Корпоративную социальную ответственность необходимо продвигать совместными усилиями государства, бизнеса и гражданского сектора
Вчера в Алматы состоялось обсуждение проекта Национальной концепции корпоративной социальной ответственности - документа, работа над которым велась на протяжении последнего года. Проект подготовлен комитетом социальной сферы и социального партнерства Национальной палаты предпринимателей. По словам разработчиков, основная задача заключается в том, чтобы внедрить принципы национальной концепции среди крупных компаний, на основе ее положений структурировать взаимоотношения правительства, профсоюзов и бизнеса по вопросам корпоративной социальной ответственности.
“Сегодня, к нашему стыду, социальную ответственность развивает государство. Пришло время поблагодарить Президента, правительство и четко сказать, что отныне сами ассоциации предпринимателей, гражданский сектор на основе внедренной концепции КСО будут подводить итоги и делать вывод, какая компания является самой лучшей. Для этого мы разработаем платформу действий, критерии КСО, вследствие чего получим право говорить от лица бизнеса, что та или иная компания является лидером в области социальной ответственности. Сегодня это касается главным образом крупного бизнеса, крупного капитала, и в практику крупного капитала мы будем внедрять социальные отчеты. В нашей стране это делается впервые, но если мы хотим войти в число наиболее успешных государств, социальная ответственность должна быть выше, чем сегодня. Бизнес должен быть прозрачным, должно быть понятно, какую помощь он оказывает людям, которые живут рядом. Если компания является недропользователем, значит, она должна отвечать за окружающую среду; компания, работающая, например, в Алматы, должна сделать все возможное, чтобы наш город был чистым и в нем рос апорт”, - считает председатель комитета социальной сферы и социального партнерства НПП РК Талгат ДОСКЕНОВ.
Исполнительный директор Фонда Евразия Центральной Азии Ринат Темирбеков сообщил, что разработка концепции шла в рамках проекта, финансирование которого осуществляло посольство Нидерландов в РК, и на старте работы было слабое представление о том, в каком виде должен существовать документ. В процессе подготовки был изучен опыт многих стран, в том числе государств Европы, где механизмы КСО действуют давно, изложены и закреплены документально. На территории СНГ такого документа нет - существовал проект в Украине, который по понятным причинам не был доработан до конца, в России существует хартия социально ответственного бизнеса, отраслевые инициативы, однако документа, который концептуально отражал бы понятие КСО, основные направления и задачи работы в данной сфере, тоже нет. Основная цель работы над концепцией заключалась в выработке единого подхода к системному развитию и созданию благоприятных условий для интеграции корпоративной социальной ответственности в деятельность компаний в целях достижения устойчивого развития Казахстана в целом и роста общественного благосостояния. Одна из задач заключается в том, чтобы разработать конкретные практические рекомендации по формированию и развитию культуры КСО именно в казахстанском бизнесе, поскольку в республике работает много иностранных компаний, в которых подход к КСО давно выработан на уровне корпоративной культуры.
У нас в республике тоже нет единого определения КСО, хотя в Законе РК “О частном предпринимательстве” корпоративная социальная ответственность определена как добровольный вклад субъектов частного предпринимательства в развитие общества в социальной, экономической, экологической сферах. Во главу угла поставлен принцип добровольности. Проанализировав существующие на рынке модели, разработчики рекомендовали обратить внимание на опыт ЕС, где КСО интегрирована в систему корпоративного управления. В более общем масштабе корпоративная социальная ответственность рассматривается как ответственность предприятий за свое воздействие на будущее. Это определение также трактуется как ведение бизнеса в соответствии с законодательством и признанными на международном уровне стандартами. “Одна из рекомендаций экспертов заключалась в том, что не надо изобретать велосипед - достаточно интегрировать то, что уже разработано. Мы с этими определениями согласны, чтобы двигаться вперед, того, что есть в законе, достаточно. И все же мы предложили два определения, показав тем самым, что общество не стоит на месте, что оно должно меняться и меняется”, - констатировал г-н ТЕМИРБЕКОВ.
Системное продвижение социальной ответственности невозможно без совместных усилий со стороны государства, бизнеса, гражданского сектора, отметил эксперт. Государство должно создать благоприятные основы для развития бизнеса и общества, не регламентируя при этом, сколько обязательств должен брать на себя бизнес. Необходимо создать такие условия, чтобы любой предприниматель понимал, какую выгоду представит реализация этих принципов. Бизнес, реализовывая принципы КСО на практике, должен понимать, какую степень ответственности берет на себя. В концепции определен круг вопросов, которые охватывает понятие корпоративной социальной ответственности, а также основные принципы КСО, среди которых подотчетность, прозрачность, этическое поведение, уважение интересов сторон, соблюдение верховенства закона, международных норм поведения. По мнению экспертов, внедрение принципов корпоративной социальной ответственности позитивно сказывается на репутации компании, создает условия для улучшения управления рисками, создания инноваций, повышения конкурентоспособности.
Тем не менее опросы, проведенные в процессе работы над проектом концепции среди представителей бизнес-кругов, показали, что предстоит провести серьезную работу по уменьшению барьеров на пути внедрения механизмов КСО. Предприниматели говорили о том, что государство не стимулирует проявление социальной ответственности, не хватает финансовых ресурсов, отсутствует подотчетность и прозрачность местных органов власти, да и собственного опыта компаниям зачастую недостаточно. Не действуют экономические инструменты внедрения принципов КСО. Формально существуют налоговые льготы, но, как утверждает эксперт фонда, отсутствует механизм мониторинга их эффективности, и госорганы не в состоянии оценить, работает этот механизм или нет. Важным стимулом для предприятий могли бы стать ответственные госзакупки. Государство, закупая услуги и товары у реального производственного сектора, могло бы создать спрос на то, чтобы компании внедряли у себя такие социальные принципы, как, например, производство экологически чистых товаров.
“Исходя из международной практики и критериев, по которым оценивается уровень КСО в Европе и других странах, вырисовывается необходимость иметь госорган, уполномоченный и наделенный необходимой властью для организации межведомственной координации этой деятельности. У нас есть Министерство труда и соцзащиты, но большая часть работы ведомства однобока, особенно с учетом специфики его деятельности. Необходимо поддержать создание национальной многосторонней платформы КСО с участием экспертов из бизнеса, государства, гражданского сектора. Эти механизмы до сих пор существуют даже в тех странах, где механизмы КСО давно и успешно функционируют. Следует внедрить принципы КСО в практику работы госорганов, именно они должны выступать примером продвижения таких принципов в жизнь”, - уверен г-н Темирбеков.
Источник: Панорама
Оставьте комментарий:
Комментарии: