astana-view

"Гульнар тур": при чем тут мораторий на проверки МСБ и несовершенство законов? - "Своими словами"

21 Июля 2014
2573 просмотров

О том, что случилось с "Гульнар тур", сообщили все СМИ Казахстана. "Радиоточка" решила проанализировать: почему это случилось? Вопрос на обсуждение был поставлен с нетрадиционного ракурса: "Сыграл ли в проблеме с одним из самых крупных в стране туроператоров какую-то роль мораторий на проверки малого и среднего бизнеса, объявленный в Казахстане в феврале 2014 года?" Для поиска ответов в студию передачи "Своими словами" приглашены: заместитель директора Палаты предпринимателей Алматы Айтуар Кошмамбетов, страховой омбудсмен Виталий Веревкин и президент общественного объединения по защите прав потребителей "Адал" Артык Сейткалиева. Мы так же пытались пригласить "Гульнар тур", но они не выходят на связь – их не могут найти даже государственные органы. Казахстанская туристская ассоциация отказалась от нашего приглашения, сославшись на занятость и то, что они устали это обсуждать. Узнать о ситуации на рынке помогла Асем Козбагарова - исполнительный директор группы компаний Travelsystem. С нею был проведен радиомост из студии.

Марина Михтаева: Принято считать, что моратории на проверки бизнеса – это однозначное благо. Но нет ли обратной стороны у этой медали, когда отсутствие контроля приводит к тому, что недобросовестные бизнесмены злоупотребляют бесконтрольностью?

Айтуар Кошмамбетов: Конечно, очень правильно было замечено, что есть моменты отрицательные. Это касается безответственных предпринимателей, которые, наоборот, в период моратория должны повышать свою ответственность. Есть люди, которые этим пользуются. Однако я бы хотел сказать, что в большей степени мораторий несет положительные моменты. В настоящем случае он направлен на то, чтобы до конца моратория были разработаны новые правила игры. Плановые проверки больше не будут существовать, и система внеплановых проверок тоже изменится. Это кардинально изменит ситуацию для бизнеса. Будет введена новая система оценки критериев риска, согласно которой проверкам будут подлежать только те предприниматели, которые действительно нарушают или в зоне риска находятся. По статистике, в среднем в год один предприниматель подвергается 20 проверкам. Иногда даже бывают такие случаи, когда после плановой проверки к нему приходит внеплановая по чьему-то заявлению.  Для того, чтобы это исключить, и чтобы предприниматель около 20 % своего времени не тратил на это, мы внесли такие предложения, и они были поддержаны главой государства. Эти новшества были предложены до введения моратория. И мораторий – это тот период, за который мы должны их окончательно разработать и дать какую-то передышку предпринимателям, чтобы они по-новому начали работать с 2015 года.

Марина Михтаева: А ситуацию с "Гульнар тур" можно подвести под это исключение из правил, когда недобросовестные предприниматели злоупотребляют отсутствием проверок? Именно об этом в интервью говорил председатель Комитета по индустрии туризма.

Виталий Веревкин: Я считаю, что  вряд ли мораторий повлиял на деятельность "Гульнар тур". Год назад я был в этой студии, и мы обсуждали примерно то же самое, только были другие действующие лица, но проблема была та же. На мой взгляд, есть огромные проблемы самого закона о туристической деятельности. Да, нужны новые правила игры. Да, нужно более внимательно относиться к предпринимателям. Но давайте задумаемся, что дает лицензирование туристической деятельности на сегодня? Мы имеем два интересных момента. Первое – чтобы получить лицензию, нужно выполнить определенные правила. И в случае какой-либо проверки, может быть, когда-нибудь, если мы что-нибудь нарушим, мы можем лишиться лицензии. Но в этой ситуации отсутствует надзор. Контроль, отложенный или реализованный в непонятном промежутке времени, расслабляет. Я согласен, что есть понятия малого, среднего и крупного бизнеса. Если говорить о турагентах, то это, на самом деле, малый бизнес и крупным он быть не может. Но если это туроператор, то он априори не может быть мелким бизнесом, несмотря на то, что там работают, может быть, пять-восемь человек. В этой ситуации критерий должен быть другой – объем обязательств, которое несет данное юрлицо. Мы прекрасно видим, что туры в Турцию, как вариант, продаются и зимой, но человек летит летом, чтобы сэкономить. Что полгода с этими деньгами происходит? Как они расходуются? Целы ли они? Какого контрагента туроператор привлекает для исполнения своего договора по оказанию услуг, то есть организации туров?

Марина Михтаева: Это все в законе не прописано?

Виталий Веревкин: Нет, конечно. Я буквально перед встречей еще раз изучал закон - вопросов надзора и контроля за расходами финансовых средств вообще не предусмотрено в этом законе.

Марина Михтаева: То есть с этими деньгами можно делать все, что угодно? Положить на депозит, например…

Виталий Веревкин: Использовать по своему усмотрению, скажем так. Отсутствие надзора и понимание того, каким образом компания будет выполнять обязательства… Посмотрите, сколько стоит отправить самолет в Турцию? 200-300 тысяч долларов только перелет. Плюс еще обязательства перед отелем. Плюс трансферы. А люди летят каждый день, и может даже по нескольку раз. Допустим, летний период – 90 календарных дней. Умножьте на один самолет, и получатся те суммы, которые привлекают туроператоры.

Марина Михтаева: Интересная ситуация получается, вы, с одной стороны, не согласны с тем, что мораторий как-то связан, с другой стороны, надзора нет, и эта безнадзорность приводит к проблемам. Видимо, нужно как-то поменять систему надзора, да?

Виталий Веревкин: Мне кажется, нужно поменять и систему лицензирования, и систему надзора именно над туроператорами.

Марина Михтаева: Артык Жумагуловна, вы занимаетесь защитой прав потребителя. Мы, когда говорим о моратории на проверки бизнеса, говорим об этом положительно и подразумеваем пользу для бизнеса и для экономики в целом. А для потребителя это благо?

Артык Жумагуловна: Для потребителя это не всегда благо, потому что мораторием пользуются и недобросовестные предприниматели. К сожалению, такие предприниматели есть. Что касается "Гульнар тур", то, это лично мое мнение, он мог воспользоваться этой ситуацией. К сожалению, виноваты в этом и потребители, которые знали, что оставались туристы еще в мае, но тем не менее они почему-то шли в "Гульнар тур" и покупали турпакет. Плюс ко всему, когда потребители приходят именно в туристическое агентство или к туроператору и покупают тур, они не смотрят никаких документов, подписывают то, что им дали, никогда ничего не читают. Не берут даже документ, который они оплатили. Мы всегда об этом говорим, но, тем не менее, одни и те же ошибки совершают потребители. Данный мораторий немного отличается от прежних. До этого, если была официальная жалоба от потребителя, то соответствующие контролирующие органы имели право производить проверку. Данный мораторий даже это запрещает. К нам приходят не только из туристических компаний. Приходят люди, которые травятся и которые покупают продукты или товары ненадлежащего качества. В этом году открыли агентство по защите прав потребителя, которые наделены правом надзора. На сегодня они не могут произвести проверку даже по жалобе потребителя. В данной ситуации очень большой поток, и это угрожает не только потребителям. Экономически страдает государство. То, что какой-то "Гульнар тур" обманул потребителей, и государство за счет денег налогоплательщиков этих потребителей привозит обратно в свою страну - это, конечно, нонсенс. Я считаю, что еще в мае нужно было произвести эту проверку, и, возможно, ничего этого не было бы.

Марина Михтаева: Было бы неплохо, если бы мораторий подразумевал исключения для подобных ситуаций…

Айтуар Кошмамбетов: Исключения такие есть. В настоящий момент проверка в "Гульнар тур" проведена. Для проверки субъектов малого и среднего бизнеса в исключительных случаях необходимо решение либо руководителя местного исполнительного органа, то есть акима области или города, либо руководителя министерства, которое согласуется с генеральной прокуратурой. Такой исключительный случай наступил, и проверка была проведена. В данном случае с "Гульнар тур" имеется уголовный состав – возбуждены уголовные дела по статье "мошенничество" и более 30 заявителей уже имеется на данный момент, так же в гражданском суде никто не лишен права подавать в суд и взыскивать ущерб.

Источник: Радиоточка


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры