Перековать умников на умельцев
Минобразования позволит бизнесу влиять на подготовку специалистов в колледжах и институтах. Поправки в закон, которые чиновники подготовили совместно с Национальной палатой предпринимателей (НПП), решат проблемы, возникшие при внедрении дуального образования.
Продвижению идеи дуального образования в Казахстане мешали недочёты в законах. Как заявил заместитель председателя правления НПП Нуржан Альтаев, вместе с работниками Министерства образования им удалось выявить 17 проблемных документов, которые мешают внедрению новой технологии обучения.
– Необходимые поправки уже утверждены межведомственной комиссией и в ближайшее время будут внесены в правительство. Предполагаем, что все эти 17 актов будут изменены до сентября, – заявил Нуржан Альтаев.
В результате Государственные стандарты образования (ГосСО), которые жёстко регламентировали программу колледжей, можно будет обойти.
– Не всегда эти образовательные стандарты соответствуют потребности предприятий. То есть предприятие хочет одного специалиста, а колледж готовит другого, – объяснил изъяны законов зампред правления Нацпалаты. – Мы предложили развязать им руки и сделать ГосСО более гибкими, чтобы колледжи по заказу предприятий могли вносить изменения в образовательную программу, вводить дополнительные предметы.
По заверению Нуржана Альтаева, стандарты позволят увеличивать время практики для студентов, и они станут больше работать на предприятии, чем сидеть за партой. А пока работать на предприятиях некому, представители Нацпалаты создали «Дорожную карту» дуального образования и определили 11 отраслей, которые более других нуждаются в кадрах. Таковыми оказались: сельское хозяйство, ветеринария, экология, металлургия, машиностроение, медицина, фармацевтика, энергетика, горнодобывающая промышленность, строительство, коммунальное хозяйство, сервис, управление и транспорт.
Только начав работу по «Дорожной карте», в Минобразования получили заявки от 400 предприятий на более чем 10 тысяч специалистов по 83 профессиям. Для их обучения определено 173 колледжа. Кроме того, уже подписано более 100 договоров между предприятиями, делающими заказ, колледжами, которые готовят специалистов, и региональными палатами предпринимателей, которые будут вести мониторинг и контролировать процесс обучения. По договору предприятия обязуются принять на работу специалистов, на которых делают заказ, предоставлять площадку для прохождения практики и выплачивать небольшие стипендии практикующимся студентам. Таким образом Нацпалата скорректирует обучение по госзаказу.
– Есть госзаказ, но иногда он идёт таким образом, что специалисты оказываются не совсем востребованы на предприятиях, – пояснил Нуржан Альтаев. – Нужно государственный заказ повернуть в сторону тех колледжей, которые готовят дуальным способом. Тогда бюджетные деньги не будут затрачиваться просто так, а найдут конкретного потребителя.
Тем временем в Минобразования от внедрения дуальной системы видят пользу для государственного бюджета.
– Мы готовим штучно: для какого производства, на какой срок, каких специалистов недостаточно. Поэтому государственные деньги будут использоваться более оптимально, – заявил вице-министр образования и науки Есенгазы Имангалиев.
Он отметил, что в связи с внедрением новой системы обучения государство выделяет 4 миллиарда тенге на оснащение лабораторий в колледжах, что почти вдвое больше суммы прошлого года.
Источник: Мегаполис
Оставьте комментарий:
Комментарии: