astana-view

ЭТИКА БИЗНЕСА

24 Июля 2014
3732 просмотров

Вопросы корпоративной социальной ответственности бизнеса все чаще становятся предметом широкого обсуждения

Новое веяние времени 

Сейчас во всем мире социальная ответственность бизнеса признана одной из основ устойчивого развития человечества. Практически все крупнейшие международные корпорации работают по этому принципу. Эксперты уверены, что казахстанский бизнес также должен соответствовать мировым стандартам. В том числе и в плане корпоративной социальной ответственности, особенно на пороге вхождения Казахстана в ВТО. 

О том, как развивается вопрос корпоративной социальной ответственности (КСО) в нашей республике, мы попросили рассказать члена президиума Национальной палаты предпринимателей РК, председателя Комитета социальной сферы и социального партнерства Талгата Доскенова.

– Какова роль КСО в процессе обеспечения конкурентоспособности и дальнейшего развития бизнеса в Республике Казахстан? 

– Наш Президент как дальновидный стратег уже в 2006 году в Послании народу Казахстана «Стратегия вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира» говорил о важности социальной ответственности бизнеса и необходимости выстраивать свою деятельность в соответствии с ней.

Сегодня тема социальной ответственности бизнеса является одной из наиболее актуальных и обсуждаемых в последнее время в Казахстане. Это связано с тем, что реализация идеи социальной ответственности предполагает расширение конструктивного парт­нерства между государством и частным бизнесом. При этом речь идет о выходе сотрудничества сторон на новый уровень, затрагивающий уже не только экономику, но и социальную сферу. Далее происходит интенсивное и поступательное развитие самого бизнеса, причем в сторону увеличения степени его участия в текущей жизнедеятельности общества. И последнее, это важно еще и потому, что мы стремимся достичь уровня развитых стран мира. В этой связи нам следует принять не только технические особенности и достижения современного развитого общества.

Также нужно учитывать действующие технологии в области предотвращения социальных конфликтов и достижения общественной консолидации.

– Каковы предпосылки для осуществления эффективной деятельности КСО в казахстанской бизнес-среде?

– Сегодня социальная политика пока еще формируется государством. Следовательно, этот процесс фактически замкнут на одном исполнителе. При участии бизнес-сообществ и гражданского общества мы можем перейти к более прогрессивной модели открытого формирования социальной политики с участием множества заинтересованных субъектов. 

Следует отметить, что во взаимоотношениях между государством, бизнес-структурами и обществом происходят весьма существенные изменения. Заметно возросла роль бизнеса в развитии общества, повысились требования к открытости в деловой сфере. С одной стороны, акценты во взаимодействии с бизнесом постепенно смещаются в сторону добровольного саморегулирования. С другой – бизнес-структуры постепенно переходят от бессистемной благотворительности к более сложным стратегическим формам взаимодействия с общественностью и властью. 

В современных условиях представителям бизнеса необходима не сиюминутная прибыль, а долгосрочный успех и устойчивое положение компании на рынке. Это может быть достигнуто только в условиях социальной стабильности и партнерских отношений предпринимателей с государством. К примеру, наш казахстанский бизнес участвует в различных социальных программах. Многие компании часто оказывают поддержку людям. Они расходуют на благотворительность крупные суммы денег. Хочу отметить, что это не станет нормой отношения между бизнесом и обществом до тех пор, пока нет системного подхода в этом направлении. При этом не сформируется этика бизнеса как главного фактора и мерила социальной ответственности. Таким образом, корпоративная социальная ответственность – не просто дань моде, а жизненно важная необходимость. 

Социальные инновации, внедренные в рамках стратегий КСО, позволяют компаниям продемонстрировать свою гражданскую позицию. Также они становятся важным маркетинговым инструментом. Преимущества, которые дает компаниям реализация стратегий КСО, включают в себя уверенность персонала, сокращение текучести кадров и увеличение ценности бренда. 

Во всем мире, где применяется принцип КСО, доказано, что те компании, которые игнорируют корпоративно-социальную ответственность, упускают возможности в бизнесе. Они теряют конкурентные преимущества и отстают в управлении. Не внедряя стратегии КСО, они, во-первых, не отслеживают и не контролируют воздействие своего производства на общество и окружающую среду. Во-вторых, не полностью реализуют свой экономический потенциал. В этой связи социальная ответственность бизнеса является жизненно важным и общепризнанным фактором конкуренции. Такое сотрудничество станет главной предпосылкой и опорой при формировании социально ответственного бизнеса. Соблюдение принципов КСО в решении задач социальной политики позволит говорить о бизнес-сообществе как о надежном и серьезном партнере государства. 

– Каковы механизмы развития КСО в Казахстане?

– В рамках генерального трехстороннего соглашения на 2012–2014 годы была поставлена задача по разработке проекта концепции социальной ответственности бизнеса в Казахстане, основанной на экономической мотивации бизнеса. Национальная палата предпринимателей РК совместно с Фондом Евразия Центральной Азии разработала проект национальной концепции корпоративной социальной ответственности бизнеса в Казахстане. Целью данного проекта является разработка единого подхода в продвижении КСО. 

В задачу республиканской палаты входит внедрение данного документа среди крупных компаний. Мы рассчитываем на то, что наше общество воспримет идею КСО в Казахстане. Если сравнивать со странами СНГ, то в этом плане мы несколько отстаем. К примеру, в России принята не только корпоративная ответственность, но и социальная хартия, к которой присоединяются добровольно. Кроме того, мы переняли различные программы развития предпринимательства других стран. Их опыт обобщен в концепции и соответствует международным стандартам с учетом казахстанской специфики. На основе данной концепции мы хотим структурировать взаимоотношения в генеральном соглашении, подписываемые правительством, профсоюзами и представителями бизнеса. 

Для субъектов малого и среднего бизнеса Комитет социальной политики Национальной палаты предпринимателей РК разработал Кодекс чести предпринимателей. В нем изложены основополагающие морально-этические принципы ведения бизнеса в Казахстане. К примеру, это верховенство закона и договора, принципы бизнес-морали и так далее. 

– Когда планируется подписание проекта концепции?

– В принципе, проект концепции уже готов. Он состоит из трех блоков и носит рекомендательный характер для государства, бизнеса и гражданского общества. В течение последнего года мы активно работали над подготовкой данного документа. В работе были учтены рекомендации различных международных организаций, экспертов республиканских конференций и так далее. Также посредством электронных писем мы получали предложения и замечания. Концепция сейчас находится на стадии обсуждения, далее мы начнем отрабатывать ее с правительством.

Мы понимаем, чтобы развивать социальную ответственность бизнеса в Казахстане, нужно усилить все стороны. Ведь социальная ответственность бизнеса – это его добровольный вклад в социальную, экономическую и экологическую сферу развития общества. Сегодня бизнес понимает, что от благосостояния общества зависят экономика и привлечение инвестиций. Я думаю, что это должна быть гармония взаимных обязательств и взаимной ответственности.

Источник: Вечерний Алматы


Подписывайтесь на наш Telegram канал и оставайтесь в курсе последних новостей.

Дочерние организации

Партнеры