнес принимал активное участие. НПП, представители которой включены в состав переговорной команды, внесла 120 замечаний и предложений в договор ЕАЭС. На недавней пресс-конференции Рахим Ошакбаев отметил, что практически по всем разделам договора были выработаны консолидирующие позиции предпринимательского сообщества Казахстана, которые постоянно доводились до сведения уполномоченных органов официальными письмами.
«В целом палата официально внесла в правительство свыше 120 различных замечаний и предложений. И сейчас сухая статистика такова, что около 90 процентов, то есть подавляющее большинство предложений бизнеса стали официальной позицией казахстанской переговорной группы и смогли отстоять и вложить в итоговую редакцию договора», - подчеркнул представитель НПП, отметив, что поэтому в функциональной части проекта договора удалось достигнуть существенного прогресса в формулировке базовых соглашений 2010 года.
Источник: Bnews.kz
Оставьте комментарий:
Комментарии: