astana-view

ГОРНО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ КАЗАХСТАНА РАЗВИВАЕТСЯ В НЕПРОСТЫХ УСЛОВИЯХ

14 Июня 2014
5293 просмотров

ГОРНО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКАЯ ОТРАСЛЬ КАЗАХСТАНА РАЗВИВАЕТСЯ В НЕПРОСТЫХ УСЛОВИЯХ. НЕУТЕШИТЕЛЬНЫЕ ДАННЫЕ МИРОВЫХ БИРЖ СВИДЕТЕЛЬСТВУЮТ О ТОМ, ЧТО КРИЗИСНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СОХРАНЯЮТСЯ. НО ВИДЕН СВЕТ В КОНЦЕ ТОННЕЛЯ! ПРАВИТЕЛЬСТВО РЕСПУБЛИКИ СОВМЕСТНО С АССОЦИАЦИЕЙ ГОРНОДОБЫВАЮЩИХ И ГОРНО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ (АГМП) РАЗРАБАТЫВАЕТ ДОЛГОСРОЧНУЮ КОНЦЕПЦИЮ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО ГМК С УЧЕТОМ АНТИКРИЗИСНОЙ ПРОГРАММЫ И МАСТЕР-ПЛАНА РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ. 

О СИТУАЦИИ В ГОРНО-МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОМ СЕКТОРЕ И ПЕРСПЕКТИВАХ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ОТРАСЛИ МЫ БЕСЕДУЕМ С ИСПОЛНИТЕЛЬНЫМ ДИРЕКТОРОМ АГМП, ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ КОМИТЕТА ГОРНОРУДНОЙ И МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ ПРЕЗИДИУМА НАЦИОНАЛЬНОЙ ПАЛАТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ НИКОЛАЕМ РАДОСТОВЦЕМ.

–  Николай  Владимирович,  какова нынешняя ситуация в секторе ГМК? В чем причина резкого падения  цен  на  металлы  на  мировых рынках?

– Анализируя нынешнее состояние отрасли, мы видим угрозу не только в нестабильности цен на продукцию ГМК  на  мировых  рынках.  Китай  (а именно  эта  страна  была  одним  из основных  потребителей  казахстанских  металлов)  пересмотрел  свою экономическую  политику,  сделав акцент  на  сокращение  металлургического производства. Сегодня даже крупные  концерны  приостанавливают  свою  деятельность  по  причине ужесточившихся  требований экологии,  так  как  для  их  выполнения  они  обязаны  провести  ряд  мероприятий не только по улучшению экологического  менеджмента,  но  и по укрупнению производства. Более того,  Китай  пытается  искусственно сдерживать  темпы  экономического роста  методами  государственного  регулирования,  что  тоже  крайне

отрицательно  влияет  на  экономическую  ситуацию  казахстанских горнодобывающих  компаний-экспортеров.  Достаточно  сказать,  что этой  весной  впервые  за  много  лет

казахстанские  предприятия  черной металлургии  не  провели  ни  одной сделки по железорудным окатышам. Не  лучше  складывается  ситуация  в секторе цветной металлургии.

На  европейском  направлении экспорта  также  нет  оснований  для оптимизма. Мы  видим, что  Европа достаточно  медленно  работает  в условиях  нестабильной  ситуации  с рядом государств и ее потребности в  металле  весьма  и  весьма  консервативны.

– Что представляется наиболее болезненным в данной ситуации для казахстанских горно-металлургических предприятий? Какие внутренние  проблемы  отрасли ограничивают развитие?

– В Казахстане по многим видам сырья  ухудшаются  горно-геологические условия: снижается процент содержания  полезного  компонента в металлических рудах. Все больше средств отвлекается на проведение вскрышных работ.

Серьезным  образом  на  затраты компаний  влияет  рост  отчислений на  развитие  социальной  сферы. Сегодня  мы  наблюдаем,  как  заработная плата в Казахстане обгоняет производительность  труда.  Отмечу, что  даже  в  условиях  ухудшения  ценовой  конъюнктуры  казахстанские производители  не  пошли  на  такую непопулярную  меру,  как  массовое сокращение кадров. В секторе ГМК наблюдалось лишь незначительное сокращение заработной платы, которая быстро восстановилась на прежнем уровне. За счет изыскания внутренних  ресурсов: снижения  потребления товарно-материальных ценностей, сокращения ремонтов и т.  п.  –  компании  сумели  сохранить коллективы работников.

Между тем сложившаяся обстановка несет угрозу дальнейшему развитию инновационных проектов. Так, гордость  нашей  цветной металлургии – недавно  построенный  электролизный  завод по производству сплавов алюминия – испытывает экономические трудности, связанные с тем, что мировые цены на его продукцию ниже себестоимости производства. Поэтому, говоря о подготовке и реализации нового пятилетнего плана развития ГП ФИИР в горно-металлургической отрасли, нужно принимать во внимание все эти  моменты.  Однозначно, сегодня и речи быть не может о достижении каких-то новых высот и рекордов. Нам  бы  сохранить  хотя  бы  то,  чего мы достигли.

–  Что  особенно  болезненно  воспринимается в отрасли?

–  Сегодня  Ассоциация  горнодобывающих  и  горно-металлургических компаний совместно  с  Национальной  палатой  предпринимателей ставит вопрос о том, что тяжелой индустрии  Казахстана необходима  не декларативная, а  реальная  государственная поддержка. К сожалению, мы не всегда бываем услышаны. Так, многие  компании-недропользователи, несмотря на убыточность производства, так и не смогли получить снижение  налога  на  добычу  полезных ископаемых, хотя такая возможность предусмотрена действующим налоговым  законодательством.  Более  того,  ряд  наших  компаний сталкивается  с  практикой  двойного обложения НДПИ на один и тот же объем  произведенной  продукции. В  условиях,  когда  нет  прибыли  и производство балансирует на грани убыточности, когда цена на продукцию ниже себестоимости, компании вынуждены платить корпоративный налог  по  ставкам,  утвержденным  в лучшие времена.

Серьезной проблемой  стал  рост транспортной  составляющей  в  затратах горнодобывающих компаний. За  последние  два  года  тарифы  на железнодорожные  перевозки  повышались в среднем на 9–14% в год. Но  ведь  цена  на  металлы  на  миро-

вых рынках не росла соответственно аппетиту транспортной компании?

Более  того,  на  этом  неблагоприятном  экономическом  фоне  нам заявляют  о  намерении  модернизировать социальную сферу, перенося часть бремени социального обеспечения  на  плечи  работодателя.  Очевидно,  что  эта  мера  принимается без серьезного анализа с точки зрения экономических последствий для предприятий.  Отмечу,  что  социальная  нагрузка  наших  градообразующих компаний и так весьма велика.

Особенно  в  таких  промышленных городах, как Темиртау, Рудный, Жезказган, Усть-Каменогорск и др. Даже в условиях ухудшающейся ситуации мы  сохраняем  свои  обязательства по  меморандумам,  подписанным  с акиматами городов.

–  Тем  не  менее  нельзя  не  отметить,  что  Правительство страны  предприняло  ряд  шагов навстречу  компаниям  горно-металлургической  промышленности…

– Да, и мы с надеждой воспринимаем  это  движение.  В  последние месяцы Правительство,  понимая непростую  экономическую  ситуацию, стало активно реализовывать новую  экономическую  политику в  отношении  ГМК.  Как  вы  знаете,  указом  Президента  Республики  Казахстан  образован  Совет  по горно-металлургической  отрасли, геологии  и  недропользованию по  твердым  полезным  ископаемым  при  Президенте  Республики Казахстан.  Сегодня  совет,  возглавляемый  Премьер-Министром Республики  Казахстан  Каримом Масимовым,  активизировал  свою работу. Это можно видеть по намерению  Правительства  решить  застарелую  проблему  возврата  НДС.

Более  того,  мы  видим  желание переосмыслить основные подходы к  решению  этой  проблемы  со  стороны  заместителя  Премьер-Министра – Министра финансов Бахыта Султанова.

И, конечно же, не могу не упомянуть решение о корректировке курса  тенге,  оказавшего  благотворное воздействие на экономику предприятий…

– В чем суть проблемы с возвратом НДС?

–  Дело  в  том,  что  примерно  30% НДС не возвращается крупным компаниям-производителям до тех пор, пока не будут получены результаты перепроверки  достоверности  свершения экспортной сделки. Вопрос в том, что такие компании порой имеют до 10 тысяч потребителей и проверка может занять весьма продолжительное  время.  Мы  предлагаем пересмотреть эту практику. И вот почему. Крупные компании, как слон в зоопарке,  всегда  на  виду.  Органы налогового  администрирования  в любой  момент  могут  проверить  их деятельность.  В  то  же  время,  недополучив  свои  деньги,  компании были вынуждены брать кредиты на пополнение  оборотного  капитала, что отрицательно влияло на их экономику.

Вообще,  задержки  возврата  по НДС  серьезно  бьют  по  репутации Казахстана как страны со здоровым инвестиционным климатом. В таких случаях  всегда  возникает  подозрение, что государство использует эти деньги  как  дополнительный  источник  финансирования  мегапроектов. Таких, скажем, как «Экспо-2017»…

Продолжая  тему  активного  взаимодействия  металлургического  бизнес-сообщества  с  Правительством, хотелось  бы  отметить  подвижки  в сторону снижения ставок НДПИ для предприятий  отрасли  в  случаях  нерентабельности  производства.  Мы видим,  что  Правительством  предпринимаются  попытки  осмыслить эту проблему и найти пути ее решения.

К  числу  позитивных  шагов  Правительства  отнесу  урегулирование вопроса  с  экологическими платежами. Как вы знаете, почти год сектор энергетики  и  горно-металлургического  производства  жил  в  нервозной  обстановке  угрозы  введения новых  ставок  за  эмиссию  СО2.  По подсчетам  компаний,  это  привело бы  к  тому,  что  примерно  треть  инвестиций  ушла  бы  исключительно на  платежи.  И  мы  благодарны  Президенту  страны  Нурсултану  Назарбаеву  за  его  поручение  Правительству, согласно которому ставки были скорректированы  до  приемлемого уровня.

Еще  один обнадеживающий  момент. Правительство внесло изменения в союзный договор по ЕврАзЭС и документы по ЕЭП с целью удаления самого  понятия  «исключительный тариф», а только в рамках исключительного  тарифа,  при  котором  затраты  перевозчика  компенсировались  из  государственного  бюджета стран-участниц,  товароотправитель мог  получать скидку. Теперь меняется логика взаимодействия  транспортной компании с товароотправителем. Агентство по регулированию естественных  монополий  своим приказом  внесло изменение в Правила КТЖ по предоставлению понижающего коэффициента. До сих пор такая  льгота  предоставлялась лишь тем  компаниям,  которые  находили новый  экспортный маршрут  и  при этом  повышали  объемы  производства,  соответственно,  транспортировки  грузов. Но,  как  вы  понимаете, в нынешних условиях рынка это невыполнимое  условие. Во-первых, маршруты  практически  не  меняются, они  продиктованы  логистикой, необходимостью выхода  к  морю. Во-вторых, при  такой  конъюнктуре цен  не  может  быть  и  речи о  наращивании  объема  производства. Поэтому сегодня обсуждаются  новые подходы к предоставлению скидок в зависимости от объема и частоты перевозок. Это наиболее оптимальный вариант.

Еще  раз  отмечу изменившееся отношение к  консультациям с бизнес-сообществом со стороны Правительства. С созданием  Национальной палаты предпринимателей и  образованием  в  рамках  этой  организации Комитета горнорудной и металлургической промышленности появилась возможность артикулировать проблемы, стоящие перед отраслью.

– Как  продвигается  работа  над созданием  Горного  кодекса?  Для чего  нужен  кодекс,  разве  существующее  законодательство  не отвечает  всем  потребностям горняков?

– Кодекс – это закон прямого действия,  предполагающий  однозначность  толкования  и  минимум  отсылочных  норм.  В  Монголии  Горный кодекс насчитывает около полутора тысяч  страниц. У  нас  же  действующий  Закон  «О  недрах  и  недропользовании» представляет  собой тоненькую брошюру. Сам закон изобилует нормами, отсылающими нас к  подзаконным  актам.  Но  главное в  нем  то,  что  он  не  учитывает  специфики горного дела и сверстан под запросы нефтегазового сектора.

Мы неоднократно говорили о необходимости  совершенствования законодательства  о  недрах,  с  учетом  тематики  горнодобывающей промышленности.  Невозможно  создать  единый  универсальный  закон и для нефтяников, и для рудников. Об этом неоднократно  говорили  и представители Всемирного банка. А главное – нужен документ, который привлекал  бы  инвестора  четкостью юридических формулировок.

После нескольких лет дискуссий нам удалось убедить в этом власть. Глава  государства  дал поручение Правительству о  дальнейшем совершенствовании законодательства с  целью  привлечения прямых иностранных инвестиций в геологоразведку.

Сегодня в режиме онлайн ведется постоянная работа с Министерством индустрии  и  новых технологий  и Миннефтегазом.  Недавно,  после обсуждения в Национальной палате предпринимателей, мы  сформулировали общие подходы к будущему законодательства  о  недрах.  Одним из решений видится создание не кодекса, а закона, который включал бы в себя общую часть и специальные, где  будут  прописаны отраслевые коллизии. Совместно  с  компанией «PriceWaterhouse»  вырабатывается концепция. В МИНТ и Миннефтегазе создана  рабочая  группа.  Отдельно хочу  отметить  продуктивность  диалога  с Министерством  индустрии  и новых технологий.

Таким образом, можно с большей вероятностью  полагать,  что  принципиально новое законодательство о недрах станет реальностью уже к 2015 году.

–  Какие  нормы  являются  наиболее  важными  с  точки  зрения АГМП?

– Норма об «одном окне». Сегодня процесс получения права на недропользования  донельзя  забюрократизирован.  Инвестор,  для  того  чтобы согласовать проект работ и ТЭО, вынужден терять время  на посещение  самых  различных  министерств, агентств, комитетов и прочих учреждений на уровне республиканских и местных  органов  власти.  Принцип «одного  окна»  позволит  инвестору  решить  все  вопросы  сразу,  без блуждания по кабинетам. Также мы хотели  бы  забить  в  законодательство норму о максимально коротких сроках  приема  и  рассмотрения  заявки.

Также  инвестор  должен  иметь право  выбора  и  решать  сам,  работать ли ему на основании обычной лицензии  на  недропользование или  заключать  специальное  инвестиционное  соглашение  с  Правительством  Республики  Казахстан. Последнее  было  бы  целесообразным  в  случаях,  когда  инвестору необходимо вложиться в создание инфраструктуры,  скажем,  построить железную дорогу или протянуть линию электропередачи к руднику. Соглашение  должно  учитывать  это и  оговаривать  какие-то  льготы  и преференции. Бизнесу нужны твердые  гарантии.  В  этой  связи  стоило бы  пересмотреть  существующее законодательство  о  Специальных экономических  зонах,  максимально приблизив его к запросам инвестора.

Еще  один  момент.  Нам  думается, что  инвестор,  вложившийся  в  геологоразведку  и  подтвердивший  наличие  месторождения  твердых  полезных  ископаемых,  должен  иметь право  на  его  разработку.  К  сожалению,  в  действующем  законодательстве эта норма отсутствует.

Вообще, коли мы заговорили о необходимости  привлечения  инвестиций  в  экономику  нашей  страны,  то идти  нужно  от  запросов  инвестора. Мы, к сожалению, в законотворческой  работе  пока  руководствуемся вопросами удобства администрирования.

–  Какие  ожидания  вы  связываете  с  форумом  ASTANA  MINING  & METALLURGY?

– Я надеюсь, что на форуме будут детально рассмотрены вопросы бизнес-сообщества,  с  учетом  которых будут  скорректированы  дальнейшие планы Правительства. Только в диалоге мы сможем найти решения, приемлемые  как  для  государства, так и для частного инвестора.

Источник: gmprom.kz


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры